Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников
статья (подготовительная группа)

Шибанова Варвара Ивановна

Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами прогнозирования процессов, вызванных различными факторами. Игра также включена в познавательные процессы, художественного и научного творчества и искусство, психотерапию и др. Наука считает «игру» в основу карнавалов, фестивалей, драматического искусства, шоу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников

Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами прогнозирования процессов, вызванных различными факторами. Игра также включена в познавательные процессы, художественного и научного творчества и искусство, психотерапию и др. Наука считает «игру» в основу карнавалов, фестивалей, драматического искусства, шоу.

В философии и педагогике природа игры определяется следующими аспектами:

  1. Игра-это условность, которую можно показать по-разному: и как условность соревнования, и как условность представления (обозначение, роль, знак).
  2. Прямое функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, которые в целом определяют нормы (порядка взаимоотношений участников).
  3. Игра, как самостоятельное явление культуры, занимает в ней определенное место, имеет специальные механизмы встраивания.
  4. Сущность игры состоит в апробации, отладки, обнаружения некоторых норм отношений между людьми (как социальных, так и личностных) и установлении гибких переходов в этих отношениях.

Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, уровню регулирования и контроля, наличию аксессуаров [17]. Рассмотрим некоторые из них.

По содержанию. Это определяющая сторона игры как таковой. Она представляет единство всех элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание включает в себя предмет, проблемы игры, интригу, т. е. это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, мобильные, интеллектуальные (дидактические), строительно-технические, ритуально-церемониальные, музыкальные (ритмичные, круглые, танцевальные), медицинские, коррекционные (психологические игры упражнения), комические (развлечения) и др. В соответствии с содержанием «свободных» игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.д.

По форме. Форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура».

В независимые стандартные группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игры театрализованные мероприятия; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; различные игровые импровизации; соревнования, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты и старты; игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы; игровые аукционы и т. д. [33]

По времени проведение. Время генерирует конкретные игры, стимулирует их появление. Такие игры называются сезонными или естественными (зима, весна, лето, осень). Различаются по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры минут).

По месту проведения. Здесь выделяются: настольные игры, комнатные, уличные, дворовые; игры на воздухе и на местности, игры во время праздника.

По структуре и количестве участников. Игры по возрасту, полу, составу, количеству участников различаются. Игры младших детей (детей дошкольного возраста), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых практикуют в этом плане. Объективно есть игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек и женщин.

По количеству участников одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые игры отличаются.

По степени регулирования и управления. Есть игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

По наличию аксессуаров, необходимых для игры (акции, объекты, игрушки, костюмы и т. д.). Игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игровые автоматы, игры аттракционы отличаются.

Классификации по внутренним признакам игры являются краеугольным камнем способности индивида к игре (воображение, имитация, изоляция, конкурентоспособность, передача, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре). Игры могут быть типа набора или самодельные, оригинальный или подражательный, с меньшей или большей дозой риска, пассивного или активного, и т. д. [10]

В системе классификации моделей и форм социального различения конкурс, игры, Игра, справедливость, игра, театр, игра и поэзия, игра, дипломатия, игра, войны, и т. д., т. е. боевые действия, имитационные, предметно-ролевые, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям строится прежде всего на идее социальной деятельности.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра становится для ребенка особой формой жизни в детском саду. Поэтому проблему формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста нельзя рассматривать отдельно от организации существенной деятельности игры, которая передает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учится правильно выражать мысли и строить диалоги, понимает потребность детей в общении.

Обобщив труды педагогов и психологов, сделан вывод, что для формирования коммуникативных умений наиболее значима сюжетно- ролевая игра как ясный, доступный и близкий к ситуации взаимодействия между взрослым и ребенком.

Предметная ролевая игра в дошкольный период детства работает как одно из наиболее эффективных средств формирования коммуникативных навыков. Для детей активность игры имеет важное значение как необходимое условие развития поиска, ближайшего и понятного для ребенка дошкольного возраста – игра, сказка, игрушка. С его помощью ребенок изучает окружающую реальность, строит для себя жизненную модель.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характерно, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и в то же время она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Основной линии игры, присущие эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [16].

Чтобы мотивировать детей дошкольного возраста на предмет ролевых игр в детском саду, а также чтобы игры также были интересными, привлекательными и способствовали формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, необходимо выбрать и создать новые знаки, соответствующие игре, заполняя развивающийся подчиненный и пространственный круг группы детского сада. В этом случае процесс предметной ролевой игры подарит детям дошкольного возраста радость, процесс-удовольствие от игры, манипуляции с объектами и действиями. Дети с удовольствием оденутся и попадут в роли «врача», «стилиста», «продавца», «почтальона», научатся терпению, умению согласовывать выбор атрибутов, научиться распознавать ошибки. В хорошо проигранные жизненные ситуации, сюжеты, нормы общения будут постепенно перенесены на самостоятельную деятельность игры.

При проведении сюжетно-ролевых игр в дошкольном образовательном учреждении педагогом могут быть использованы следующие методические приемы: показ новых игрушек; показ игровых действий только с педагогом или с участием детей; участие педагога в игре на ведущих и второстепенных ролях; проектирование игровых действий (рефлексия действий ребенка); сюжет иллюстрации (рисунки, схемы, элементы мультипликационных фильмов и сказок); чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием прочитанного; предварительное оговаривание сюжета игры и разработка плана.

Тема ролевой игры положительно влияет на развитие коммуникативной активности детей в дошкольной образовательной организации. Ребенок дошкольного возраста осознает причины различных действий людей, как по отношению к нему лично, так и по отношению к взрослым и окружающим его сверстникам. Ребенок легко воспринимает в игре, роль, легко входит в образ. Игра не только стимулирует развитие познавательной сферы дошкольного ребенка, но и позволяет, проигрывая сюжеты из жизни открывать новые возможности, постигать новые понятия, действия, мотивы, поступки, учит их оценивать.

У детей в сюжетно-ролевых играх в период дошкольного детства формируются навыки и умения общения друг с другом, умение подчинять личным интересами и подчиняться и интересами других людей [13]. Игра в дошкольном образовательном учреждении способствует развитию поведения ребенка в положительную сторону. Дает возможность управлять его поведением, мотивирует его подчиняться правилам сюжетно-ролевых игр. В игре с запутанным сюжетом и ролями, которые создают широкие просторы для воображения и импровизации у детей формируются не только коммуникативные навыки, но и творческое мышление и воображение. Кроме того сюжетно-ролевые игры способствует развитию памяти, внимания и рефлексии у детей дошкольного возраста. Игра может быть использована как универсальный инструмент для развития различных навыков и умений.

Содержание, сюжеты и правила игры, предпочтительные по особенностям развития речи ребенка, позволяют установить тип общения ребенка дошкольного возраста в семье, внутрисемейных интересах и отношениях. Поэтому предметом ролевой игры в комплексе с методом наблюдения могут стать мощные диагностические инструменты.

Любое отношение взрослых: как уверенное положительное, так и отрицательное важно для развития личности ребенка. Поэтому взрослый человек концентрирует внимание и подчеркивает положительные результаты, действует в предметной ролевой игре как индикатор стремления к значительному, важному, приоритетному. Стремление педагога быстро переключить дошкольного ребенка с игры до того, как образовательная деятельность может породить личный конфликт у ребенка. Дошкольника имеет чувство вины, которое может проявляться внешне в чувствах страха, застой, пассивность, которая способствует появлению чувства неполноценности, низкой самооценки [24].

В условиях сюжетно-ролевой игры и прямой связи со сверстниками дошкольный ребенок сталкивается с необходимостью введению в жизнь приобретенных норм и правил поведения, определенных действий в той или иной ситуации. Также в активности игры в период дошкольного детства часто бывают ситуации, требующие определенной координации действий, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели, проявление доброжелательного отношения к партнерам по игре. Дети дошкольного возраста не всегда находят необходимые способы поведения и реагирования в таких ситуациях с игрой. Довольно часто между детьми возникают конфликтные ситуации, когда все обсуждают точку зрения, правила, не считаясь с очередным «разгоранием». Продолжительность конфликтов, их глубина у детей дошкольного возраста во многом зависит от приобретенных ими моделей семейного общения.

Коммуникативное развитие детей в сюжетно-ролевых играх направлена на:

  • формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • усвоение правил, норм и ценностей, принятых в обществе;
  • формирование уважительного отношения со взрослыми и сверстниками и чувства принадлежности к семье, группе детского сада,;
  • развитие коммуникации, формирование способности взаимодействия дошкольного ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование самостоятельности, самоконтроля и направленности собственных действий.

Сюжетно- ролевая игра у многих эрудированных педагогов и психологов рассматривается как самостоятельная сфера жизни ребенка в дошкольный период детства.

По словам А. Г. Асмолова, «дошкольный ребенок – личность, играющая». По этой причине в ФГОС дошкольного образования выделена игровая деятельность как самостоятельная единица в структуре развития личности ребенка [27]. Право ребенка на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка: «каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

В рамках настоящей работы будет рассматриваться структура сюжетно-ролевых игр ребенка в период дошкольного детства.

Главное прямое подразделение игры - роль. Кроме роли структура игры включает в себя действия игры (действие для олицетворения), использование игры объектов (замена), отношения в системе «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок». В игре сюжет и содержание также определены и важны. Определенной сфере деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре, работает как сюжет. Содержание игры - отношения между взрослыми воспроизводится дошкольником в игре [6].

Содержание игры — это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей со сверстниками. Содержание игры делает ее интересной, привлекательной, вызывает желание играть.

Роль – реализатор сюжета и главный компонент сюжетно-ролевых игр. Для ребенка роль — это его игровой позиции. Дошкольный ребенок соотносит себя с персонажем игры и действует в соответствии с поведением этого персонажа.

Игра - отражение определенного аспекта жизни ребенка, его отношения к ней или иной ситуации. Здесь все условно, но в такой ситуации большое количество весомых и постоянных: действия игроков всегда реальны несмотря на то, что дошкольники прекрасно понимают, что игра идет «не просто так». Чувства игроков, их события, переживания – искренне. Дошкольный ребенок хорошо знает, что кукла и Мишка – только игрушки, но любит их как живых. Имитация связана с работой мышления, памяти, воображения. Ребенок не копирует реальность, он умело объединяет различные впечатления от жизни с опытом.

Формирование игровой деятельности в период дошкольного детства проходит различные этапы. По словам Д. Б. Эльконина, сначала тему игры для дошкольников ребенок воспроизводит из предметных действий взрослых.

В раннем дошкольном возрасте сверстник рассматривается малышом как субъект, ему не нужно общаться с ним.

Через 3-4 года с помощью взрослых ребенок вполне способен овладеть предметной игрой. Это не совсем игра, но уже и не манипуляции с предметами, там сюжет простой и понятный для ребенка, необходимы партнеры по игре несмотря на то, что игра носит индивидуальный характер, дети младшего дошкольного возраста начинают выбирать себе партнера для игры [8].

Тогда предметно- ролевая игра приходит к более важной стадии для идентичности ребенка. Игра будет больше направлена на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце дошкольного периода детства появляется игра с правилами.

Н. Я. Михайленко выделяет три пути игры [24]:

  • расширение и обозначение условных предметных действий в игре;
  • ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции;
  • усложнение сюжета, расширение последовательности ситуаций, их назначение и планирование.

Общение является важным элементом любой сюжетно-ролевых игр. На данный момент существует эмоциональное, социальное и психическое определение ребенка. Игра дает детям дошкольного возраста возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими, используя социальные правила и нормы.

Руководство педагога дошкольного образовательного учреждения сюжетно-ролевых игры детей дошкольного возраста требует определенного педагогический такт, терпение. Педагог не должен без разрушения сюжета и плана игры направлять игру, преследуя достижение определенных образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен косвенно влиять на игровой план, обогащая содержание сюжета, жизненный опыт, расширяя представления окружающего мира, взаимоотношения людей.

Однако в расширении знаний и представлений у детей дошкольного возраста необходимо соблюдать меру. Избыток впечатлений детей дошкольного возраста может привести к нестабильности, конфликтным ситуациям, нарушению стабильности в отношениях со сверстниками и как следствие, недостаточной организации игры.

Самый эффективный метод управления игрой в дошкольном образовательном учреждении - участие педагога в игре. Посредством выполняемой им роли он может влиять (не навязывать, а именно влиять) на направление развития курса и содержание игры, помогать включению в нее всех дошкольников, скромных и закрытых. Участие взрослого регулирует действия формальных лидеров в группе детского сада.

После вышесказанного можно сделать вывод. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста решает задачу успешного знакомства ребенка с социальным миром.

Дошкольный ребенок начинает осознавать себя как личность значимую в обществе, и стремится к сознательному управлению поведением, стремится учитывать мнение окружающих. Созданные и развитые коммуникативные навыки также позволяют дошкольному ребенку рационально функционировать в доступной социальной среде, эффективно создавать отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. Субъектная ролевая игра направляет ребенка на расширение структуры общения, оптимальный выбор форм и методов взаимодействия, формирование и развитие гибкости коммуникативных способностей.

Стимуляция личной активности ребенка в сюжетно-ролевых играх как педагогическое условие целенаправленного формирования коммуникативных умений и навыков, осуществляется благодаря системе педагогических методов, приемов и средств, применение которых может привести к достижению намеченных целей и задач [31].

Ситуации с игрой может работать как социальные и педагогические стимуляторы. Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает возможность совместно организовывать мероприятия. Активно взаимодействуя в сюжетно-ролевых игры, совместной деятельности со сверстниками, дети приобретают основные социальные нормы и правила. Игра дает дошкольнику возможность оперировать поведением, подчиняться и адаптироваться, что способствует формированию коммуникативных навыков ребенка.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста в период детства. А также развития отношений детей друг с другом. Трудно переоценить роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной деятельности, в том числе навыков, так необходимых для дальнейшего обучения на следующей ступени образования – в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

"Режиссерская игра,как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников"

laquo;Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников» Все мы знаем, что человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Коммуникативные компоненты формируются...

Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...

Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников

   Режиссёрские игры – это тип детских развлечений, в ходе которых ребёнок выступает в роли режиссёра, проектируя действия,  придумывая, чем будут заниматься его игрушки, к...

Игра, как инструмент развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

В статье рассматривается проблема общения старших дошкольников. Намечены пути решения, а именно разработана программа развития коммуникативных навыков в процессе игры. Раскрываются основные положения,...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Протокол родительского собрания."Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников"

ПРОТОКОЛ № 3РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ   22.03.2023г.Тема «Подготовка дошкольников 5-6 лет к овладению грамотой. Режиссёрская игра как средство развития  коммуник...