«Ознакомление малышей с народными промыслами»
консультация

Мамедова Ирина Валерьевна
Красочный мир народного искусства воспитывает у детей чувство красоты, любознательность. Ребенок знакомится с ним еще в раннем детстве через народные игрушки - пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки- забавы; приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_nar_promyslami_fevral.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Ознакомление малышей с народными промыслами»

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Ознакомление дошкольников с народными промыслами помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров.

 В дошкольном учреждении   можно оформить мини-музей народного творчества, русскую «избу» и «горницу» ,где дети могут ознакомиться с изделиями разных видов промысла . При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом  можно  использовать следующие формы работы:

- мини -музей;

- организация выставок;

- беседы по ознакомлению с искусством;

- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;

- проведение праздников и досугов.

При посещении выставок, дети получают некоторые сведения об истории промысла. Применение интересных приемов работы увлекают дошкольников, развивают их фантазию, творчество. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства происходит через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Для детей младшего дошкольного возраста, конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае это народная игра : подвижные игры, игры-хороводы, игры с пением: «Шла коза по лесу», «Ручеек», «Капуста»,  «Городки», «Котёл», «Бабки», «Золотые ворота», «Коршун» и др. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра сопровождается народным фольклором. Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор используются ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.

Необходимо так же учитывать, что для того, чтобы проводимая работа была успешной, очень важно объединить усилия родителей и педагогов, создать универсальные формы общение между ними. Установление доверительных взаимодействий с семьями воспитанников на основе доброжелательности и сотрудничества является залогом успеха в процессе знакомства с декоративно прикладным творчеством. Родители с увлечением оказывают творческую помощь в создании оригинальной развивающей среды, в проведении развлечений, праздников.

Красочный мир народного искусства воспитывает у детей чувство

красоты, любознательность.

Ребенок знакомится с ним еще в раннем детстве через народные

игрушки - пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-

забавы; приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и

хороводам.

Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной

речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным

наследием.   Народная   игрушка   тысячелетия   воспитывала   ребенка,   она

проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка

яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до

наших дней.

 С игрушками передавалось по наследству мастерство, они

готовили   к   жизни,   развивали   физически   и   духовно.   Отличительная

особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и

обобщенность,  большая   динамичность   и  декоративность.   Вместе  с  тем

игрушки,   создаваемые   в   разных   местах,   своеобразны   по   содержанию,

материалу, художественному стилю.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В

народной   игрушке   много   теплоты,   которая   выражается   в   заботливом,

любовном   ее   исполнении,   русская   игрушка   бодрая   и   жизнерадостная

вызывает у ребенка восторг. Народная игрушка будит мысль и фантазию

ребенка, многие игрушки – это подлинная сказка. Народная игрушка не

только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор

творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка

труду   и   технике.   Даже   в   веселой   игрушке   сплошь   и   рядом   ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Народные игрушки созданы для каждого возраста: погремушки для

детей   раннего   возраста   (с   шумом,   движением,   яркой   окраской);

замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские

петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили

на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Для

старших детей – наборы сложнее по содержанию: животные – деревянные и

из папье-маше, куклы, разборные игрушки и т.д.

Древнейшими народными игрушками являются мяч и обруч, своеобразные «дидактические» разборные игрушки:   пирамидки,   матрешки,   складные   яйца,   бочонки   и   т.п.   В оформлении   народной   игрушки   мы   видим,   что   мастер   учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка   для   малышей   –   свистульки,   городецкие   кони,   и   более реалистическая для старших – богородская резьба.

Разнообразие народных промыслов необычайно. Они появляются там,

где   в   наличии   имеется   какой-то   свободный   материал   и,   конечно,

определенная   художественная   идея.   Слава   российских   мастеров

художественных промыслов давно стала всемирной.

Места   концентрации   народных   художественных   промыслов

определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного

природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами

культуры и рядом других факторов. Тесная связь народного прикладного

искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в

нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности.

Основным   видом   материала   художественного   ремесла   в   лесных

районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина.

В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы

черемухи и ивы, почти повсеместно применялась и береста, из которой

изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или

корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для

изготовления   разных   бытовых   изделий   и   игрушек   шла   также   солома

злаковых растений.

Изготовление   глиняной   посуды   всегда   было   одним   из   самых

распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно

совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с

добавками,   обжигать   при   различных   режимах,   обливать   стеклом,

расписывать, штамповать.

Украшение одежды — один из самых массовых и самобытных видов

творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда

основным   материалом   для   изготовления   одежды,   подвергается   самой

разнообразной   художественной   отделке:   на   нее   набивается   орнамент   с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами, также распространено шерстяное вязание.

Ковроделие,   первоначально   появившись   в   кочевом   хозяйстве,   было

воспринято и развито оседлыми народами.

Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали

цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех,

кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили, часто подкрашивая тисненый

орнамент.

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили

повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла.

Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные

изделия расписывались. Часто декоративные детали из металла, в основном

из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с

полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они

применялись и в мебели.

В северных районах страны видное место заняла мелкая скульптура из

кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки

мелкой утвари.

В   республиках   Прибалтики   по   сей   день   видное   место   занимает

янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком

янтаря для всего мира.

Позже   других   промыслов   начали   развиваться   обработка   камня   и

изготовление изделий из стекла.

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться

лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках.

Весьма большое распространение получило также гипсовое литье - копилки

в   виде   кошечек,   статуэтки.   Следует   отметить   также   такие   виды

художественных   промыслов,   как   роспись   яиц   и   выпечка   фигурных   и узорчатых резных пряников.

Изделия   народных   мастеров   помогают   воспитывать   у   детей

внимательное   и   бережное   отношение   к   окружающей   среде,   так   как

декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

Художники наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений,

видели и чувствовали гармонию природы, что нашло отражение в узорах

декоративных росписей, также в них соблюдается  определенный ритм,

симметрия, соразмерность отдельных элементов, что дает материал для

развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с

фольклором - сказки, песенки, потешки, прибаутки, колыбельные; обычаями

и   обрядами;   народными   праздниками   и   народной   музыкой.   Благодаря русским народным сказкам дети знакомятся с добром и злом, в потешках познают правила поведения, представление о семье, трудолюбии. Используя фольклор в играх с малышом, мы приобщаем его к ценностям  

Руси, культуры, языка.

Все больше и больше в наш быт входит народное искусство - искусство

рукотворное, делает его радостнее, уютнее, приятнее для глаза

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, для этого в группах оформлены уголки, воспроизводящие атмосферу русского народного быта.

Воссозданная атмосфера бытового уклада русского народа, способствует пробуждению в душе ребенка любознательности, позволяет ощутить себя частью русского народа. Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество. Использование фольклорных форм, таких, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, помогают развить не только пассивный, но и активный словарь детей, воспитывают любовь к родному краю и закладываются первые представления о культуре русского народа. Художественное народное искусство, сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. Мотивы русского народного творчества — дымковской, городецкой, хохломской росписи — положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента. Народное декоративное искусство позволило развить у детей интерес, их художественное восприятие, содействует дальнейшему развитию их эстетических переживаний и суждений.

 В системе работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры неотъемлемой частью являются русские народные игры. Любимые игры у детей: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка серенький сидит.» и т.д. В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски,  иллюстрации, русские народные инструменты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этим играм.

 Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под музыкальное сопровождение дети учатся музыкально – ритмическим движениям, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка». Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Знакомство детей с традициями и обрядами начиналось с кукольного и пальчикового театра, «уголок ряженья», где дети сами выбирают костюм, платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки.

 Принимая участие в праздниках, как Рождество, встреча Весны, Пасха, дети узнали о традициях и обрядах русского народа. На Пасху детям нравится обмениваться игрушечными раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони». Народная музыка во всей красоте показывает звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей начинаем с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети с огромным интересом рассматривают их, берут в руки, пробуя звучание.

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчествопредставляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнкуеё содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человекавсё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушкадо того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнаментвсё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубоватосиними широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративноприкладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человекчасть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Соприкосновение  с  декоративно-прикладным  творчеством  формирует  у детей духовные потребности, чувство патриотизма, поддерживает интерес к его истории и культуре.

У детей воспитывается чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре. А для детей это ещё и прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.

Народное искусство в нашей стране занимает особое место. Оно отражает

самобытность,  художественную  гениальность  народа:  его  поэтичность, фантазию,  образное  мышление; воспитывает  лучшие  черты  народного  характера,  смелость,  гуманность, преданность  гражданскому  долгу,  Родине,  честность,  богатырскую  силу, оптимизм. Народ  веками  стремился  в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё  понимание  красоты.  Изделия декоративно-прикладного  искусства,  с которыми  можно  познакомить  детей,  раскрывают  перед  ними  богатство культуры  народа,  помогают  им  усвоить  нравы,  обычаи,  передаваемые  от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Работу  по  ознакомлению  детей  с  народным  декоративно-прикладным

искусством начинают с изучения народных промыслов, которыми славилась

страна  с  давних  времен.   Очень  важно  ознакомить  детей  с  народной

декоративной  росписью.  Народное декоративно-прикладное  искусство  не  только  плод  умения,  ремесла  его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

В возрасте 2-3 лет возможности детей в декоративном рисовании весьма

ограничены.  Детей  второй  младшей  группы  знакомят  с  элементами

дымковской,  филимоновской    росписи.  Дети  с  удовольствием  играют

матрёшками,  неваляшками,  дымковскими,  филимоновскими,  богород

скими игрушками.

В  средней  группе  детей  знакомят  с  городецким  промыслом,  выделяя

элементы узоров: бутоны, розаны, купавки.

В  старшей  группе  детей  знакомят  с  полхов-майданскими  игрушками.

Полхов-майданскиемастера считаются самыми главными игрушечниками. Они

делают  разнообразные  игрушки:  свистульки,  каталки,  матрёшки  и  т.д.  и

называют  эти  игрушки-таратушками.  Основной  элемент  узора-цветок

шиповника. Гжельские  мастера  расписывают  фарфоровые  изделия  голубой

и  синей краской по белому фону.

Детей  подготовительной  группы  знакомят  с  хорошо  всем  известной

хохломской  и  мезенской  росписью,  которая  считается  одной  из  наиболее

древних  русских  художественных  промыслов.    Её  истоки  теряются  в

отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

      Знакомство  ребенка  с  русским  народным  декоративно-

прикладным искусством  опирается  на  принцип  общей  дидактики -связи  с  жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Окружающие  предметы,  впервые  пробуждающие  душу  ребенка,

воспитывающие  в  нём  чувство  красоты,  любознательность,  должны  быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа.

Искусство  народных  мастеров  помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. При ознакомлении дошкольников с бытом русского народа, рассматривая вместе  с  детьми  иллюстрации,  необходимо  обращать  их  внимание  на старинную  русскую  одежду,  знакомить  с  её  названиями  (кафтан,  сарафан, кокошник, рубаха и т.д.), элементами русского узора, состоящего

из знаков солнца, воды, растительных элементов.

Эффективным  средством  ознакомления  детей  с  народным  декоративным

искусством являются экскурсии в музей, на выставку народного искусства или в  художественный  салон.

 Рассматривание  и  анализ  образцов  национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя  и  колорита,  используемых  в  традиционном  оформлении  различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.

Работа  по  ознакомлению  детей  с  народно-декоративным  творчеством

осуществляется  поэтапно.  На  первом  этапе  детей  знакомят  с  историей

возникновения декоративно-прикладного искусства, рассматривают предметы промысла, выделяют цветовую гамму, основные элементы узора. На втором этапе  дети  упражняются  в  рисовании  простейших  элементов  росписи.  На третьем этапе дети составляют узоры, используя приобретённые навыки. На четвёртом этапе дети упражняются в умении наносить роспись на вырезанные из бумаги силуэты, глиняные формы.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их  помощью  можно  составлять  описательные  рассказы  по  игрушкам (дымковские, народная игрушка –матрёшка), придумывать сказки, знакомиться с  произведениями  художественной  литературы  о  народных  промыслах заучивать стихи, отгадывать загадки.

Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет активизировать словарь и осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.

Русское  народное  декоративно–прикладное  искусство  тесно  связано  с

фольклором,  обычаями  и  обрядами,  народными  традициями,  праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно  дополнить  музыкальным  воспитанием  дошкольников,  разучивая потешки, русские народные песни. Одним из  важных  условий  для  самостоятельной  художественной деятельности  детей  является  создание  мини-музеев,  где  дети  имеют возможность  не  только  рассмотреть,  но  и  потрогать  экспонаты.  В непосредственной  близости  от  мини-музея  целесообразно  расположить художественный  материал  для  воплощения  замыслов,  иллюстрации  для рассматривания. Создание условий для выставки детских работ предоставит дополнительный стимул к творчеству, вызовет интерес к своим национальным истокам, приобщит детей к истории русского народа.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчёркивала в своих работах Н. П. Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров  декоративной  росписи,  резьбы,  вышивки,  понятно  искусство игрушечников.  Маленькие  дети  воспринимают  их  глубже  и  полнее,  чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу  детского  сада  в развитии патриотических  чувств,

формировании художественного  вкуса  детей  и  в  руководстве  их  изобразительным творчеством.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Ознакомление дошкольников с народными промыслами помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров.

Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество. Использование фольклорных форм, таких, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, помогают развить не только пассивный, но и активный словарь детей, воспитывают любовь к родному краю и закладываются первые представления о культуре русского народа. Художественное народное искусство, сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. Мотивы русского народного творчества — дымковской, городецкой, хохломской росписи — положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента. Народное декоративное искусство позволяет развить у детей интерес, их художественное восприятие, содействует дальнейшему развитию их эстетических переживаний и суждений.

     Воссозданная атмосфера бытового уклада русского народа, способствует пробуждению в душе ребенка любознательности, позволяет ощутить себя частью русского народа. В дошкольном учреждении   можно оформить мини-музей народного творчества, русскую «избу» и «горницу» ,где дети могут ознакомиться с изделиями разных видов промысла . При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом  можно  использовать следующие формы работы:

- мини -музей;

- организация выставок;

- беседы по ознакомлению с искусством;

- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;

- проведение праздников и досугов.

При посещении выставок, дети получают некоторые сведения об истории промысла. Применение интересных приемов работы увлекают дошкольников, развивают их фантазию, творчество. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства происходит через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Для детей младшего дошкольного возраста, конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае это народная игра : подвижные игры, игры-хороводы, игры с пением: 

«Шла коза по лесу» «Ручеек», «Капуста»,  «Городки», «Котёл», «Бабки», «Золотые ворота», «Коршун» и др. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций.

Знакомство детей с традициями и обрядами начинается с кукольного и пальчикового театра, «уголок ряженья», где дети сами выбирают костюм, платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки.

 Принимая участие в праздниках, как Рождество, встреча Весны, Пасха, дети узнают о традициях и обрядах русского народа. На Пасху детям нравится обмениваться игрушечными раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони». Народная музыка во всей красоте показывает звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство начинается с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети с огромным интересом рассматривают их, берут в руки, пробуя звучание.

Выученный детьми народный фольклор используются ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.

Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра сопровождается народным фольклором.

Необходимо так же учитывать, что для того, чтобы проводимая работа была успешной, очень важно объединить усилия родителей и педагогов, создать универсальные формы общение между ними. Установление доверительных взаимодействий с семьями воспитанников на основе доброжелательности и сотрудничества является залогом успеха в процессе знакомства с декоративно прикладным творчеством. Родители с увлечением оказывают творческую помощь в создании оригинальной развивающей среды, в проведении развлечений, праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с дымковским народным промыслом»

Данный материал будет полезен педагогам, углубленно работающим по данной теме и просто воспитателям...

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....

творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"

Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...

Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе

контрольная работа по изодеятельности...

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"

Консультация для воспитателей включает в себя  информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...