ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Коноваленко Елена Сергеевна

в статье рассматриваются вопросы использования игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате работы в данном направлении выявлено, что игровые технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича способствует формированию у детей творческого потенциала, развитию  сенсомоторной функции и психических процессов, а также предлагают дошкольникам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konovaleko_e.s._statya_-_kopiya.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В.В. ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»

В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»; развивающая игра; формирование; конструирование; многофункциональность; обучающие сказки.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? «Каждый ребёнок талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» - писал Г.С. Альтшуллер [1]. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дети дошкольного возраста с более развитым, по сравнению с их сверстниками, интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются к новым условиям, лучше подготовлены к школе.

В комплексном подходе к воспитанию и образованию современных дошкольников немаловажная роль принадлежит развивающему обучению посредством такого вида деятельности, как игра. Значение игры для формирования личности ребенка невозможно переоценить. Не случайно
Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития» [2].

В последние годы все чаще в практике дошкольных организациях применяется игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». «Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет», предложенная В.В. Воскобовичем направлена на развитие мышления, памяти, внимания, воображения дошкольников. Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в процессе игры, с помощью которой практически полностью выстраивается весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В. Воскобовича «Это - не просто игра, это - познавательная деятельность» [3]. Развивающие игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлечённый замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи [4].

Все игры В.В. Воскобовича, в первую очередь, отличаются тем, что построены на основе сказки. Технология так и называется «Сказочные лабиринты игры». Инструкции к играм - это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, игра «Чудо-соты» - это чудо - острова, где главными героями выступает пчелка Жужа и ее друзья, «Математические корзинки» - это зверята - цифрята и нолик - Магнолик. С «Геоконтом» и «квадратом Воскобовича» знакомят «Малыш Гео» и «ворон Метр», а корабликом «Брызг-Брызг» командует «Гусь-капитан» и лягушки-матросы. Первая особенность игр
В.В. Воскобовича - сказочность методик.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 14 «Центр развития ребенка города Белгорода в рамках инновационного проекта «Апробация игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области» проводится работа по внедрению технологии В.В. Воскобовича. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная, но решаемая.

Перед тем как приступить к работе мы создали необходимые условия: оборудовали интеллектуально-игровой центр, приобрели наборы развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям воспитанников, на подгруппу детей. Технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. Развивающие игры содержат такой дидактический материал, который легко вписывается в содержание любой образовательной программы. Поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях.

Внедрение игровой технологии В.В. Воскобовича в образовательный процесс с детского сада мы рассматриваем как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для полноценной реализации задач технологии, педагогический коллектив познакомился с её содержанием. Так появилась модель использования технологии всеми педагогами. Воспитатели применяют развивающие игры и игровые пособия как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной работе с детьми, через проектирование развивающей предметно-пространственной среды групп предоставляют дошкольникам возможность выбора игр для самостоятельной деятельности.

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Каждую развивающую игру сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Развивающие игры В. В. Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры В.В. Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Большинство развивающих игр В.В. Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат ребёнка общению и взаимопониманию.

Следует отметить, что игры В.В. Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим мы устраиваем небольшие перерывы, делаем с детьми разминку. Игры В.В. Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе ребёнку. Поэтому процесс обучения по данной методике мы выстраиваем следующим образом: сначала играем с ребенком на протяжении 10 минут, затем игру откладываем. Через время возвращаемся к выполнению заданий.

Все игры В.В. Воскобовича, которые мы используем в работе с детьми, имеют различную направленность: развивают у ребенка воображение и логическое мышление, обучают чтению, формируют математические навыки, направленные на конструирование и моделирование, развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала. Например, игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в «Фиолетовом Лесу». В пособии описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у ребят. В процессе деятельности с использованием игры-конструктора «Геоконт» мы стараемся познакомить детей с миром геометрии, помочь изучить цвета, величину и формы, научить детей моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить.

Для развития пространственного мышления и навыков конструирования, чтобы научить дошкольников трансформировать, создавать разнообразные объемные и плоские фигуры, например: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и др. в своей деятельности мы используем «Квадрат Воскобовича». Эти фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается более сотни. Следует отметить, что развивающая игра
«Квадрат Воскобовича» сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями.

Для формирования у детей элементарных математических представлений и творческих способностей мы используем головоломку «Чудо-крестики». Данная игра многофункциональна, она представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне мы предлагаем ребенку собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Ребёнок, используя схемы, собирает различные образы фигур и предметов. «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать,использовать схемы для решения поставленных задач.

Используя развивающую игру кораблик «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений. Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая знакомит ребёнка с различными цветами, формирует математические навыки, прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.

Формируя у детей сообразительность, умение творчески мыслить, развивать навыки чтения, нам помогаетигра-шнуровка «Ромашка», «Снеговик», «Яблоко», «Парусник»,которые используются в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.

В ежедневной практической работе возникла необходимость во взаимодействии с родителями, а также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.Данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с ребёнком, выполняя различные творческие задания.

Таким образом, развивающие игры «Сказочные лабиринты игры»
В.В. Воскобовича многофункциональны и креативны, они в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают сенсорные и психические процессы, а также предлагают дошкольникам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.
Дети, которые развиваются по методике В.В. Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.

«Литература»

  1. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности». - Минск: Беларусь, 1994.
  2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1999.
  3. Воскобович В. В., ХарькоТ. Г., Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В.Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003
  4. Воскобович В.В., Медова Н.А.,Файзуллаева Е.Д., и др.; под ред. Вакуленко Л.С., Вотиновой О.М. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» - СП.: КАРО, 2017.
  5. Воскобович В.В. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»: методическое пособие / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – СПб.: 2017.
  6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: АРКТИ, 2003.
  7. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет). - СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в работе с дошкольниками"

       В рамках мастер-класса "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкол...

«Использование технологии Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в речевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование технологииВячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» вречевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...

Педагогический час «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В конспекте описаны методические материалы компании "Развивающие игры Воскобовича", раскрывающие возможности использования технологии в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного в...

Мастер-класс «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками по развитию речи»

Мастер-класс раскрывает возможности пособия технологии В.В.Воскобовича кораблик "Плюх-плюх" в работе с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области "Речевое развитие&quo...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами речевого развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются...

«Создание условий в группе ДОО для развития предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры »

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая о...