«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
консультация

Витухина Татьяна Александровна

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.

 

Задачи: 

  • раскрыть понятие мелкой моторики;
  • раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; 
  • повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
  • сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;
  • познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.

 

Оборудование: 

  • кинетический песок, 
  • шнуровки, 
  • прищепки, 
  • песочные картины, 
  • набор для изготовления свечей, 
  • счетные палочки,
  • конструктор, 
  • образцы картин из ниток, 
  • объемная аппликация, 
  • пластилиновая мозаика, 
  • шарики, 
  • бусы, 
  • пазлы,
  • картины из пластилина

 

  

1. Организационный момент

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня мы затронем очень важную тему, которая непосредственно связана с развитием и полноценным становлением психологических функций детей – это развитие мелкой моторики.

2. Основная часть

 

      Почему именно данная тема рассматривается сегодня нами, ведь помимо мелкой моторики есть более глобальные и серьезные вопросы, которые стоило бы затронуть? Но ответ прост. В Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

     Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой - карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

     Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной. Относительно мелкой моторики пальцев рук и кистей часто употребляют определение «ловкость». В сферу мелкой моторики входит большое количество разных движений: от самых не сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма непростых движений, таких, как рисовать и писать. В общем развитии ребенка мелкая моторика играет важную роль, и она развивается с рождения малыша.

     Сначала ребенок рассматривает свои ручки, а потом учится управлять ими. Сначала малыш берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она напрямую связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и нервной системой.

      Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры находятся весьма близко друг к другу. Из-за этого если стимулировать моторные навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр. Вот почему для того, чтобы речь ребенка развивалась своевременно, нужно активно развивать мелкую моторику ребенка. Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.

     От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность  к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.

     Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Если родители хотят, чтобы мелкая моторика малыша развивалась быстрее и успешнее, они должны заниматься с ним развивающими играми, которые помогут совершенствованию мелкой моторики ребенка.

     Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений для развития мелкой моторики рук. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. А теперь не только словестно познакомимся с данной темой, но и практически освоим некоторые игры и упражнения, которые помогут организовать интересное общение с ребенком дома, развить мелкую моторику дошкольников.

      При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи, творческих способностей малыша и координации движений пальцев рук детей. Сегодня наших детей мало чем можно удивить, а тем более занять чем - то надолго.

      Вы скажите: «А как же современные гаджеты, с которыми ребенок может просидеть часами ведь они в некоторой степени развивают малышей?» Да, вы правы. Современные технические средства в некоторой степени развивают малыша, но это развитие крайне односторонне. Речь идет о том, что приносило бы реальную пользу, о том, где ребенок мог бы задействовать практические умения, свою фантазию и воображение. Решение данного опроса лежит на поверхности. Привычные и знакомые предметы мы можем использовать совершенно неожиданно, а главное с пользой.

     Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии.

      Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. О поразительной связи между развитием мелкой моторики и интеллектом сейчас знают все. Фантастика, но это действительно так: чем быстрее малыш развивает свои тактильные навыки, тем быстрее начинает говорить, быстрее развивается. 

     Можно использовать счетные палочки. Основное их предназначение очевидно и понятно, но пока дети маленькие мы используем их несколько иначе. Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления. Кроме того, во время этих игр можно развивать представления ребёнка о форме, количестве, цвете, а также творческое воображение. Из счетных палочек мы выкладываем различные фигуры, предметы повседневной жизни, окружающие нас предметы.

       Предложите ребенку «построить» из палочек дерево, или домик с заборчиком, солнышко или кораблик. Из счетных палочек совместно с малышом вы можете выкладывать как отдельные предметы, так и целые сюжетные картины. Читая ребенку сказку, например, «Три поросенка», вы можете попросить его, выложить домик одному из поросят, что поможет защитить его от волка. Полет вашей фантазии здесь безграничен.

     Помимо привычной нам шнуровки, мы используем шнуровку, как опосредованную деталь. На шнуровку можно нанизывать бусины различные по форме, величине и материалу. При такой игре, ребенок не только развивает мелкую моторику пальцев рук, но ещё и закрепляет понятия больше – меньше, понятие формы и цвета.

      Сегодня их представлено неограниченное множество, это и деревянные бусины и пластмассовые, бусины из полимерной глины и многие другие. В комплект входят разнообразные деревянные бусины и нитки. С их помощью можно создать красивые украшения и просто потренироваться в нанизывании. Эта игра прекрасно развивает мелкую моторику пальчиков вашего малыша, что самым благотворным образом влияет на развитие речи. 

      Наряду с такими привычными и давно известными предметами есть и более современные приемы развития мелкой моторики рук

     Разработка шведских производителей «Kinetic Sand» или «кинетический песок». Это поистине уникальная разработка. Дело в том, что данный песок содержит 2% силиконовой добавки, это делает песочную массу более тягучей и менее рассыпчатой. Этот песок предназначен как для детей раннего возраста,  так и старших дошкольников. Строя башни и замки, изготавливая куличики, ребенок невольно втягивается в такую игру.

      При этом происходит непосредственное развитие мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений. Использование различных фигурок позволит ребенку создать свою сюжетную игру, создать свой маленький мирок. При этом свои действия он будет сопровождать различного рода репликами, комментариями и т.д., что способствует становлению речевого развития.

      Ещё одна очень увлекательная игра - шарики. Данные шарики имеют различный размер: от самого маленького, примерно, 0.7 см в диаметре, до крупных шариков 5 см в диаметре. Такие шарики могут быть изготовлены из фетра, войлока или специальной синтетики. Цветовой спектр различен. Данные шарики необходимо раскладывать по цветам в стаканчики аналогичного цвета при помощи пластмассового пинцета.

      Это упражнение поможет развить ловкость, усидчивость и концентрацию. Так же из этих шариков можно выкладывать различные картинки по заранее нанесенному контуру. С возрастом эти картинки будут преобразовываться: от выкладывания одного определенного животного крупными шариками, к целой картине более мелкими шариками.

     Следующее, о чем хотелось бы рассказать, это объемная аппликация и пластилиновая мозаика. Это уже готовые наборы, представляющие собой картинку, на которою предстоит наклеить объемные детали. При такой работе ребенок самостоятельно, или с помощью взрослого, отрывает бумажку с клеящей часть детали и располагает её согласно аналогичному цвету на картинке. Данное занятие не только развивает мелкую моторику, но и способствует лучшему усвоению и запоминанию цвета и формы, развивает тактильные ощущения и организует совместную работу с родителем.

 

     Пластилиновая мозаика подразумевает выполнение аналогичных действий. Отличие в том, что нам необходимо отделить маленький кусочек пластилина от целого куска, размять его, скатать шарик, затем расплющить и прикрепить на указанное место на картинке. Это является не только отличным способом развития тонкой моторики, но и оказывает успокаивающие действие на непоседу.

     Далее, о чём хочется рассказать, это изготовление свечей. Данная работа довольна сложная, поэтому самостоятельно ребенок сможет с ней справиться в старшем дошкольном возрасте. Младшие дошкольники могут активно помогать родителям в изготовление такой свечи. В такие наборы входят: пластилин различных цветов с добавление воска, различные формочки и фитиль. Изготовленные свечи могут служить как подарком родным и близким, сделанным руками ребенка, так и подарком самому себе. Такую свечу малыш может поставить к себе на праздничный торт по случаю дня рождения.

     И последнее, о чем хотелось бы рассказать это картины: пластилиновые и песочные. Работа над такими картинами увлекает ребенка. Изготовление требует координации и концентрации. Несмотря на кажущуюся сложность изготовления, дошкольники активно включаются в работу и с интересом занимаются данным делом. 

 

     Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

     Выше представленные игры и упражнения - это далеко не весь список, который можно использовать при формировании мелкой моторики и развитию сенсорного восприятия детей. В него можно включить игры с бельевыми прищепками, игры с крупами, раскрашивание пластилином, пазлы и пазлы 3D, мозаика, конструктор, а также изготовление ниточных картин.

     И естественно нельзя забывать о каждодневных пальчиковых играх, которые отнимают совсем мало времени, но при этом оказывают непосредственное влияние на становление всех психических процессов вашего ребенка. Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными.

      Но прежде необходимо набраться терпения и понимания. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не причем.  Вы и только Вы способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это – залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...