Памятка для родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.
материал (младшая группа)

Памятка учителя-дефектолога для родителей в группе для детей с нарушением интеллекта.В памятке указаны показатели развития детей к концу1-4 годов  обучения по АООП.Что должны уметь дети к концу каждого периода обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка для родителей33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.

                                                    подготовила: учитель-дефектолог Утралинова Р.М

     

 Показатели развития к концу первого года обучения

 

        ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений  компенсирующего вида

для детей с нарушением интеллекта   (Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)

   

Дети должны уметь:

  • называть свое имя;
  • отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;
  • показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;
  • показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
  • показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
  • узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;

отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина.

  • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
  • различать свойства и качества предметов: мокрый — сухой, большой - маленький, сладкий — горький, горячий — холодный;
  • воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик- шарик);
  • сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
  • складывать разрезную картинку из двух частей;
  • учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький - для маленькой);
  • дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).
  • выделять 1, 2 и много предметов из группы;соотносить с количеством пальцев;
  • понимать выражение столько ..., сколько ... .
  • выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;
  • соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры);
  • показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;
  • выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого .
  • захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
  • проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
  • понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка,

  • проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами)  слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам; воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их).

                       

  Показатели развития к концу второго года обучения

 

        ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений  компенсирующего вида

для детей с нарушением интеллекта   (Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)

   

Дети должны уметь:

  • называть свое имя, фамилию, возраст;
  • показывать и называть основные части тела и лица;
  • знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач);
  • выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды;
  • называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;
  • определять по изображениям два времени года: лето и зиму;
  • определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;
  • адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.
  • различать свойства и качества предметов: маленький — большой - самый большой; сладкий - горький - соленый;
  • доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);
  • учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
  • складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
  • выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);
  • пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
  • выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»);
  • называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?» - «Лимон кислый и желтый». «Яблоко какое?» - «Яблоко круглое и сладкое»);

дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием;

  • дифференцировать слова, разные по слоговому составу: матрешка, кот, домик (с использованием картинок);
  • выделять знакомое (заданное) слово из фразы.
  • использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;
  • пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно-практических задач;
  • фиксировать в речи результаты своей практической деятельности.
  • сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счет, обозначая словами больше, меньше, поровну;
  • осуществлять преобразования множеств, изменяющие количество, использовать один из способов преобразования;
  • выделить 3 предмета из группы по слову;
  • пересчитывать предметы в пределах трех;
  • осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;
  • выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех с открытым и закрытым результатами.
  • высказывать свои потребности в активной фразовой речи;
  • узнавать и описывать действия персонажей по картинкам;
  • строить фразу, состоящую из двух-трех слов;
  • рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;
  • понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;
  • отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные;
  • отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;
  • узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами.

        брать мелкие предметы указательным типом хватания;

  • выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
  • показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);
  • проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;

проводить прямые непрерывные линии до определенной точки
слева направо, сверху вниз

  • эмоционально включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре;
  • играть небольшими группами, подчиняясь сюжету игры;
  • по предложению педагога и воспитателя выполнять знакомые роли;
  • воспроизводить усвоенные цепочки действий по всем указанным в программе темам;
  • вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет;
  • участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок.

  • создавать знакомые для них постройки, состоящие из трех-четырех элементов, из различного строительного материала по образцу, играть с ними;
  • называть основные детали, использованные при создании конструкций;
  • позитивно реагировать на участие в коллективном конструировании и игре с использованием построек; узнавать и называть знакомые постройки и конструкции; передавать простейшие пространственные отношения между двумя или несколькими объемными объектами;
  • отвечать на вопросы взрослого о процессе и результатах создания постройки.

  Показатели развития к концу третьего года обучения

 

        ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений  компенсирующего вида

для детей с нарушением интеллекта   (Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)

   

Дети должны уметь:

  • называть всех членов своей семьи, знать их имена;
  • находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);
  • называть имя друга или подруги;
  • рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;
  • соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;
  • складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;
  • выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
  • соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
  • передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
  • производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
  • вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий — низкий;
  • опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);
  • обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;
  • узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи): сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;
  • разные свойства (яблоко - большое и маленькое, сладкое и кислое)
  • иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, роли в деятельности людей;
  • воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
  •  осуществлять счет в прямом и обратном порядке в пределах пяти;
  • определять количество предметов и предметных изображений на картинках, расположенных в ряд расположении, в пределах пяти;
  • сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;
  • решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно, в пределах четырех;
  • измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.
  • иметь представления о повседневном труде взрослых;
  • адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов;
  • выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;
  • называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
  • называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;
  • называть или определять по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;
  • определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная
  • выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
  • пользоваться в повседневном общении фразами из трех-четырех слов;
  • употреблять в речи названия детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед;
  • использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
  • строить фразы по картинке, состоящие из трех-четырех слов;
  • понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения, и отвечать на поставленные вопросы;
  • понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;
  • рассказывать наизусть 2-3 стихотворения, петь песенку, поддерживать беседу по знакомой сказке;
  • проявлять элементы планирующей речи в игровой деятельности.
  • застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде;
  • показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках;
  • выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;
  • проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб;
  • проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги;
  • обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной;
  • штриховать простые предметы сверху внизу
  • играть вместе, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи;
  • отражать в играх взаимоотношения между людьми;
  • использовать в игре- предмет-заместитель;
  • осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
  • самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
  • участвовать в драматизации знакомых сказок.
  • различать конструкторы разного вида и назначения;
  • создавать по просьбе взрослого конструкции, выполняемые детьми в течение года;
  • создавать постройки по образцу, по представлению, по памяти (4-5 элементов);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)

Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Наши любимые игрушки» Побеседовать о школе, Дне Знаний; выя...

Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация)

Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Натюрморт из фруктов»(яблоко, груша, виноград на тарелке)(монито...

Сценарий выпускного праздника в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта

Сценарий выпускного в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Материал адресован воспитателям и музыкальным руководителям, работающим с детьми в группе компенсирую...

Сценарий осеннего праздника для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта

Музыкальное развлечение для детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности "Осенний праздник"...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Повышение компетентности родителей в осуществлении коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций у детей посредством дидактических игр....

Конспект совместной деятельности педагога с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Конспектсовместной  деятельности  педагога с родителями  подготовительной  группы компенсирующей  направленности для детей с нарушениями речиИнтеллектуально – развлекате...