Беспроигрышные игровые модели. Что делать тем, кто понимает: ему играть с детьми сложно?
статья

Андреева Ольга Михайловна

Секрет успеха прост — нужно всего лишь уметь играть, при­чем увлеченно, не «понарош­ку», и так же самозабвенно, как это де­лают дети. Но кто из нас, взрослых — педагогов или родителей — умеет это делать? И можно ли этому научиться? Вопросов много, и все они непростые. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_vam_slozhno_igrat_s_detmi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Беспроигрышные игровые модели.

Что делать тем, кто понимает: ему играть с детьми сложно?

Секрет успеха прост — нужно всего лишь уметь играть, причем увлеченно, не «понарошку», и так же самозабвенно, как это делают дети. Но кто из нас, взрослых — педагогов или родителей — умеет это делать? И можно ли этому научиться? Вопросов много, и все они непростые. Наверное, для педагогов, которые пришли работать в детский сад по призванию, такое умение — предпосылка успешной работы с дошкольниками. Способность к ролевой игре, к творческому взаимодействию с ребенком подпитывается, очевидно, памятью детства, собственным опытом давно минувших дней. Именно на этот опыт и опирается интересная игровая технология «Театр всевозможного», где дети, педагоги, родители вместе участвуют в самых разнообразных играх-занятиях, праздниках и развлечениях. В «Театре всевозможного» есть несколько различных моделей, по которым строятся общие занятия.

Например, модель игры в «День рождения». Какие ассоциации возникают у детей при одном только упоминании этого праздника? Конечно — радостные, «вкусные». Модель «День рождения» универсальна, поскольку в игре отмечать этот праздник может и игрушка, и домашнее животное, и сказочный персонаж, и время года, и город, и детский садик, и школа. Опыт (даже трехлетнего ребенка) и логика подсказывают, что для игры в «День рождения» необходимо определить именинника, пригласить гостей, которые принесут подарки, а именинник в свою очередь должен позаботиться об угощении и развлечениях. Для детей младшего и среднего возраста на этом может завершиться. А для старших дошкольников и младших школьников можно придумать самые разные приключения, связанные с появлением, например, «незваного гостя» или какими-нибудь непредвиденными обстоятельствами.

Такая совместная игра протекает в разных формах (беседах, занятиях, заданиях для родителей, изготовлении коллективной книги и т.д.). Кроме того, эта модель позволяет педагогу наполнить занятия и различными обучающими моментами: по экологии (среда обитания животных, их питание), по математике (составление праздничного меню, сервировка стола), по этикету (правила поведения за столом, в гостях), по развитию речи (приглашение гостей, поздравление именинника), по музыкальному воспитанию (выбор музыкального материала для развлечения, музыкальные характеристики персонажей), по изобразительной деятельности и ручному труду (изготовление поздравительных открыток, подарков и т.д.).

В этой модели есть много «зацепок» для общения детей и родителей: поговорить о рецептах «именинного» пирога, о сервировке стола; почитать поздравительные открытки, которые получали мамы, папы, бабушки и дедушки; просмотреть сборники сказок и выбрать сюжеты, в которых герои празднуют день рождения. Одно из важных достоинств игры в «День рождения» — это «зернышки» нравственности, которые можно сеять буквально в любом варианте. Здесь много ситуаций, требующих заботливого отношения к гостям, чуткости и внимательности по отношению к имениннику, для которого готовится подарок и сочиняется поздравление.

Другие модели игры, описанные в книге «Театр всевозможного», также обращены к опыту детей и дают им возможность творческого взаимодействия со взрослыми «на равных». Например, можно организовать игру в празднование Нового года. Эта тема также радостна и привлекательна как для детей, так и для взрослых. И здесь есть место для выдумки и фантазии: кто, где и как встречает Новый год? Как наряжена елка у Снежной королевы, Красной Шапочки, трех поросят, Буратино, Бабы Яги? Кто кому послал поздравления, какие приготовил подарки и сюрпризы?

Игра «Новый год» дает прекрасную возможность пофилософствовать, поговорить о самом сокровенном — о мечтах и пожеланиях. О чем мечтают наши дети? Что они желают себе и своим близким? Умение мечтать — это тоже способность, и ее нужно воспитывать, развивать, используя такую «волшебную палочку», как воображение. Пусть дети расскажут о своих мечтах и желаниях, нарисуют их, покажут на картинке.

Взрослые вместе с детьми могут придумать целый сборник новогодних сказок и проиллюстрировать его, разработать свой собственный сценарий новогоднего утренника, устроить выставку елочек, которые украшали различные сказочные персонажи (Мальвина, Кот в сапогах, Дюймовочка, Снежная королева и др.). Кстати, эти творческие занятия не так уж и легки, и дети подчас справляются с ними.

Следующая типичная модель — игра в «Путешествие». Сюжетов здесь очень много, ведь почти в любой сказке есть путешествие. Но для данной модели важна логика самой игры, которая, как пружина, раскручивает сюжет в зависимости от выбранного хода. А начинается все с определения цели путешествия: зачем и куда мы отправляемся? Что-то узнать или найти, кому-то помочь, отдохнуть, повидаться с близкими? Очень важный этап — выбор транспорта. Это может быть воображаемый, но реально существующий вид транспорта (включаем «театральные шумы» либо голосом имитируем шум мотора, строим или изображаем то, на чем едем, машину, самолет, поезд, лошадку и т.д.). Тут можно поговорить и о классификации транспорта, и о его особенностях — скорости, вместительности, виде топлива и т.д. Для сказочного путешествия лучше выбрать волшебный вид транспорта. Попросите детей перечислить виды сказочного транспорта. И снова задание для семейного чтения: просмотреть, перечитать волшебные сказки, где персонажи пользуются такими необычными средствами передвижения, как печка, ступа, сапоги, ковер-самолет и т.д.). Устройте викторину, где будут участвовать дети и родители. Тот, кто назовет больше сказочных транспортных средств, получит приз.

Для создания игрового сюжета может потребоваться изобретение нового вида транспорта, который не существует ни в реальности, ни в сказке. Ему нужно придумать название, изобразить, как он будет выглядеть, описать его некоторые технические и эксплуатационные особенности: сколько пассажиров вмещает, какова скорость перемещения, какое топливо потребляет и т.д. Это задание подходит скорее для мальчиков и их пап — вот и еще одна «зацепка» для семейного общения. А какую интересную выставку можно устроить на эту тему!

«Путешествие» предполагает самые разнообразные игровые сюжеты. Что нужно взять с собой? Какие могут случиться происшествия? Кто может встретиться вам в пути?

Модель «Путешествия» можно превратить в спектакль, тематическое занятие или придумать (вместе с воспитателями и родителями) различные занимательные истории, записать их, нарисовать иллюстрации и изготовить свою. Какие еще сюжеты могут послужить основой для совместных режиссерских игр?

Безусловно, это сюжеты любимых сказок (для игры лучше выбрать только фрагменты или некоторых персонажей). Очень оригинальна игра в «Сказку наоборот», где меняется последовательность событий, характеры

Для совместной игры можно выбрать уже известное волшебное средство либо придать чудесные свойства любому предмету — цветку, звездочке, ручке, мелку, воздушному шарику, ложке, яблоку, книге. Подходящий танец, песенка, подвижная игра или стихотворение поможет ребенку «войти в образ». Развитие сюжета героев или мотивы их поступков. Предпочтение стоит отдать всем известной сказке, где есть определенный стереотип действий (например, «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.).

Обыгрывание подобных ситуаций требует быстроты реакции, изобретательности, внимания, и, конечно, творческого воображения и развитой речи, поэтому играть в «Сказки наоборот» можно со старшими дошкольниками, а также школьниками и взрослыми. Сложность не только в обыгрывании сюжета, но и в придумывании окончания сказки, которое может быть самым различным и непредсказуемым.

Еще одна удобная и универсальная модель — «Исполнение желаний». Данный сюжет многократно использовался в народных и волшебных сказках («По щучьему велению», «Цветик-семицветик», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.) Всё зависит от взрослого, его задумок и непредсказуемых реакций детей. В результате может получиться новая сказка, новый спектакль, новая игра.

Игровых моделей много, но дело не в их разнообразии, а в том, насколько взрослые суме ют найти в них интерес и пространство для творчества как для себя, так и для детей. Ведь главное в любой игре — это удовольствие, которое от нее получаешь. И в этом смысле удовольствие может являться основным критерием подлинности, искренности игры.

ИГРЫ НА КУХНЕ

Говорят, есть счастливицы, чьи дети часами могут собирать пирамидки, кубики и пазлы. Мне же, как и большинству знакомых мам, «не повезло». Хотя наш сын получил полную свободу передвижения по квартире, как только начал ползать, но даже к двум годам он исчезал из поля зрения на пару минут лишь затем, чтобы, например, отведать земли из цветочного горшка или дернуть за хвост несчастного кота.

И вот тогда-то я призадумалась. С одной стороны, совсем не хотелось по вечерам, после долгожданного детского отбоя посвящать время кастрюлям и сковородкам с обедом на завтра, а с другой — днем мои и без того неважные кулинарные способности сильно страдали от непрерывного перемещения за веселым младенцем из кухни в комнату и обратно. Выход подсказал сам виновник, заинтересовавшись однажды обыкновенными губками для мытья посуды. На следующий день он получил в подарок две упаковки губок разных размеров и цветов, — так появился наш первый оригинальный, легкий и экономичный конструктор. Интересно, что ни набор «Лего» для малышей, ни деревянные кубики такого успеха не имели. Поролоновые башни, дома и дорожки надолго поселились в нашей кухне.

Летом основы строительного дела поднадоели, и мы без сожаления превратили эти же губки в кораблики, которые запускали в обыкновенном тазу. По своему опыту я знаю, что игры с водой надолго завораживают и занимают внимание большинства детей. Правда, многие мамы к союзу ребенок-вода относятся с опасением. Что верно, то верно — после таких игр наша кухня напоминала небольшое озеро, но... пара пустых тазиков, пара губок (лучше разного размера), и — кто быстрее и больше соберет воды?

Посмотрев глазами малыша на свое домохозяйство, я обнаружила еще немало предметов, способных занять энергичного младенца больше чем на пару минут. Это и сырые макароны, — теперь в нашем кухонном шкафу всегда есть запас разных форм, размеров и даже цветов. Из них можно складывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая те же формы и цвета. И пересыпание сухого горошка или гречки, просеивание манки через настоящее сито — после таких упражнений, конечно, приходится производить небольшую уборку, но ведь для многоопытной мамы это пустяки в сравнении с возможностью спокойно наслаждаться приготовлением обеда!

Вспомните, как мучилась бедная Золушка, перебирая крупу. Но вы ведь не злая мачеха, поэтому предложите ребенку не мешок, а небольшое блюдце, на котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков.

А еще мы с удовольствием посвящаем время изучению новых звуков и вкусов, благо на кухне всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать или попробовать.

Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане или чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горошек и тихо — манка. Потом попросите ребенка отвернуться и предложите на слух определить, что вы сейчас делаете.

Но особой любовью пользуется облагороженный вариант знакомой с детства шутки «закрой глаза — открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили, — это может быть кусочек яблока или банана, огурца, лимона и даже чеснока. В нашей семье даже нелюбимые овощи в качестве тестируемых образцов проходят на «ура». Можно поменяться ролями, и уж если вы «ошибетесь», — бурный восторг гарантирован!

Большинство мам сейчас слишком заняты, для того чтобы «заводить пироги», но готовым слоеным тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка, — можно просто слепить какие-нибудь фигурки, как из пластилина, а можно из раскатанного теста при помощи обычных формочек для песка вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. А вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?! У вас детский праздник, вы как всегда ничего не успеваете, а развеселая компания тем временем с визгом носится по квартире и крушит игрушки? Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса — и вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды. Украсить их каждый маленький гость может по своему вкусу разноцветными овощами, капельками майонеза или кетчупа.

Вариантов множество, и это лишь небольшая часть «кухонных радостей», при помощи которых можно «обезвредить», а заодно и развлечь маленьких озорников на время приготовления обеда. Главное — вовремя вспомнить о том, что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для подрастающего человека могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всем его многообразии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игровые модели в сенсомоторном развитии»

в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития...

Методическая разработка - Картотека "Игры социо-игрового приобщения к делу "

Эти игры можно  использовать в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выпо...

"Я делаю - я понимаю, я играю - я развиваюсь".

Опыт работы по применению ИКТ в реализации УМК....

Модель "Времена года". Дидактическая игра с детьми дошкольного возраста

Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщ...

Хороводные игры как игровая модель детского фольклора.

В статье рассказывается об актуальности использовании хороводных игр детей младшего дошкольного возраста....

Что делать? Мой ребенок понимает только крик!

Обычно родитель повышает голос, когда нужно что-то срочно донести или нет сил терпеть выходки ребёнка. Взрослому кажется, что если сказать громко, то малыш сразу же всё поймёт. Однако в таком случае о...