Конспект родительского собрания "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка"
консультация (старшая группа)

Руденко Виктория Валентиновна

конспект родительского собрания

тема: роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Тема: Роль сказки в духовно-нравственном воспитании.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию различных сказок.

Добрый день, уважаемые мамы!

В начале нашей встречи мы с вами познакомимся, но в необычной форме: каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. Это задание поможет Вам окунуться в сказочный мир детства. Меня зовут Виктория – Василиса Премудрая.

Мне приятно с вами познакомиться.

Подобную игру Вы можете провести и со своим ребенком. Это поможет развитию речевого общения, слухового внимания, памяти,  фонематического слуха.

         Уважаемые родители!

Сегодня хочу отметить, что Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех её уровнях.

Детство - время развития всех сил человека: как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

На нашей встрече мне хотелось бы, чтоб вы вспомнили самого лучшего друга детства - это сказку.

Сказка – это самый древний метод воспитания. Ему отводилась важная роль воспитания молодого поколения. Ребенка, совершившего дурной поступок, не ругали, не наказывали, а рассказывали притчу или сказку, в которой были последствия действий похожих на его поступок.

Считаю, что и в наше время сказка является источником духовной культуры человека.

Как вы считаете важны ли сказки для ребенка? (Ответы родителей)

Что же мы воспитываем в детях сказкой, как вы думаете? (волю, уверенность в себе, трудолюбие, отвагу и т.д.) Верно, а еще обязательность, умение действовать в различных ситуациях.

 Предлагаю вам послушать высказываний детей «Что такое сказка?» Видеозапись 

Вот так думают наши дети.

Существует много высказываний великих людей о нравственном значении сказок. Приведу 2 примера.

  «Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки»

                                                                                          Альберт Эйнтштейн

 «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, музыки, творчества. Без этого он засушенный цветок».

                                                                                          В. Сухомлинский

 Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика!

Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказка!

Сегодня я вам покажу каким образом можно извлечь из сказки как можно больше уроков и способов воспитания.

"Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? 

В старинных фольклорных сборниках события знакомых нам сказок  разворачиваются часто по-другому.

Например всем нам знакомая сказка "Репка"

Помните, где все пришли на взаимовыручку

Совсем другим оказался конец старинной сказки: "Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!".

 

 Современный вариант - это  история о взаимопомощи, а древний - о том, что всякое дело надо доводить до конца.

 Рассказывайте сказки вместе с детьми, анализируйте поступки героев.

Давайте вспомним сказку «Гуси-лебеди»

Уехали родители на базар и дали дочке наказ. Что такое наказ? Какие наказы даете вы своим детям? Часто ли они их выполняют? Так и в сказке не послушала дочка наказ родителей? И вы помните, что из этого вышло.

Как высокомерно вела девочка по отношению к печке, яблоне, речке не поздоровалась, вежливо не обратилась. Почему они ей не помогли в начале сказки? Как охарактеризовать можно девочку, какая она? (невоспитанная и др)

-А почему помогали ей, когда она с братцем бежала от гусей-лебедей?

Правильно девочка поняла свою ошибку, осознала какая ответственность на ней лежит за своего брата. Какая стала девочка сейчас?

-Как вы думаете какие уроки могут извлечь дети из этой сказки?

-А какой урок могут извлечь родители из этой сказки? (не оставлять детей без присмотра)

Рассказывая сказки таким образом ребенок не просто слушает сказку, но и анализирует поступки героев, усваивает, что такое хорошо и что плохо, у него развивается память, речь, мышление и происходит обучение пересказу.

Предлагаю немного отдохнуть 

Игра «Путаница» в которую вы можете играть с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад. Найдите что перепутано в названии сказок.
«Суп из топора», 
«По-заячьему велению», 
«Зелёная шапочка», 
«Кот в туфлях», 
«Два поросёнка», 
«Лиса и цапля», 
«Волк и пятеро щенят», 
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку»
«Сивка-Мурка».
-Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

 «Сочиняем сказку сами».

-А теперь, давайте все вместе попробуем придумать новую сказку.

На столе стоит коробка, а в ней картинки, я предлагаю по очереди взять по одной картинке.

 Например, картинка медведя. Начинаем сочинять сказку: «Жил-был медведь». Следующее картинка домик в лесу. Продолжаем: «медведь жил в домике в лесу» и т.д. (Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки).

Если у вас дома нет картинок можно в коробку положить игрушки или безопасные для ребенка предметы и в той же последовательности сочинять сказку.

Теперь вспомните пожалуйста, сказки, в которых грустное окончание («Колобок», «Теремок». «Сказка о глупом мышонке и т.д.). Я предлагаю придумать новый добрый конец этих сказок. (Родители придумывают новое окончание сказок)

 -Подобным образом вы можете придумывать новые сказки со своими детьми, тем самым развивая речевые навыки ребенка, фантазию, творческое воображение.

 Сегодня вы познакомились с несколькими приемами использования сказок.

Ведь сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств, развития их внутренней жизни, творчества.

Эти народные произведения можно смело назвать эффективными  методами воспитания. Ребенок рождается не злым, и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают, какие сказки читают.

«Если рядом Сказка, то ребенок»:

-с радостью и без капризов укладывается спать;

-соглашается  выполнять требования;

-делится игрушками;

-съедает “волшебное” лекарство;

-познает окружающий мир;

-учится понимать и любить все живое;

-пробует сочинять свои собственные сказки;

-учится читать, считать, фантазировать, рисовать;

-Знакомится с трудными правилами и понятиями;

-стремится стать лучше.

 

 “Сказкой можно”:

-вылечить;

-успокоить и поднять настроение;

-научить понимать другого;

-оградить от бед;

-“измерить” настроение и самочувствие.

 “Сказка может”:

-помочь скоротать путь;

-познакомить с нравственными понятиями;

-сблизить Родителя и Ребенка;

-разрешить конфликт;

-заставить взяться за нелюбимое дело.

В заключении я хотела бы подарить вам буклеты «Сказка в жизни ребёнка»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект родительского собрания по разделу духовно - нравственного воспитания дошкольников

Родительское собраниеТема «Духовно - нравственное развитие детей 5-6 лет. Встреча с Павловчанами- тружениками»...

«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА».

«Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение...

Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»Форма проведения: за круглым столом.Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспита...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок" для детей младшей группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию с использованием медиасредств "Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок» с опорой на иллюс...

Консультация для родителей «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,когда он живёт в мире игры, сказки,музыки, фантазии и творчества.Без этого он – засушенный цветок»В.А. Сухомлинский...