«Обучение чтению ребенка 6 -7 лет с нарушениями речи» /консультация для родителей/
консультация (подготовительная группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

      Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно.

      Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения.

      Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. А поскольку главной формой познавательной деятельности ребёнка является игра, именно она будет нам лучшей помощницей. Вы уже знакомы со многими игровыми заданиями, которые мы, педагоги, используем на занятиях по обучению грамоте, поиграйте в эти игры с ребенком и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

«Обучение чтению ребенка 6 -7 лет с нарушениями речи»

/консультация для   родителей/

Учитель – логопед  

высшей квалификационной категории

Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

октябрь 2018 год

      Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно.

      Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения.

      Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. А поскольку главной формой познавательной деятельности ребёнка является игра, именно она будет нам лучшей помощницей. Вы уже знакомы со многими игровыми заданиями, которые мы, педагоги, используем на занятиях по обучению грамоте, поиграйте в эти игры с ребенком и дома.

Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних условиях:

  1. Не нужно путать понятия буква и звук.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Обратите внимание! Дошкольникам мы не даем правильное название буквы, называем букву как звук. Например, буква М, а не ЭМ, Буква Б, а не БЭ. Это необходимо, чтобы у ребенка не возникло трудностей при обучении чтению. В школе он узнает правильное название букв.

  1. Побуквенное чтение, когда ребенок сначала называет буквы слога – м, а – и только потом произносит – ма. Читать необходимо по слогам!

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно печатает буквы?

  • Различает ли ребёнок понятия справа и слева? Он должен правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и т. д. Расскажи, что ты увидел справа от себя, слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – это чаще всего следствие несформированности данных понятий.
  • Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести частей? Если нет, начинайте с четырех частей.

Приемы запоминания букв:

  1. Письмо букв большого размера, их раскрашивание, штриховка.
  1. Лепка буквы из пластилина, плетение из проволоки, вырезание по контуру, выкладывание из элементов, палочек, семян и т. д.
  2. Написание буквы в воздухе.
  3. Обводка по контуру, написанному взрослым.
  4. Письмо по опорным точкам.
  5. Сравнение буквы со знакомыми предметами. Буква П похожа на стол, дверь, турник и т. д.

Подготовка руки к письму.

             В этот раздел входят все упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: мозаики, шнуровки, конструкторы, вырезание, лепка, рисование, штриховка, пальчиковые игры и т. д. Такие задания полезны вдвойне, поскольку, развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развитие речи ребенка.

Сколько раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил?

      Однозначно ответить на этот вопрос невозможно: все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, частоты ваших занятий с ним.

      Сначала взрослый показывает и называет буквы (в "Букварях", на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребёнок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!"), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву.

       Не торопитесь просить ребёнка назвать букву самостоятельно. Чем длительнее этап называния буквы взрослым и поиска ее по заданию, тем проще малышу будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться при чтении слогов и слов и из - за этого терять интерес к занятиям.

Один из способов запоминания букв:

      Из картона синего и красного цвета вырезать буквы: гласные - красного цвета, согласные – синего (можно буквы из любой игры). Картонные буковки прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь.  Принцип прикрепления таков – с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «Шкаф» - «ш», «стул» - «с», «телевизор» - «т», «ковер» - «к», «люстра» - «л» и т.д.

     Сначала называется предмет и его первый звук/буква, на другом этапе называем букву, ребенка просим показать ее на предмете, на третьем этапе перевесить буквы на другие предмета, чьи названия начинаются с таких же букв, просить показывать их. На последнем этапе, когда вам покажется, что ребенок выучил буквы, можно снять все картонные буквы и повесить плакат азбука и работать с ним (покажи нужную букву, назови предметы вокруг тебя, которые начинаются с нее или она есть в них).

Удачи в школьной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению чтению детей 6 лет с нарушением зрения и речи "Лесные звезды"

Занятие "Лесные звезды" разработано на основе методики обучения чтению детей с нарушением речи А.Н.Корнева. Данная методика интегрирует нейропсихологический и нейролингвистические подходы, что ососбен...

«Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с нарушениями речи» (консультация для родителей)

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей на тему "Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи". ...

"Причины нарушений речи" консультация для родителей

в консультации рассматриваются причины речевых нарушений и "факторы риска", под которыми понимают условия, способствующие возникновению и развитию этих нарушений....

Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...