Что и как читать детям с нарушением речи Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Мухина Татьяна Витальевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_i_kak_chitat_detyam.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С №26

Что и как читать детям с нарушением речи

Консультация для родителей

Выполнила: Мухина Т.В.

Воспитатель группы

компенсирующей направленности

Озерск

Март, 2021

Что и как читать детям с ОНР.

(консультация для родителей).

        Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что и как читать детям с общим недоразвитием речи.

        Детская книга является не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, формирует нормы поведения, но и способствует развитию речи, что первостепенно важно для наших детей. Детская книга даёт образец русского литературного языка, готовые литературные формы, которые учится употреблять в своей речи ребёнок. В современное время это особо актуально, т.к. слуху наших детей очень часто предстают далеко не образцовые высказывания с экранов телевидения и других источников СМИ. А ребёнок, как известно, впитывает в себя полученную информацию как эталон, которым пользуется впоследствии в процессе взаимодействия с окружающими.

        Художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, интуитивно усваиваются грамматические формы, связь слов внутри фразы, происходит, наконец, то самое общение между ребёнком и мамой, которых так не хватает современному ребёнку. Литература помогает излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, где ребёнок сопереживает героям и создаётся эффект личного присутствия.

        При отборе книг необходимо учитывать:

- что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции;

- должно быть доступным, соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям, интереса;

- наличие сюжетной занимательности в сочетании с простотой и ясностью композиции;

- наличие иллюстраций, приближенных к реальной действительности, не нарушающих целостного восприятия текста.

        Во время чтения также необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

- Перед началом убедитесь, что вам ничего на протяжении 10 – 15 минут не будет мешать и отвлекать во время чтения. Детей с нарушениями речи отличает нарушение произвольности внимания и лёгкая отвлекаемость, которые способствуют потере логичности сюжета;

- Во время чтения не бойтесь уточнить понимание значений некоторых редко встречающихся слов, поясните их при необходимости, что облегчит ребёнку полноценное восприятие произведения, обогатит его словарь;

-  Эмоциональное чтение улучшит восприятие, научит также использовать в своей речи голосовую окраску. Ребёнок скопирует вашу высоту голоса, его силу, темп при пересказе, что несомненно выставит в выгодном свете его сообщение, научит «рисовать яркую картинку» с помощью красок голоса. Например, читая монолог медведя ваш голос будет низким, медленным; лиса будет разговаривает вкрадчиво, сладко, мелодично; заяц - лопотать быстро, со страхом в голосе и т.д.;

- Во время прочтения дайте возможность ребёнку самостоятельно рассматривать иллюстрации к тексту, а по прочтении рассмотрите их совместно, обращая внимание на одежду героев, их настроение, окружающую обстановку и другие особенности. Цель данной рекомендации – это развитие произвольности внимания, актуализация словаря, обучение отвечать и задавать вопросы, а в результате ребёнок учится составлять рассказ по сюжетной картинке.

- После прочтения необходима беседа. Задавайте вопросы, которые помогут ребёнку уточнить основной смысл услышанного, позволят выразить эмоциональное отношение к событиям и героям через ответы на них, где ребёнок будет упражняться в умении ведения диалога. Подведите его к выводу после прочитанного: «Почему писатель так назвал рассказ? Зачем он рассказал эту историю?».

- Необходимо повторное чтение, спустя какое – то время, в процессе которого постарайтесь включить ребёнка в активное прослушивание через привлечение к озвучиванию некоторых реплик героев, небольших понравившихся отрывков текста. Впоследствии, идя домой из детского сада, находясь в удобном транспорте или гуляя, вы можете попросить пересказать ребёнка данный рассказ, по необходимости помогая ему. И тем самым способствуя развитию его связной речи.

- Дайте возможность пофантазировать ребёнку. Спросите: «Что произошло бы, если бы…..? Что бы ты сделал на месте героя?» Подобное задание заинтригует малыша, заставит представлять и устанавливать причинно – следственные связи с отражением в речи задуманного.

Таким образом, уделяя внимание своему ребёнку всего несколько минут в день с использованием правильно подобранного литературного произведения, вы помогаете ему в овладении нормами русского языка, развиваете его речь, удовлетворяете его потребности в общении, чего не заменит самая лучшая компьютерная игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Что и как читать детям с нарушениями речи

С книгою ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески.Чтение книг обогащает  и актуализирует словарный запас ребенка, разв...

«Обучение чтению ребенка 6 -7 лет с нарушениями речи» /консультация для родителей/

    Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно.      Как же помочь это...

«Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с нарушениями речи» (консультация для родителей)

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей на тему "Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи". ...

Как и что читать детям с нарушениями речи

Цель: Расширение информационного поля родителей о пользе чтения книг с ребенкомЗадачи:-Познакомить родителей с положительными функциями чтения книг;-Помочь родителям осознать необходимость читать с ре...

Консультация для родителей "Как и что читать детям с нарушением речи?"

В данной консультации вы узнаете, какой литературный материал можно использовать и как именно читать произведения детям....