Конспект деловой игры в старшей группе «Воспитание культурно – гигиенических навыков в семье»
методическая разработка (старшая группа)

Андриянова Светлана Владимировна

С помощью данной деловой игры объединить усилия родителей и педагогов в вопросе формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка).

Конспект деловой игры

в старшей группе

«Воспитание культурно – гигиенических  навыков в семье»

                                 Воспитатель: Андриянова С. В

                                                               

Деловая игра

«Формирование культурно-гигиенических навыков в семье».

Цель: объединить усилия родителей и педагогов в вопросе

формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

Ход.

Воспитатель:

 Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно

отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу.

Мы рады вас видеть! Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители

этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются

друг с другом разными частями тела.

Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка,

а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы

должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

(Звучит музыка  В. Шаинского  «Улыбка»,  родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются: -глазами-руками-плечами -лбами-спинками.)

Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех

поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить,

что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это

доброе отношение вернулось назад к нам. Но прежде чем начать нашу

встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру

«Ассоциация».

Игра «Ассоциация». 

Воспитатель:

Правила игры: «Передавая мяч по кругу, я предлагаю

называть слова, которые у вас ассоциируются с выражением – культурно гигиенические навыки? (Ответы родителей.)

Воспитатель:

И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдёт о простых

вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаём им

должного значения, формированию культурно-гигиенических навыков

нашим детям. Возьмите себе на заметку.

Основные задачи формирования культурно-гигиенических навыков у

детей:

  • Сформировать умение овладеть культурно-гигиеническими навыками.
  • Побуждать детей к самостоятельности.
  • Воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, чистотой
  • тела, опрятность в одежде, причёске и т.п.
  • Научить соблюдать порядок в своём уголке, шкафу, заправлять постель и т.п.
  • Воспитывать культуру еды (умение пользоваться салфеткой, столовыми приборами, сохранять правильную осанку за столом).
  • Воспитывать умение и привычку пользоваться носовым платком, расчёской и прочее.
  • Сформировать привычки – полоскать рот после еды, отворачиваться от окружающих при кашле и чихании, прикрывать рот и нос платком, что

является неотъемлемой частью культуры поведения.

С чего начинать? Элементарно – с гигиенического индивидуализма.

Воспитатель:

Игра «Продолжи предложение».

  • У ребёнка должно быть своё… (ответы родителей).
  • У ребёнка должна быть своя… (ответы родителей).
  • У ребёнка должен быть свой… (ответы родителей).

Непременным условием в формировании всех культурно-гигиенических навыков является постоянство и непрерывность в воспитании,

а так же высокая гигиеническая культура окружающих ребёнка взрослых,

которые следят за качеством выполнения культурно-гигиенических навыков

у детей и их полноценного физического развития. Не менее важным

является единство требований со стороны всех взрослых, то есть, если

родители требуют от ребёнка постоянно заправлять постель после сна, то,

оставаясь у бабушки, ребёнок то же должен соблюдать данное требование.

Детям свойственно подражать поведению взрослых. Они легко усваивают не

только положительные примеры, но и отрицательные.

 Воспитатель:

Игра «Зачет – не зачет».

Воспитатель раздаёт «зачётки» с вопросами.

Воспитатель:( раздаёт листы бумаги и ручки)

Прошу вас ответить на следующие вопросы и поставить себе знак «+»

или «-».

1. Считаете ли, Вы себя компетентным в вопросах культурно-гигиенического

воспитания?

2. Как Вы думаете, сформировались у него (неё) навыки мытья рук и личной

гигиены?

3. Умеет ли Ваш ребёнок, мыть руки, закатав рукава, взяв мыло, намыливать

до появления пены?

4. Может смыть мыло, сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и

повесить в свою ячейку?

5. Умеет пользоваться расчёской самостоятельно?

6. Обладает ли Ваш ребёнок навыками снимания и надевания одежды в

определённом порядке: снимает ботинки, носки, колготки, майку и все вещи

аккуратно складывает на стул?

7. Как Вы считаете, Ваш ребёнок обладает навыками аккуратной еды?

8. Ваш ребёнок умеет правильно пользоваться чайной и столовой ложкой,

вилкой, салфеткой?

9. Он пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом?

10. Благодарит, выходя из-за стола?

11. Умеет поласкать рот после каждого приёма пищи?

(Родители подсчитывают свои результаты.)

Воспитатель:

Для родителей очень важно поведение ребёнка в обществе. Много

шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочёты и

ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро

иссякает, но не во всем виноваты дети.

Некоторые родители уверенны, что ребёнок должен знать правила

поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и

наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребёнку, что

нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот.

По мере взросление ребёнок совершает «выходы в свет»

самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия  с детьми. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший

индикатор, который проявит все умения и оплошности ребёнка.

Ребёнок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету.

Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму

ребёнок легко запоминает и усваивает правила. Ребёнок увлечён, если

устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать

стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все

приборы и проводить гостей. В такой непринуждённой форме необходимо

оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение.

Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить

правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

И я вам предлагаю поиграть в игру брейн – ринг «Азбука этикета».

(За каждый правильный ответ родители получают фишку.)

Воспитатель:

- Что такое этикет?

- Что нужно сделать перед трапезой?

- До какого возраста можно заправлять салфетку за воротник?

- Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует…

- Как нужно вести себя за столом?

- Где находятся локти во время приёма пищи?

- В какой руке должна быть вилка, если необходимо поделить котлету на

кусочки?

- Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко, то …

- какие выражения или слова можно высказать о её приготовленных блюдах?

- Как должны лежать приборы по завершении трапезы?

Вопросы от Всезнайки:(презентация)

- С какого возраста можно давать приборы малышу?

- До какого возраста можно заправлять салфетку за воротник?

- Что поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребёнка?

- Какие качества вашего характера помогают вам добиться освоения правил

поведения за столом?

Вы правы, во время обучения ребёнка правилам поведения за столом

будьте терпеливы. От родителей требуется последовательность, правила

должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и

завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с

другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став

взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию культурно гигиенических навыков у своих детей. От каких ошибок вы бы их

предостерегли? Какие бы советы дали?

Игра «Продолжи фразу». 

Воспитатель:

Передавая мяч по кругу, закончите фразу

«Чтобы ребёнок рос культурным, нужно...»,

«Чтобы ребёнок был здоровым, необходимо…»

 Нашу игру хочется закончить словами: «Здоровье – самая большая

ценность у человека». Зависит оно не только от физического состояния, но и

от условий жизни в семье, от состояния гигиенической культуры

окружающих ребёнка близких людей. Давайте же воспитывать достойное

поколение. Для того чтобы у в памяти осталась наша встреча, предлагаем вам буклеты содержащие ответы на вопросы «Воспитание культурно – гигиенических  навыков в семье». Удачи вам!

                                         Список литературы:

  1. Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. Ю.А. Афонькина, Г.А Урунтаева. – Москва: Просвещение,2019.
  2. А м о н а ш в и л и Ш. А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. — М., 2013.
  3. Б у р е Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников

(3–7 лет).

  1.  Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй. Н.Ф. Виноградовой. – Москва: Посвящение, 2018.
  2. П е т р о в а В. И., С т у л ь н и к Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет. Москва: Мозаика-Синтез, 2020.
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд.Москва: Мозаика-Синтез, 2020.
  4.  «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» Автор: Конина Е.Ю. Издательство: Айрис-Пресс, 2007 г.

Приложение 1: Буклет для родителей

                           Презентация «Вопросы от Всёзнайки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы от Всёзнайки Презентацию подготовила воспитатель Андриянова С. В Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка (МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка).

Слайд 2

С какого возраста можно давать приборы малышу?

Слайд 3

Серьезный процесс обучения стоит начинать в возрасте от 10 до 12 месяцев. В этом возрасте у малыша достаточно развита моторика рук и появляется интерес к освоению нового процесса. Откладывать процесс знакомства с ложкой не стоит. Знакомить малыша с вилкой лучше после того, когда он освоит ложку. Обычно это происходит в возрасте 2-3 лет. Примерно в это же время родители всерьез задумываются о детском саде. Там ребенку наверняка пригодится умение пользоваться столовыми приборами . А с ножом и вовсе лучше начинать дружбу на четвертом году жизни. Но это ориентировочный возраст. Когда именно ваш ребенок будет готов к обучению пользоваться этими столовыми приборами, решать только вам.

Слайд 4

До какого возраста можно заправлять салфетку за воротник?

Слайд 5

Тканевая салфетка может располагаться как справа, так и слева, а также в центре сервировочной тарелки. А вот класть такую салфетку следует исключительно на колени. Ее никогда не заправляют за воротник, не просовывают между пуговиц и не пытаются закрепить на поясе.

Слайд 6

Что поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребёнка?

Слайд 7

Стирка детских вещей руками вовсе не обязательна — вполне можно пользоваться стиральной машиной. Это поможет сэкономить время и посвятить его малышу. Но многие мамы отмечают, что одежда при машинной стирке быстро теряет привлекательный вид, а при ручном способе этого не происходит. Чтобы вещи в стиральной машине меньше деформировались, необходимо перед стиркой выворачивать их наизнанку, застегивать все молнии, кнопочки и пуговицы. Кроме того, необходимо помнить, что стиральная машинка должна быть безукоризненно чистой.

Слайд 8

Какие качества вашего характера помогают вам добиться освоения правил поведения за столом?

Слайд 9

??????????? ( выскажите своё мнение)

Слайд 10

Спасибо за внимание!!!!! Интернет ресурсы: https://aif.ru/food/9447 https :// zhenskayaplaneta.com/pravila-povedeniya-za-stolom-dlya-detej-ili-horoshie-manery.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

конспект заняти по приобщению детей к скмейным ценностям...

Тематическая неделя в старшей группе "Воспитание культурно-гигиенических навыков"

Данная методическая разработка представляет собой планирование работы с детьми в режимных моментах и во время НОД по воспитанию КГН....

Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я – патриот, а это значит…»

Природа России уникальна и разнообразна, много красивых мест и достопримечательностей. Мы любим нашу страну и гордимся её историей. В России родились наши дети, и здесь пройдет их жизнь. Перед нами ст...

Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я – патриот, а это значит…»

- обогатить знания родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников; - познакомить родителей с методами и приемами нравственно-патриотического воспитания в семье и в детск...

Родительское собрание (деловая игра) в старшей группе на тему: "Путешествие в экологию"

Деловая игра с родителями воспитанников в старшей группе на тему: "Путешествие в экологию". Можно скачать ход собрания, авторскую презентацию, раздаточный материал, проблемные ситуации....

Конспект квест-игры в старшей группе по экологическому воспитанию "Главная тайна природы"

В ходе квеста - игры дети закрепляют различные экологические понятия, правила поведения в природе, играя в игры, отгадывая загадки и выполняя задания, помогают лесным жителям....