Консультация для родителей "Формирование речи дошкольника через развитие внимания"
консультация

Орлова Вера Игоревна

Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но и развития умения грамотно доносить эти знания до ребенка, т.е. уметь взаимодействовать со своим малышом.

Всем известно, что развитие ребенка это процесс длительный, а любому родителю хочется, чтобы его малыш вырос ответственным и умным человеком, а главное успешным. Поэтому развитие внимания, памяти и мышления должно стать приоритетом в воспитании каждого ребенка.

Таким образом, развивать внимание у детей необходимо, а развивать его через игру - это еще и увлекательно как для ребенка, так и для родителя. Через игры на внимание ребенок учится быть не только внимательным, но и усидчивым, а также стать более выдержанным, доводить свои дела до конца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Формирование речи дошкольника через развитие внимания»

Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но и развития умения грамотно доносить эти знания до ребенка, т.е. уметь взаимодействовать со своим малышом. Надо понимать, насколько важно заниматься ребенком всегда, т.е. с самого рождения, каждый день, понемногу, но систематически. Как это сделать интересным для ребенка и понятным процессом для взрослого?

Всем известно, что развитие ребенка это процесс длительный, а любому родителю хочется, чтобы его малыш вырос ответственным и умным человеком, а главное успешным. Поэтому развитие внимания, памяти и мышления должно стать приоритетом в воспитании каждого малыша.

Все чаще мы взрослые задумываемся, как научить ребенка быть внимательным, эффективно воспринимать новую информацию и применять все это на практике, когда в век информационных технологий все так быстро меняется. Ведь, как мы сегодня и сейчас научим ребенка осваивать поступающую информацию, так потом он будет осваивать ее в школе. Поэтому развитие внимания у детей становится одним из важнейших уроков в жизни ребенка, как одного их факторов развития его эффективности в будущем. Для ребенка имеющего те или иные проблемы в развитии речи это становится необходимым условием формирования чистой речи, а также предупреждением дисграфии и дислексии в школе.

Для начала следует дать определение, что такое внимание.

Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Внимание можно разделить на: непроизвольное и произвольное.

 Непроизвольное внимание – имеет непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. Например: резкий, неожиданный звук, яркий свет вызывает у нас внимание независимо от нашей воли. Произвольное внимание – требует от нас концентрации воли на объекте, или на вычленение значимой информации, т.е. это планомерная сознательная деятельность. Поэтому развитие произвольного внимания становится задачей в развитии ребенка.

Необходимо подробнее остановиться на свойствах внимания: объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение.

Объем внимания - это количество объектов, которые может одновременно охватить и осознать человек. Так, например, у взрослого человека объем внимания 7 объектов, а для детей 3-5 лет 2 объекта (ярких и необычных), для ребенка 6 лет это 3 объекта, в 7 лет до 5 объектов. Поэтому необходимо заострить внимание взрослых, занимаясь с малышом, не следует перегружать его информацией, которая ему не по возрасту, т.к. если в поле зрения ребенка будет большое количество объектов, то вместо внимания у него будет формироваться рассеянность.

 Самая простая и понятная игра на формирование объема внимания «Чего не стало». Начинать игру необходимо с 2-х предметов, в раннем возрасте, доводя их до 5-7 предметов в старшем дошкольном возрасте. Перед началом игры необходимо рассмотреть их, потрогать, назвать, поиграть. После чего дать инструкцию: «Мы сейчас поиграем, ты закроешь глаза, а я спрячу игрушку, если назовешь правильно, игрушка вернется назад». Можно брать не только игрушки, но предметы ближайшего окружения (например: овощи, фрукты, посуду на кухне, листочки, плоды на улице и т.д.) по выбору взрослого.

Следует сказать, что эта же игра поможет в развитии фонематического восприятия и слухового внимания, только задание немного изменится. «Назови игрушки по порядку. Какая игрушка стоит первой. Запомни её. Закрой глаза». Игрушку не убирают, а меняют местами, а ребенок должен вспомнить, какой предмет стоял первым и назвать его. «Назови, какой предмет стоял первым». Также можно обыграть и другие предметы (второй, третий, последний) такая игра готовит ребенка к умению впоследствии выделять заданный звук в слове.

Для старшего дошкольника можно предложить игру «Дорисуй половинку» (в Интернете можно найти много подобных вариантов).

Необходимо отметить, что одним из важных свойств внимания является его устойчивость, т.е. умение сосредотачиваться на объекте внимания. Через это свойство человек познает окружающую действительность, оно помогает формировать внутренний план действий. А теперь представьте себе: у малыша в руках две игрушки, в каждой по одной, да перед ним еще три, о каком устойчивом внимании может идти речь? А вот если одна игрушка, да еще и мама рядом, да еще и рассказывает о ней, да еще и показывает, как с ней играть интересно, то вот вам и формирование устойчивости внимания и сосредоточения на объекте. Исследования показывают, что в раннем детстве малыш активно и продуктивно занимается делом не более минуты. И снова отметим, как много зависит от взрослого находящегося рядом, и помогающего малышу осваивать окружающую действительность. Малоинтересным делом ребенок 5-6 лет может заниматься в 4 раза дольше, чем в 2-3 года, но если обернуть такое дело в игру, устойчивость детского внимания повысится. Именно поэтому так важны в этом возрасте занятия рисованием и лепкой, занятия шахматами и музыкой и пр.

Для старшего дошкольника можно предложить игру «Выполни задание по образцу», но если его обыграть, то продуктивность деятельности вырастит в разы. «Мы сегодня с тобой волшебники, будем заколдовывать фигуры, вот так: показать образец. Заколдовываем вот эти фигуры.  

 Когда идет работа по обучению детской грамоте, то здесь приемлемым становится, например, такой вариант игры «Расколдуем букву А» (т.е. идет работа над развитием устойчивости внимания и одновременно закрепляется зрительный образ буквы). Отметим, что сюжет для этой игры можно придумать самый разный.

Например: «Чтобы найти и расколдовать букву, которая спряталась, надо закрасить все клеточки с буквой А красным карандашом». Когда работа закончится, то обратить внимание на то, какую букву проявили: «Какая буква проявилась?». Сюжет можно придумать самый разный.

Концентрация внимания - это способность сосредотачиваться на объекте внимания, не отвлекаясь или сопротивляясь отвлекающим моментам. Активно это свойство внимания проявляется при овладении ребенком навыками чтения. Следует сказать, что его необходимо начинать формировать задолго до обучения чтению.

Переключение внимания - скорость преднамеренного перехода ребёнка от одного объекта (или вида деятельности) к другому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность.

Распределение внимания - рассредоточение внимания на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу. Необходимо для обучения письму. Последние три свойства внимания у дошкольников, как правило, развиты слабо.

Здесь помогут самые разнообразные настольные игры различные «Лото» (зоологическое, цветочное, разноцветное и т.д.) «Бродилки по клеточкам» путешествие по клеточками вправо, влево, вверх, вниз по заданию взрослого.

«Игры путешествия» с кубиком и фишками для старшего дошкольника.

Различные игры-сортеры для младшего дошкольника помогают не только формировать сенсорные эталоны, но и развивают все свойства внимания: устойчивости, концентрации, избирательности и распределению.

Разнообразные игры с пуговицами – это давно забытые игры, но такие актуальные сегодня. Играющие могут и выкладывать из них различные фигуры, и сортировать, и делать бусы, аппликации, становиться элементами орнамента. Здесь воображение взрослого и элементы сотворчества с ребёнком помогут расширить игровые возможности до бесконечности, но в то же время станут стимулом для развития внимания.

Таким образом, развивать внимание у детей необходимо, а развивать его через игру - это еще и увлекательно как для ребенка, так и для родителя. Через игры на внимание ребенок учится быть не только внимательным, но и усидчивым, а также стать более выдержанным, доводить свои дела до конца. Все это поможет прилежно учиться в школе и достигать поставленных целей. Родителям совместные игры помогут стать ближе к ребенку, создать атмосферу гармонии и взаимопонимания в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников через рассматривание картин».

Рассматривание картин - один из эффективных приемов развития речи детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что у дошкольников преобладает наглядно - действенное мышление....

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников через рассматривание картин»

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства....

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...

Консультация "Развитие рече дошкольников, через экологическое воспитание"

Конспекты логопедической  образовательной деятельности...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....

Формирование речи дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)

Формирование  речи  дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но...