Буклет для родителей "Семейные диалоги"
консультация

ХОМЕНКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Само понятие «семейные диалоги» предполагает общение с детьми, а это особого рода искусство, имеющее свои законы и свой круг значений. Детские высказывания часто закодированы  для нас – взрослых и требуют расшифровки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_razgovor_s_rebenkom.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Буклет Быть родителем – нелегкая работа. Хорошей мамой и хорошим папой, не рождаются - ими становятся в результате постоянной работы над собой. Никто из нас не идеален, и даже самые лучшие родители подчас совершают серьезные ошибки. Воспитание детей, как никакое другое дело, требует постоянной, полной самоотдачи. Неудачи, сомнения, вечные поиски верного пути – неизбежные составляющие этого труда ума и сердца.

        Само понятие «семейные диалоги» предполагает общение с детьми, а это особого рода искусство, имеющее свои законы и свой круг значений. Детские высказывания часто закодированы  для нас – взрослых и требуют расшифровки.

        Часто разговоры с детьми расстраивают родителей, по их мнению они ни к чему не приводят.  Как сказала одна мать:
- Я пытаюсь говорить с сыном спокойно, но он доводит меня до белого каления, потому что вообще не слушает! Он слышит меня только тогда, когда я кричу.
        
Дети часто противятся разговору с родителями. Они не любят, когда им читают нотации, когда их поведение обсуждают и критикуют. Они чувствуют, что родители слишком много говорят. Например, восьмилетний мальчик говорит матери:
- Когда я задаю тебе короткий вопрос, почему ты так длинно отвечаешь?
Друзьям он признается:
- Я маме ничего не рассказываю. Если я начну с ней говорить, то уже не успею поиграть.
        
Прислушиваясь к разговору между родителями и детьми, мы с удивлением отметим, что собеседники почти не слушают друг друга. Разговор больше похож на два монолога, нежели на диалог. Один из которых состоит из критики и наставлений, а другой - из отрицаний и жалоб.        Наш повседневный язык не создан для полноценного общения с детьми. Чтобы дети понимали нас, не заставляя при этом страдать, нужен новый тип наших отношений, и говорить с детьми мы тоже должны по-новому.
        
Новый код общения с детьми основан на уважении друг к другу и умении общаться. Он требует, чтобы:
1) обе стороны помнили о взаимном уважении;
2) понимание предшествовало советам и наставлениям.
        Что особенного в таком подходе к ребенку и каковы его "полезные составляющие"?
        
Когда ребенок во власти сильного чувства, он никого не слушает. Он не способен принять ни совета, ни утешения, ни критики. Он хочет, чтобы мы поняли его, поняли, что происходит в нем в эту самую минуту. Более того, он хочет, чтобы его поняли без необходимости подробно объяснять свои ощущения.        Сильное чувство у ребенка не исчезает, когда ему говорят: "Нехорошо так злиться", или если родители пытаются убедить его, что он "зря так реагирует". Сильное чувство не исчезнет, если наложить на него запрет. Зато оно станет менее интенсивным и потеряет остроту, когда встретит сочувствие и понимание.
        Когда ребенок дает себе, своим способностям некую оценку, не стоит просто соглашаться с его словами. Надо дополнить высказывание замечаниями, которые покажут, что мы все понимаем.
        Таким образом,  мы пришли к выводу, что разговор с ребенком с глазу на глаз всегда полезнее самого «умного»  текста.
Говорить с детьми – это несложно. Но чтобы научиться говорить именно то, что нужно, требуется некоторая продуманность и практика. Если вы сумеете это сделать, то сможете сплотить свою семью и предотвратить многие проблемы. А если не сумеете, то семейная жизнь будет напряженной и запутанной и ребенок останется плохо подготовленным к самостоятельному решению проблем, которые перед ним будет ставить жизнь.

        Будьте честны с собой. Действительно ли большинство бесед сближает вас с детьми? Споры во время бесед иногда неизбежны, но они не должны отравлять отношений. Зачастую они заканчиваются не так, как хотелось бы, и если не обе, то хотя бы одна из сторон испытывает разочарование.

        Поймите, что ребенку очень трудно Вас понять. Ведь слово – это только звуки. Важны не только слова, а еще и тот личный опыт, который стоит за нашими словами. Вам кажется, что вы все понятно объяснили своему ребенку про отношение к старшим, про дружбу, про ответственность… Но это вам понятно. А если у тебя нет опыта предательства, ты никогда не поймешь, что такое настоящая дружба. Поэтому не перегружайте ребенка умными словами, а ищите взаимопонимания, говорите со своим ребенком на понятном ему языке.

        Желаем всем огромной удачи в деле воспитания детей! Пусть ваши отношения с детьми будут надежными и радостными.

        Всего вам самого доброго!

   

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Монолог и диалог. Вежливые слова.

Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

Конспект НОД "Истоки диалога"

Программное содержание:             Развитие коммуникативных навыков детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостояте...

Буклет разговор с ребенком. "Семейные диалоги"

Быть родителем – нелегкая работа. Хорошей мамой и хорошим папой, не рождаются - ими становятся в результате постоянной работы над собой. Никто из нас не идеален, и даже самые лучшие родители под...

«О чем говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?» Буклет

Консультация для родителей (Буклет) "О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?"...

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....