Проект по духовно-нравственному воспитанию 2 младшей группы «Я и моя семья»
проект (младшая группа)

Воспитывая детей младшей группы, мы  уже в этом возрасте  задумываемся  о том,  как развить и  сформировать личность ребёнка,   воспитать настоящего гражданина  с  морально-нравственными качествами, патриотическими  чувствами  и гражданской позицией. И первыми нашими  помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья.  Для    маленького ребёнка – мама и папа – это мир, в котором закладываются основы  морали, чувство  любви ко всему, что окружает маленького гражданина,    толерантного отношения к людям.

 Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была  и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».

Наш проект - прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско - родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, а также содействовать  обновлению традиций в семьях воспитанников, умению помнить о своих корнях.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moya_semya_2022-2023.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

        МБДОУ детского сада № 8

«Зоряночка»

________ Месикова С.Ю.

«31» августа 2022 год

Проект по духовно-нравственному воспитанию

2 младшей группы

«Я и моя семья»

Выполнила

воспитатель:

Ибрагимова З.Г.

г. Ессентуки 2022-2023г

Тип проекта: познавательный, личностно-ориентированный, социально-значимый

Продолжительность: долгосрочный, октябрь-май 2022-2023 г

Участники: воспитатель, дети, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Актуальность проекта:

Воспитывая детей младшей группы, мы  уже в этом возрасте  задумываемся  о том,  как развить и  сформировать личность ребёнка,   воспитать настоящего гражданина  с  морально-нравственными качествами, патриотическими  чувствами  и гражданской позицией. И первыми нашими  помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья.  Для    маленького ребёнка – мама и папа – это мир, в котором закладываются основы  морали, чувство  любви ко всему, что окружает маленького гражданина,    толерантного отношения к людям.

 Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была  и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».

Наш проект - прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско - родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, а также содействовать  обновлению традиций в семьях воспитанников, умению помнить о своих корнях. 

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о семье; воспитание патриотизма и чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

     Задачи проекта:

  • познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»;
  • учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
  • воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты:

для детей:

  • дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек;
  • воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

для родителей:

  • Возрождение традиций семейного воспитания;
  • Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
  • Установлены партнёрские взаимоотношения с педагогами группы.
  • Развит творческий потенциал при совместной творческой деятельности.
  • Проявлена заинтересованность родителей  к проведению совместных   творческих мероприятий с детьми и педагогами группы.
  • Повысилась педагогическая компетентность родителей, уверенность собственных педагогических возможностях.

для педагога:

  • Созданы все условия для сотрудничества педагогов и родителей и детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста,
  • Определены оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.
  • Обогащение РППС группы в активном взаимодействии с родителями воспитанников.

Продукт проекта:

  • Лэпбук "Семья"
  • Оформление Центра нравственно-патриотического воспитания в группе (дидактические и настольные игры, наглядный материал, книги, энциклопедии)
  • Выставка рисунков «Моя семья».

Этапы реализации проекта

Первый этап: Подготовительный  (предварительная работа)

Чтение рассказа Д.Грабе «Мама»  Беседа по прочитанному.  

  • Скажите, кто в семье больше всех заботится о детях?
  •  Какая мама? Почему мы живем вместе с семьей?
  • Почему есть и мама и папа?
  • Почему есть брат и сестра?
  •  Кто такие дедушка и бабушка?
  • Почему у ребенка есть 2 бабушки и 2 дедушки?

 После беседы поняли, что следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи – сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.

Приложение

План работы по теме проекта

  Подготовительный этап

Анализ имеющихся условий в группе для реализации проектной деятельности.

Разработка тематического плана работы

Оформление родительского уголка (консультации)

     Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подобрать методическую и художественную литературу.

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.

Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

Привлечь активное участие родителей.

Основной этап

Месяц

Содержание работы

Цели

Сентябрь

Беседа «Моя  семья».

Учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга.

Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Беседа «Мама - самое прекрасное слово на земле».

Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство

благодарности за заботу.

Беседа « Мама, папа, я - семья».

Учить детей отвечать на вопросы взрослого; уточнять состав семьи. Учить с уважением

относиться к ним.

Аппликация «Портрет

семьи».

Воспитывать у детей доброе отношение к

маме, папе, себе; учить передавать эти образы  доступными средствами выразительности.

Октябрь

Игровая ситуация: « В гостях у бабушки ».

Учить детей проявлять заботу о своей бабушке,  относиться к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения.

Театрализованная деятельность:

инсценировка русской народной сказки «Репка».        

Развивать разговорную речь детей,  действовать   согласно взятым на себя ролям.

Чтение художественной

литературы: Сказка «Гуси - лебеди».

Вызвать у детей интерес к сказкам, желание слушать

запоминать содержание сказок.

Рисование: « Полотенце для бабушки с дедушкой»

Развивать любознательность.

Воспитывать добрые отношения к бабушке и дедушке.

Ноябрь

Беседа «Как я помогаю дома»

Дать представление о значимости матери каждого человека. Помочь детям понять, как много сил и времени отнимает. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т.д.)

Рассматривание иллюстраций « Мама с ребенком».

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»

Дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям.

«Мамина работа» Е. Пермяк

Знакомство с произведением. Дать представление о профессии. Развивать память мышление. Воспитывать положительные отношения к труду.

Аппликация:

«Разноцветный коврик для мамы»

Воспитывать любовь и уважение к маме, желание порадовать ее подарком сделанный своими руками. Составление красивых ковриков из полосок и квадратов.

Декабрь

Чтение русской народной сказки « Волк и семеро козлят»

Познакомить детей со сказкой; развивать память, внимание. Подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушаний.

Театрализованная

деятельность:

инсценировка русской

народной сказки

«Теремок».        

 Создание благоприятных условий творческой активности детей посредством театрализованной деятельности. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения.

Конструирование

« Мы построим новый дом»

Развивать у детей фантазию, желание создавать постройки работать дружно слажено.

Беседа «Традиции семей при подготовке к Новому году»

Продолжать  обогащать знания детей о быте и традициях семьи.

Январь

 Беседа: « Профессия  моих родителей».

Прививать уважение к труду родителей, закреплять знания профессии и понимать значимость их труда.

Сюжетно ролевые  игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахер».

 

Формирование у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

Чтение русской народной сказки К.Ушинский «Петушок с семьёй»

Продолжать знакомить детей с понятием «семья». Формировать умение отвечать на вопросы обогащать и активизировать словарь детей.

«Творческая мастерская» (украшение фото рамок для семейного альбома).

Воспитывать чувства любви и уважения к членам семьи через общение и художественное творчество. Развивать мелкую моторику.

Февраль

Чтение стихотворения

 « Папы защитники наши»

Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека. Развивать речь, воспитывать  желание читать стихи.

Рассказ о празднике

день Защитника Отечества.

Развивать разговорную речь детей знакомить с главными праздниками страны.

Беседа «Как стать

сильным».

Вызвать у детей желание подражать взрослым в семье, совершенствовать свои физические способности.

Рисование: «Галстук для папы»

Формировать гендерную  и семейную принадлежность – представление о социальной роли отца в семье. Вызвать желание сделать подарки для  пап своими руками.

Март

Беседа «Мамин день»

 «Я и моя мама».

Развивать у детей доброе отношение и

любовь к своей маме. Вызвать чувство

гордости и радости за дела и поступки

родного человека, чувство благодарности за

заботу.

Чтение стихотворения Е.А. Благинина «Вот какая мама», «Мамочке подарок» О.Чусовитина, «Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен

Закрепление о роли мамы в семье, о самом родном и близком человеке. Знакомить детей с международным праздником.  

 Аппликации: «Букет  для мамы».

Сюжетно ролевая игра:

«Дочки матери». «Поможем маме накрыть на стол».

Изготовление подарка для мамы.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на предложение поздравить маму.

Способность гармонизации детско родительских взаимоотношений. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

Апрель

«Семейное древо - Моя семья».

Привлечь родителей к совместному творчеству по представлению своей семьи.

Консультации для родителей; Куда сходить с ребенком в выходные. Семья и семейные ценности.

Способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения.

        

 «Творческая мастерская» (украшение фото рамок для семейного альбома).

Воспитание чувства любви и уважения к членам семьи через общение и художественное творчество.

Беседа: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»

Воспитание моральных и нравственных качеств ребенка .Научить детей быть внимательными к окружающим взрослым  и сверстникам, родным. Обогатить опыт детей

действиями и поступками, которые могут порадовать близких.

Май

Беседа: « Мои братья и сестра».  « Мы должны беречь друг друга».

Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам; вызвать стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах.

Чтение стихотворения Ш. Галиева «Братик плачет». Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Развитие представлений о добре и зле посредством сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Развитие представлений о добре и зле посредством сказки.

Рассказ о празднике «День семьи, любви и верности».

Формировать представление детей о семье, семейных традициях. Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи.

Аппликация: «Белая ромашка».

«Коллективная работа к Всероссийскому Дню Семьи, любви и верности»

Образовательные

Области

Виды

 деятельности в режимных моментах  в период реализации проектной деятельности

Речевое развитие

  • Проговаривание потешек про  семью.
  • Чтение стихов о маме, бабушке, сказок:
  • «Коза с козлятами», «Три медведя», «Курочка ряба»
  • «Репка».
  • Рассматривание фотографий и картинок семьи и беседа .
  • Заучивание потешек.
  • Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику: «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто, «Мама» К. Ибряев, «Мама», «Моя мамочка» Я. Ким, «А что у вас» С. Михалков, «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Купание» «Младший брат» А. Барто, «Маму поздравляют малыши»Л. Миронова, «Яблочко румяное» Е. Стеквашова, «Мамин портрет» Г. Виеру, «Мамочке подарок» О. Чусовитина, «Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен

Познавательное развитие

  • Опрос детей «Что я знаю о семье?»
  • Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.
  • Дидактические игры:  «Назови правильно»,  « Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей», «Чьи детки?», «Назови ласково»

Художественно-эстетическое

развитие

  •  Рисование с элементами аппликации: «Цветок для мамы», «Букет цветов»
  • Рисунки совместно с детьми
  • « Портрет моей мамы», «Дом в котором я живу».
  • Аппликация. «Моя семья».
  • «Творческая мастерская» (украшение фото рамок для семейного альбома.
  • Конструирование « Мой дом».

Физическое развитие

  • Пальчиковая гимнастика «Семья»
  • Подвижные игры: «Переезд на дачу», «наседка и цыплята», «Бегите ко мне»,
  • «Курочка хохлатка»

Соц.-коммуникативое развитие

  • Сюжетно-ролевая игра « Семья», « Дочки матери», «Путешествие», «К нам приехала бабушка»,
  • «Приготовим обед для мамы»
  • Игра-драматизация: «Волк и 7 козлят»
  • Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
  • Игра-драматизация: «Три медведя», «Река»
  • Кукольный театр «Маша и медведь»

Работа с родителями

- Анкетирование родителей «Нравственно-патриотические  ценности»

- Тест для родителей «Умеете ли вы воспитывать своих детей?»

- Памятка родителям: «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Что вы знаете о правах детей», «Не забыть сделать для ребёнка и вместе с ребёнком».

- Социологическая анкета семьи.

- Консультации: «Как правильно вести себя с ребёнком», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Как желательно (не желательно) вести себя с первым ребёнком», «Детские игры – дело серьёзное»

  • Вовлечь родителей в работу над проектом.
  • Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
  • Участие в сборе информации о своей семье.
  •  Изготовление семейных стенгазет, фотовыставок.
  • Участие в тематических конкурсах, праздниках, родительских собраниях.

Заключительный этап

  • Лэпбук "Семья"
  • Оформление Центра нравственно-патриотического воспитания в группе (дидактические и настольные игры, наглядный материал, книги, энциклопедии.
  • Выставка рисунков «Моя семья».

Заключение.

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых детском саду.

Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.

После просмотра сказки «Репка», дети тоже попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей:  «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».  

Проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

Список литературы:

  1. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2009 год.
  2. В.И.Петрова « Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации; М.Мозайка – Синтез, 2005г.
  3. А.К.Бондаренко « Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение» 2010г.
  4. А.В.Козлова « Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2007г.
  5. Л.Куцакова « Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М.Владос, 2005г.
  6. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
  7. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
  8. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
  9. Российская Федерация и Конвенция о правах ребенка. Юнисеф 2008г.
  10. С.В.Чиркова Родительские собрания в детском саду». Москва 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по духовно - нравственному воспитанию в младшей группе "Зернышко"

Разработка конспекта НОД по духовно - нравственному воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Родословное древо семьи».

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «родословное древо», учить понимать свое место в семье. Дать детям представление о православных родительских субботах, их значении и смысле. Воспит...

Проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Семья – хранилище души»

Вид проекта: информационно - творческийУчастники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПродолжительность проекта: краткосрочный (1 ...

Непосредственно-образовательная деятельность по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Моя семья и родственники»

Познакомить детей с понятием «родословная» и «генеалогическое дерево». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйст...

Конспект занятия по развитию речи, направленное на духовно-нравственное воспитание в старшей группе на тему: «Христианская семья и ее ценности»

Продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективно...