Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

Роголева Мария Викторовна

Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.

             

Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения.

 Ведь дошкольное воспитание -  это, прежде всего, задача родителей, а уже потом педагогов, логопедов, психологов и т.д.

           Но, как известно,  не  все  родители охотно «включаются» в воспитательно - образовательный процесс своего ребенка.

       А ведь семья и детский сад – это две составляющие    одного    целого.

 Вопрос о  взаимодействии детского сада  с  семьями  всегда  актуален  и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к  детям,  нужен  особый  подход.

         И далеко  не все родители охотно идут на  контакт  с детским садом.

          Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых,  нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьям.

         В том числе и при формировании основ безопасности жизнедеятельности  у взрослых и детей.

Существуют различные  нетрадиционные формы работы с родителями  по формированию ОБЖ, такие как:

  •  информационно - аналитические,
  •  досуговые,
  •  познавательные,
  •  наглядно - информационные.

          Одна из форм информационно-аналитической работы – анкетирование. По результатам анкетирования проводится индивидуальная или коллективная беседы с родителями.

       Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Всем известно, что родители наиболее охотно выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. А каждому ребенку хочется поиграть в саду вместе с мамой или папой. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках       Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Например ,совместное развлечение «Мы в городе дорожных знаков»;

викторины «Вопросы дядюшки постового», «Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок», «Правила ОБЖ мы изучили, и жить стало веселее»;

Очень  эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.

         Можно  провести мероприятия, совместно с родителями:  мастер-классы, игры, открытые НОД, касаемо формирования основ безопасности.

       Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей, представленный в виде стендов и поделок.

- «Светофор», о правилах дорожного движения,

- «Азбука безопасности» , информационный стенд для родителей по формированию ОБЖ у дошкольников,

- «Правила важные- правила безопасные», журнал о формировании навыков ОБЖ у дошкольников.

- «Аукцион»

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.

«Семинар – практикум».

На собрании могут выступать воспитатель,  родители, Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций (дорога от дома до детского сада; ребенок один дома; ребенок потерялся в магазине; ребенок и правила ПДД)

«Мастер – класс». Проведение собрание по теме ОБЖ в виде игр. Учим правила безопасности с помощью игры.

Как известно, лучше всего дети воспринимают информацию через игру. Научить их правильно переходить дорогу, ориентироваться на местности и никуда не уходить с незнакомцами помогут игры, которые специально созданы для детей дошкольного возраста. Играя в них вместе с детьми, вы закладываете в них основы знаний безопасности.

«Можно-нельзя»

Наверняка современные родители помнят игру с мячом «Съедобное-несъедобное». По аналогии организована игра «Можно-нельзя». Ведущий бросает мяч, произнося различные фразы, ребёнок ловит или отбрасывает мяч от себя в зависимости от их значения. Например: «Играть возле проезжей части», «Есть сосульки», «Играть со спичками», «Брать оставленную кем-то вещь», «Уходить с незнакомым человеком», «Играть с лекарствами», «Открывать дверь незнакомцу», «Спрашивать, кто звонит в дверь». В этой игре малышу полезно меняться местами с родителем и самому быть ведущим.

«Огонь и вода»

Детям 3−7 лет полезно почитать «Кошкин дом» Самуила Яковлевича Маршака и «Путаницу» Корнея Ивановича Чуковского, а после поиграть в подвижную игру «Огонь и вода». В эту игру особенно интересно играть в компании. Участникам сзади за пояс одежды вкладывают красные ленты — «огонь», а двум ведущим голубые ленты — «воду» — повязывают на руки. По сигналу взрослого дети с голубыми лентами как можно быстрее догоняют и собирают красные ленты с разбегающихся детей — таким образом «тушат огонь».

«Светофор»

Положите перед ребёнком круги красного, жёлтого и зелёного цвета. Возьмите в руки карточки с изображением разных действий. С детьми постарше можно произносить эти действия вслух. Например: «Переходить дорогу на красный свет». Ребёнок должен положить картинку на красный круг или поднять круг красного цвета вверх, комментируя: «Это делать запрещено». «Переходить дорогу по подземному переходу» — зелёный круг. «Переходить дорогу» — жёлтый цвет, так как переходить можно, но с условием: найдя зебру или подземный переход.

«По дороге»

Когда идёте вместе в детский сад или школу, обращайте внимание ребёнка на объекты, мимо которых вы проходите (детская площадка, дерево, остановка), обсуждайте, по каким ориентирам малыш может узнать свой дом, подъезд, этаж, квартиру. Предложите ему отвести вас к дому самому, как будто вы забыли дорогу, или покажите, как идти домой любимой игрушке или товарищу. Объясните, с какой стороны считать ваш подъезд, на какой табличке указан его номер. На лестничной площадке обратите внимание на номер этажа.

«Четвёртый лишний»

Если у вас есть предметные карточки, организовать игру «Четвёртый лишний» не составит большого труда. Картинки может нарисовать и сам взрослый. Выложите перед ребёнком карточки с изображением четырёх предметов. Например, съедобные грибы и ядовитый: подосиновик, подберёзовик, лисичка и мухомор; игрушки: пирамидка, паровоз, кукла и упаковка таблеток; школьные принадлежности: альбом, линейка, ручка и иголка; По аналогии можно подобрать и другие комбинации. Задача ребёнка — найти лишнее изображение и объяснить, почему он думает, что именно эта картинка не подходит. Эта игра поможет предотвратить нежелательный контакт с опасными предметами.

«Секретики»

Дети любого возраста очень любят секретики. Можно использовать эту особенность во благо безопасности. Придумайте свой пароль, простое кодовое слово, которое будете знать только вы. Договоритесь, что если кто-то будет звонить в дверь и просить открыть, попросит от вашего имени о помощи или предложит куда-то пойти, то ребёнку нужно спросить ваше тайное слово. Только после того, как незнакомый взрослый назовёт его, этому человеку можно доверять.

"Кто больше назовёт действий"

Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях. Называть только одно действие человека данной профессии.

 «Потерялся в магазине».

Что предпринять, если ребенок потерялся на улице или в магазине? Не следует считать, что потеряться могут только непоседливые и непослушные дети, и только у безответственных и небрежных по отношению к ребенку родителей. Потеряться может любой, даже самый послушный ребенок, у любых, даже самых бдительных мам и пап. Вот он, только что был здесь - и...

Можно разыграть ситуацию. И объяснить ребенку, как вести себя в подобной случае.

Что должен знать ребенок?

1 вариант (для совсем маленьких детей) Объясните малышу: если он потерялся, ему нужно оставаться на месте, никуда не уходить и громко (максимально громко!) звать на помощь. Проведите тренировки дома или на улице.

2 вариант. Ребенок не должен бояться обратиться за помощью к взрослым. Если речь идет о торговом центре, лучше, чтобы это были не покупатели, а сотрудники: охранники, продавцы, кассиры.

Действия взрослого:

Сразу же обращайтесь в администрацию магазина. У службы безопасности есть мониторы, на которых можно просмотреть все помещения в реальном времени. Также есть громкая связь, чтобы сделать объявление.

Так же сейчас много обучающих мультфильмов. Аркадий Паровозов расскажет, как найти выход в любой опасной ситуации. «Три кота» учатся правилам поведения на воде, а герои мультсериала «Бинг» узнают, что делать, если кто-то потерялся. Полезно смотреть такие мультфильмы вместе с детьми. И обсуждать сюжет после просмотра.

         КВН «Светофор в гостях у ребят», «Как избежать беды», где каждая команда может придумать себе эмблему. Дети и родители с удовольствием проходят все этапы соревнований.

Привлечение родителей в участии конкурсов и прикладного творчества «Безопасности глазами детей»;и т.д.

К. Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...

Программа работы с родителями по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста , воспитателя Ондар Р. А.

Непременным условием успешной реализации программы по формированию основ здорового образа жизни у детей, является вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников...

Презентация "Счастливые детства страницы" (Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста)

Презентация -Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе  социально-нравственного воспитания детей   дошкольного возраста...

Проект работы с родителями по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЯЧОК»

Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию и формированию основ здорового образа жизни дошкольников. Проект «Здоровячок»  представляет собой компл...

Презентация Отчет о проделанной работе по теме самообразования « Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через интерактивные технологии»

Цель:  - Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.-Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности...

«Использование эффективных форм, методов, средств реализации содержания образовательной программы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование эффективных форм, методов, средств реализации содержания образовательной программы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Формировать у де...

"Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ правильного питания дошкольников"

Проблема формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, является наиболее приоритетной и актуальной на сегодняшний день. Одна из главных составляющих здорового образа жизни – это ...