Семинар практикум для родителей"Развитие математических способностей в семье"
методическая разработка

Кудряшова Татьяна Геннадьевна

Семинар практикум для родителей "Развитие математических способностей в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Развитие математических способностей в семье».

Цель: повышение компетентности родителей  в области формирования  элементарных математических представлений у дошкольников в семье.

Задачи:

1.Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие интеллектуальных способностей у детей.

2.Познакомить родителей воспитанников  с  технологиями проведения игр в по ФЭМП в домашних условиях.

3. Вооружить родителей практическими навыками проведения математических игр в семье.

4. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

1.Анкетирование родителей. Цель: определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников.

2. Оформление памятки «Организация математических игр в семье».

3. Подготовка материалов и оборудования для проведения семинара – практикума.

4. Разучивание приветствий для КВН.

5. Найти пословицы, в которых встречаются числа.

6.Определение места проведения, продолжительности мероприятия. (Семинар - практикум проводится в групповом помещении. Начало: 17:30 часов. Продолжительность: 40-45 минут).

Теоретическая часть.

Вступительное слово педагога:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.    Основное усилие, как педагогов, так  и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первом месте вы, родители ребенка. Ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке или в магазине. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, ищите на кухне, в детской, на улице во время прогулок предложите искать ребенку предметы ромбовидной, трапециевидной, овальной формы. Предложите ребенку назвать числа сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер телефона мамы или папы; поинтересуйтесь, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке). На кухне предложите помочь маме по рецепту подготовить тесто для пирога: взвешивать, отмерить муку, сахар, отсчитать определенное количество ложек сахара или количество яиц. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья и сравнивайте по толщине, высоте. Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий – узкий.  Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных. Учите не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Ежедневно называйте дни недели, спрашивайте его; а какой день был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Приобщение детей дошкольного возраста к математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.

Формирование математических представлений – это не только и не столько подготовка детей к успешному овладению математикой в школе, но и их всестороннее развитие. 

Для успешного развития математических способностей дошкольников нужно создать специальную развивающую среду дома. Необходимо предоставить ребенку различного вида головоломки, шахматы, шашки, детские энциклопедии, детские журналы. Математика для дошкольников должна быть осязаемой, практической и ваше активное участие их в использовании не реже четырех раза в неделю. Важным условием  для развития познавательного интереса, логического мышления детей является положительный настрой ребёнка при организации игр, совместной деятельности.

Чтобы познакомить с играми развивающие математические способности, я предлагаю поиграть в  математический КВН.

Заходят дети.

Практическая часть.

Вступительное слово.

Звучит фонограмма к игре КВН.
Ведущий: Сегодня мы проводим самый настоящий КВН- КВН дошкольников - математиков и их родителей. Ребята, вместе с родителями будут решать,  и отгадывать математические загадки, закрепят знание геометрических фигур, счет в пределах 10 (прямой и обратный счет), развивать логическое мышление, закрепят знания о составе числа. Ну и конечно  развивать связную, диалогическую и монологическую речь. Но для игры мы с вами должны разделиться на две команды. У меня есть волшебный мешочек, в котором находятся фишки. Взяв фишку, вы разделитесь на команды. А ваши родители присоединятся к вам. И так в игре принимают участие команды «Знайки», «Почемучки», приветствуем друг друга! Прошу вас занять свои места. Предлагаю познакомиться с жюри. (Объявляется состав жюри). Мы начинаем! 
Ведущий: Команды поприветствуйте друг друга!
«Знайки»
1, 2, 3, 4, 5
Мы пришли сюда играть.
Математику мы знаем и легко все посчитаем!
«Почемучки»
Мы задачи умеем решать,
Складывать все и измерять.
1,2,3,4,5!
Будем дружно мы играть!

Ведущий: Я предлагаю выбрать капитанов команд.

Команды выбирают капитанов.
Раздается звонок по скайпу. Звонит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Меня зовут Незнайка.  Я очень люблю КВН. Я вам отправил  конверт с заданиями от главного КВНщика Александра Маслякова. Правда, я не знаю ответов на эти вопросы. Может, мне поможете ответить?
Ведущий: Конечно, поможем, правда, ребята?
Дети: Да!

Ведущий показывает конверт от Незнайки.

Ведущий: Первое задание.
1. Разминка для детей.
Ведущий: Если дерево выше куста, то куст….?
Дети: Ниже дерева.
Ведущий: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш….?
Дети: Короче линейки.
Ведущий: Если канат толще нитки, то нитка…?
Дети: Тоньше каната.
Ведущий: Если сестра старше брата, то брат …?
Дети: Младше сестры.
Ведущий: Сколько дней в неделе?
Дети: Семь.
Ведущий: Ну, что ж, дети готовы, проверим родителей.
Разминка для родителей.
«Назовите пословицы, в которых встречаются числа».
Родители называют пословицы.
Ведущий: Готовы к игре и родители. Продолжаем. А теперь второе задание.
2. «Чья команда быстрее построится». (дети)
Ведущий: У меня есть карточки с цифрами. Ваша задача, по моей команде, команда «Почемучки» строится по порядку, от 1 до 10, а команда «Знайки» от 10 до 1. 
Звучит музыка. Музыка останавливается, и команды выстраиваются по порядке.
Ведущий
: Молодцы!

Жюри проверяет правильность построения и быстроту выполнения.
3. «Игра для капитанов» (дети). «Числовая цепочка».
Ведущий: А теперь пришло время проверить капитанов. Вы готовы? Капитаны по моей команде должны вставить недостающие числа в числовой цепочке. А команда болеет за своих капитанов.
Звучит музыка, капитаны выполняют задание.
Игра для капитанов» (взрослые). «Найди недостающую фигуру».
Ведущий: Теперь пришло время взрослых. Ваша задача, выяснить какого предмета не хватает, показать или нарисовать.
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
Жюри: 
Ведущий: Что- то мы с вами засиделись. Нам надо немного отдохнуть и размяться.
Звучит аудио  запись физминутки.
Пришло время отдохнуть.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование) 
В среду долго умывался, (умываемся) 
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте) 
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(Дети садятся на корточки, руки под щеку, засыпают)
Ведущий: Продолжаем игру. 
4. «Какой предмет похож на круг, квадрат».
Ведущий: Назовите, какие предметы нас окружают и похоже на наши геометрические фигуры? Каждой команде по одной фигуре.
Ведущий: Молодцы! Ну, что ж, теперь задание для взрослых, а вам Незнайка приготовил геометрические фигуры: ромб, трапецию.
Взрослые дают ответ.
5. «Сколько фигур спряталось?»
Ведущий: Каждой команде приготовили задание, надо посчитать, сколько фигур спряталось. Чья команда посчитает правильно за одну минуту, та и выиграла в этой игре.
Ведущий: Ну, а теперь настало время и для взрослых. Вам тоже надо посчитать фигуры. Будьте внимательны.
Ведущий: предоставляется слово жюри.
Жюри: 
Ведущий: Следующее задание.

6. Логические задачки (для детей).
Ведущий: Ну, а я вас приглашаю всех сеть за столы и вместе с вами выполним еще одно задание на листе бумаги.
7. Графический диктант.

Ведущий: перед вами лист бумаги. Найдите точку на листе. От точки начинаем диктант: 8 клеток на право, 2 клетки на вверх, 4 клетки на право, 5 клеток вниз, 4 клетки налево, 2 клетки наверх, 4 клетки налево, 3 клетки вниз, 1 клетка налево, 1 клетка вверх, 1 клетка налево, 1 клетка вниз, 1 клетка налево, 3 клетки наверх, 1 клетка налево, 1 клетка вверх.
Ведущий: Пусть этот ключик откроет вам дверь к знаниям. Пока жюри подводит итог, у нас музыкальная пауза.
Фонограмма веселой песни.

Ведущий: Ну, а теперь предоставляется слово жюри.
Жюри: Всем участникам вручают медальки.
Звучит фонограмма КВН.

Ведущий: Игра закончилась. Всем спасибо!

Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель: Интересно ли Вам было на семинаре – практикуме?

Испытывали ли Вы трудности во время выполнения заданий?

Считаете ли вы развитие математических способностей детей важной проблемой при подготовке детей к школе? Что нового вы узнали?

Будете ли Вы применять полученные знания и навыки дома?

Таким образом, если вы будете организовывать и играть, мы разовьем математические способности и дети наши будут готовы к школе.

Заключительное слово воспитателя:

Таким образом, развивающие игры и упражнения  создают своеобразный микроклимат в семье  для развития  математических способностей ребенка. При этом разные игры развивают такие качества, как  внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий, самостоятельность, уверенность. Так, в непосредственной обстановке – дома, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике, используя предложенный материал. И мы надеемся, что данный практический материал вы будете использовать с детьми дома.

Список используемой литературы:

1. Е.В. Колесникова Программа «Математические ступеньки» - М.: Сфера, 2008

2. Е.В. Колесникова Математика для дошкольников 6- 7 лет (Сценарии учебно – игровых занятий) - М.: Сфера, 2005г.

3. В.П. Новикова Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст - М.: Мозаика – Синтез, 2009

4. В.П.Новикова «Математические игры в детском саду и начальной школе» (сборник игр для детей 5-7 лет) – М.: Мозаика-Синтез, 2011

5. Е.И. Синицына Логические игры и загадки (популярное пособие для родителей и воспитателей). - М.: ЮНВЕС, 2001г.

 6. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина И учѐба, и игра: математика. – Ярославль.

7. Т.И. Пирожкова  Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников/ Дошкольная педагогика № 4, 2011г.

Приложение №1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его математических способностей.

 Просим Вас ответить  на вопросы анкеты (или подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов:

1.Часто ли вы играете с ребенком  в игры, направленные на развитие математических способностей дома (Каждый день, 3-4 раза в неделю; редко) 2. Во время прогулок предлагаете ли Вы ребенку  сравнить окружающие предметы,  найти похожие предметы с геометрическими фигурами.( Да; нет;  иногда)

3. Какие развивающие игры, направленные на формирование элементарных математических представлений Вы используете в совместной деятельности с ребенком? ( Настольно – печатные, словесные;  упражнения в тетрадях)

4.  Хотели бы Вы получить дополнительную информацию по теме: «Развитие математических способностей в семье»?( Да; Нет)

5. Какие формы работы по педагогическому просвещению для Вас наиболее приемлемы?( Консультации, папки – передвижки, буклеты, памятки; Семинар – практикум (возможность получить опыт по применению развивающих математических игр в условиях семейного воспитания); Мастер – класс) 

Большое спасибо за участие!

Приложение №2                                                                                                                          

Анкета для родителей

Уважаемые родители! С целью выявления эффективности проведенного мероприятия, прошу Вас ответить на следующие  вопросы:

1.Актуальна ли для Вас тема семинара-практикума? (Да, нет)

2. Считаете ли Вы целесообразным применение материалов семинара-практикума в воспитании и развитии Вашего ребёнка? ( да,  нет)

3. Будете ли Вы дома организовать игры математического характера с ребенком?( Да, нет, не знаю)

4. 4. Оцените организацию и проведение семинара-практикума в баллах (1  2  3  4  5).

5. По каким вопросам развития Вашего ребенка Вы считаете необходимым углубить свои знания?_______________________________________________

Большое спасибо за участие!

Памятка для родителей

 «Организация математических игр в семье»

 Уважаемые родители! Предлагаю организовать игровую деятельность в семье, направленную на формирование количественных представлений:  предложите ребенку посчитать предметы на ощупь в мешочке пуговицы, камушки; посчитать по порядку и в обратном направлении.

Игра«Цифры потерялись», «Сосчитай и назови» - Порядковый счёт.

Игра: «Какой по счёту предмет» - Счёт предметов через один.

Игра«Поменяй местами» -Состав числа из единиц.

На формирование представлений о величине: Измерение предметов меркой. Лента, шнурок, карандаш, линейка, бумажная лента разной  длины. Какой длины стол, ковёр, шкаф. Измерь предмет и назови число мерок. Нарисуй две дорожки, чтобы одна была длиннее другой. Угадай кто выше ростом?

На формирование представлений о геометрических фигурах: Из каких фигур состоит предмет? Заштрихуй только квадраты. Собери предмет из фигур. Выложи узор из фигур. На что похожа фигура? Сбор пазлов, разрезных картинок

На формирование временных представлений: Порядковый счёт.

Игра«Дни недели»; Игра«Назови соседей»; Покажи цифрой.

На развитие чувства времени: Показ на часах секундной стрелки

наблюдение за тем, как она сделает круг. Нарисуй палочки за одну минуту. Нарисуй рисунок за одну минуту. Поиграй в игру. Закончи игру тогда, когда покажется, что минута закончилась. Займись делом, которое  успеешь выполнить за минуту. «Назови, что можно сделать за одну минуту?»

Ориентировка на листе в клетку: Покажи правый верхний угол; Покажи нижний правый угол; Графический диктант. Путешествие карандаша по клеткам.

Желаем успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

  Задачи: 1. Расширить представления родителей с особенностями работы с детьми по развитию их творческих способностей.1.Познакомить родителей с организацией работы в группе по развити...

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческих способностей ребёнка. Техника квиллинг"

Совместное мероприятие воспитателей, родителей и детей. Подготовительная группа...

Семинар-практикум с родителями «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста через дидактические игры»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-...