"Влияние музыки на интеллект: мифы и реальность"
статья

Кочеткова Юлия Евгеньевна

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Музыка. Как она влияет на мозг ребёнка? Можно ли вырастить из ребёнка гения, если ему каждый день включать произведения Моцарта? Не преувеличена сила воздействия данного вида искусства? Вокруг этих вопросов обитает много мифов.

Так называемый «эффект Моцарта» впервые был описан в 1991 году французским доктором медицины и изобретателем Альфредом Томатисом  в его книге «Почему Моцарт?»  По мнению исследователя, звуки определенной высоты помогают восстановлению и развитию мозга. В 1993 году,  Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Их испытуемые были тестированы на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после прослушивания в течение десяти минут «Сонаты для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, когда сидели в тишине. Результат исследования показал непродолжительное улучшение пространственного мышления: оказалось, что оно значительно улучшается. Но… ненадолго. После эксперимента Фрэнсис Раушер подчеркнула, что действие музыки кратковременно (от 10 до 15 минут) и не влияет на общий интеллект. Именно поэтому ученые не стали делать поспешных выводов о столь могучем воздействии музыкального искусства на интеллект, которое часто приписывается ему.  Зафиксировано лишь кратковременное улучшение одного из типов мышления. Феноменально то, что после этих исследований идея влияния музыки на рост IQ плотно укоренилась в общественном сознании.  
В 2010 году австрийские физиологи опровергли эффект Моцарта.
Позже были проделаны эксперименты, подобные сделанным в 1993 году, только с той разницей, что вместо музыки Моцарта испытуемым предлагали прослушать музыку их любимого композитора (им мог быть, например, Шуберт или Григ) или же произведение их любимого писателя, а затем выполнить тесты и задачи.  В данном случае ученые также выявили улучшение умственных способностей. Возникла ещё одна гипотеза: вероятно, слушая то, что ему нравится, человек получает внутренний заряд энергоресурса, который и даёт ему силы справляться с заданиями.

Как мы видим, стойких научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но возникает вполне логичный вопрос: делает ли умнее человека изучение музыки и овладение игрой на каком-либо музыкальном инструменте? Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века. В работе Верне Росса «Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке» (1937 год) есть предположение, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.
Исследования современных учёных доказывают, что игра на музыкальном инструменте маловероятно влияет на общий IQ, но однозначно способна улучшить отдельные функции мозга:  
- разговорный интеллект,
- эмоциональный интеллект,
- память,
- грамотность,
- слуховое внимание,
- чувствительность к звукам и речи,
- создаёт новые нейронные связи.

Предполагают, что причина столь обширного влияния процесса изучения музыки кроется в том, что во время него затрагиваются сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. При этом человек сможет хорошо играть лишь в том случае, если эти системы будут работать синхронно.

Различные эксперименты показали, что школьники, профессионально занимающиеся музыкой более успешны в учёбе, чем, например, их ровесники, проходившую военную подготовку.
Подобное исследование было проведено и с дошкольниками психологом Фрэнсис Раушэр, которая описала «эффект Моцарта». Группа дошкольников от 3 до 4 лет в течение полугода училась играть на фортепиано. Спустя данный период времени оказалось, что те дети, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети, не учившиеся музыке. Раушэр также предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в естественных науках и математике. Это объясняется тем, что за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.
Вопрос связи музыки и интеллекта интересен и многогранен. На сегодня нет чётких ответов на многие вопросы в этой области, но как мы видим, существуют мифы. Вероятно, в будущем нас ждут новые опыты и открытия.  Очевидно, однако, то, что влияние музыкального образования на фоне пассивного слушания не может быть преувеличено.

Юлия Кочеткова

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%9C%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0
  2. https://www.npr.org/2010/06/28/128104580/mozart-effect-was-just-what-we-wanted-to-hear
  3. Журнал «Человек без границ». Статья «Эффект Моцарта». Автор: Дэвид Хиршорн. https://www.bez-granic.ru/main/deti-i-vospitanie/effekt-motsarta.html
  4. https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/411525/

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Музыка. Как она влияет на мозг ребёнка? Можно ли вырастить из ребёнка гения, если ему каждый день включать произведения Моцарта? Не преувеличена сила воздействия данного вида искусства? Вокруг этих вопросов обитает много мифов.

Так называемый «эффект Моцарта» впервые был описан в 1991 году французским доктором медицины и изобретателем Альфредом Томатисом  в его книге «Почему Моцарт?»  По мнению исследователя, звуки определенной высоты помогают восстановлению и развитию мозга. В 1993 году,  Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Их испытуемые были тестированы на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после прослушивания в течение десяти минут «Сонаты для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, когда сидели в тишине. Результат исследования показал непродолжительное улучшение пространственного мышления: оказалось, что оно значительно улучшается. Но… ненадолго. После эксперимента Фрэнсис Раушер подчеркнула, что действие музыки кратковременно (от 10 до 15 минут) и не влияет на общий интеллект. Именно поэтому ученые не стали делать поспешных выводов о столь могучем воздействии музыкального искусства на интеллект, которое часто приписывается ему.  Зафиксировано лишь кратковременное улучшение одного из типов мышления. Феноменально то, что после этих исследований идея влияния музыки на рост IQ плотно укоренилась в общественном сознании.  
В 2010 году австрийские физиологи опровергли эффект Моцарта.
Позже были проделаны эксперименты, подобные сделанным в 1993 году, только с той разницей, что вместо музыки Моцарта испытуемым предлагали прослушать музыку их любимого композитора (им мог быть, например, Шуберт или Григ) или же произведение их любимого писателя, а затем выполнить тесты и задачи.  В данном случае ученые также выявили улучшение умственных способностей.
Возникла ещё одна гипотеза: вероятно, слушая то, что ему нравится, человек получает внутренний заряд энергоресурса, который и даёт ему силы справляться с заданиями.

Как мы видим, стойких научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но возникает вполне логичный вопрос: делает ли умнее человека изучение музыки и овладение игрой на каком-либо музыкальном инструменте? Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века. В работе Верне Росса «Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке» (1937 год) есть предположение, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.
Исследования современных учёных доказывают, что
игра на музыкальном инструменте маловероятно влияет на общий IQ, но однозначно способна улучшить отдельные функции мозга:  
- разговорный интеллект,
- эмоциональный интеллект,
- память,
- грамотность,
- слуховое внимание,
- чувствительность к звукам и речи,
- создаёт новые нейронные связи.

Предполагают, что причина столь обширного влияния процесса изучения музыки кроется в том, что во время него затрагиваются сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. При этом человек сможет хорошо играть лишь в том случае, если эти системы будут работать
синхронно. 

Различные эксперименты показали, что школьники, профессионально занимающиеся музыкой более успешны в учёбе, чем, например, их ровесники, проходившую военную подготовку.
Подобное исследование было проведено и с дошкольниками психологом Фрэнсис Раушэр, которая описала «эффект Моцарта». Группа дошкольников от 3 до 4 лет в течение полугода училась играть на фортепиано. Спустя данный период времени оказалось, что те дети, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети, не учившиеся музыке. Раушэр также предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в естественных науках и математике. Это объясняется тем, что за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.
Вопрос связи музыки и интеллекта интересен и многогранен. На сегодня нет чётких ответов на многие вопросы в этой области, но как мы видим, существуют мифы. Вероятно, в будущем нас ждут новые опыты и открытия.  Очевидно, однако, то, что влияние музыкального образования на фоне пассивного слушания не может быть преувеличено.

Юлия Кочеткова

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%9C%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0
  2. https://www.npr.org/2010/06/28/128104580/mozart-effect-was-just-what-we-wanted-to-hear
  3. Журнал «Человек без границ». Статья «Эффект Моцарта». Автор: Дэвид Хиршорн. https://www.bez-granic.ru/main/deti-i-vospitanie/effekt-motsarta.html
  4. https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/411525/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английский язык с детства: Мифы и реальность

Консультация для родителей о том какие мифы существуют в обучении детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....

Ветрянка. мифы и реальность!

Надеюсь многие вопросы по поводу ветрянки отпадут при прочтении данного материала....

Консультация для родителей «Фастфуд в питании дошкольников мифы и реальность»

Говоря о фастфуде, нужно понимать, что это название в значительной степени условное. Обычно под фастфудом (от англ. fast food - быстрая еда) подразумевается возможность быстро перекусить....

Консультация для родителей и педагогов "Влияние музыки на интеллект ребёнка"

Влияние музыки на интеллект ребенка.  Есть ли связь между музыкой и интеллектом? Конечно есть.Многие психологи придерживаются мнения, что в обучении всех детей без исключения, независимо от ...

Мифы и реальность адаптационного периода в ДОУ

В помощь родителям, чьи детки только собираются посещать детский сад. Первая младшая группа....

Мифы и реальность адаптационного периода в ДОУ

Информация для педагогов групп раннего возраста и для родителей вновь поступающих детей о подготовке и прохождении адаптации в ДОУ....

Влияние музыки на интеллект ребёнка

Консультация для родителей о влиянии музыки на интеллектуальное развитие дошкольника....