Непосредственно-образовательная деятельность по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Моя семья и родственники»
план-конспект занятия (старшая группа)

Исаева Евгения Сергеевна

Познакомить детей с понятием «родословная» и «генеалогическое дерево». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №40»

                                                   

Непосредственно-образовательная деятельность

по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе  

на тему:                    

«Моя семья и родственники»

Воспитатель:

                                                                                Исаева Е. С.

г. Сатка

                                                             

Задачи:

Область «Познавательное развитие»: Познакомить детей с понятием «родословная» и «генеалогическое дерево». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.

Область «Социально-коммуникативное развитие»: Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».

Область «Художественно- эстетическое развитие»: При выполнении работы прививать  положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Предварительная работа: Заучивание фамилии, имени, отчества, профессии  и места работы родителей. Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи. Составление детей с родителями  «генеалогического древа» начиная с бабушки и дедушки. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи. Беседа родителей с ребенком о семье, получить ответы на вопросы: «Сколько членов в семье? Кто самый старший? Кто самый младший?»

Оборудование: Мультимедийное оборудование, «бревнышки» с картинками, специально подготовленная заготовка для «Семейного дерева», бумажные ладошки по количеству детей, зеркала, фломастеры, клей, магнитная доска, памятные нагрудные знаки.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите играть, размышлять и трудиться. Хотите поиграть со мной? Тогда встаньте в круг и давайте поприветствуем друг друга:

Что за чудо – чудеса:                        (развести руки в сторону)

Раз рука и два рука!                          (показать руки впереди себя)

Вот ладошка правая,                         (подать соседу правую руку)

Вот ладошка левая.                           (то же самое)

И скажу вам, не тая,                          (несильно покачиваем руками вперед-  

Руки всем нужны, друзья.                  назад)

Сильные руки не бросятся в драку. (показать мускулатуру)

Добрые руки погладят собаку.         (одной рукой погладить другую)

Умные руки умеют лепить.                (имитация лепки)

Чуткие руки умеют дружить.             (руки в «замочек»)

- Возьмите за руку того, кто стоит с вами рядом, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Садитесь.

-В волшебной стране, под названием Счастье

Живет королева по имени Настя.

Я в гости к ней часто на чай прихожу.

Сейчас вам, ребята, её покажу!

На экране появляется изображение феи.

Фея: Здравствуйте ребята!

«У каждого человека есть близкие и дорогие ему люди – это его семья. Семьи бывают разные: большие и маленькие, веселые и серьезные, шумные и скромные. Семья всегда помогает и поддерживает нас. Как хорошо, когда семья дружная, счастливая, когда все любят друг друга»

Беседа о семье

- Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это папа, мама, брат, сестра, бабушка и дедушка)

- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки и бабушки? Как их зовут?

- Как их можно назвать их всех одним словом? (семья)

- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно)

Фея.  

- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилию в специальной тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали записать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».

Дидактическая игра «Найди, о ком я говорю»

- Ребята, угадайте о ком я говорю?

- заботливая, старенькая, добрая…..

- молодая, любимая, ласковая…..

- молодой, спортивный, добрый, внимательный……

- старенький, добрый, мудрый….

- маленький, веселый, озорной…..

Дидактическая игра «Сравни и назови»

- В семье родственники часто похожи друг на друга и все же между ними существуют различия. Давайте попробуем их сравнить:

Бабушка старше, а мама….(младше)

Папа выше, а сын ……(ниже)

Внук молодой, и дедушка……(старый)

Дочь маленькая, а сын….(большой)

Дедушка грустный ,а бабушка….(веселая)

Папа сильный, а ребенок…..(слабый)

- А теперь образуйте круг и послушайте стихотворение о родном доме. Кто хочет, может повторять движения за мной:

Мимо текла река, плыли по небу облака,          (волна внизу, волна вверху)

Шел человек, была дорога не легка.                  (шаги на месте)

И человек мечтал о том,                                      (приложить палец ко лбу)

Что он построит где-то дом,                                    (сложить из ладоней крышу)

И поселится счастье с ним в доме одном.           (рисуем сердечко)

Если порою он уставал,                                            (лицо грустное, плечи  

                                                                                       опущены)

То неизменно напевал                                               (имитация игры на скрипке)

Песню любимую свою, ту, что я пою.

Дом, как известно давно,                                       (сложить крышу)

Это не стены, не окно,                                           (ладони вместе, окошко из  

                                                                                  пальцев)

Даже и стулья за столом – это не дом.                  (стул из пальцев)

Дом – это там, куда готов                                      (сделать крышу)

Ты возвращаться вновь и вновь                            (шаги на месте)

Яростным, добрым, нежным, больным,

еле живым.                                                              (изобразить)

Дом это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом-

Это твой дом.

- Спасибо, садитесь.

На экране изображение камина.

- Чтобы семье в доме было уютно и тепло, необходимо поддерживать огонь «семейного очага». У вас есть дрова, их надо положить в камин. Но дрова эти необычные, на них нарисованы обязанности каждого члена семьи. Тот, кого я приглашу, пусть возьмет бревнышко и расскажет, кто из членов семьи какие обязанности выполняет (на бревнышках картинки: деньги, посуда под краном с вводом, белье на гладильной доске, пирожки и блины на столе, цветок и лейка…).

Вызванные дети выполняют задание и относят свое бревнышко к столу, стоящему у экрана.

- А теперь намного отдохнем, для рисования ручки разомнем!

Пальчиковая гимнастика «Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (рисуем на ладошке круг)

Раз, два, три, четыре, пять, (зажимаем пальчики по одному)

Всех могу пересчитать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Папа, мама, брат, сестренка, (загибаем по пальцу на руке)

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).

- Вы, ребята, живете в одной группе уже не первый год. И хотя вы не родственники, вас тоже можно назвать одной большой, дружной семьёй. И я хочу сегодня подарить вам семейное генеалогическое дерево, на котором будете изображены все вы. Но мне понадобиться ваша помощь. Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую.

Воспитатель объясняет задание:

- Перед вами лежат детские ладошки, которые позже мы прикрепим к нашему дереву вместо листьев. Попробуйте нарисовать своё лицо на ладошке. Каждое лицо неповторимое. У кого-то глазки голубые, а у кого-то карие, у кого-то волосы золотые, а у кого-то рыженькие, у кого-то есть веснушки, а у кого-то белозубая улыбка. Рассмотрите свое лицо в зеркале и попробуйте нарисовать себя на ладошке.

(звучит музыка, дети выполняют задание)

По окончанию задания, дети подают свою ладошку воспитателю, он прикрепляет её с помощью клея к заранее подготовленному дереву.

- Посмотрите, какое красивое, большое и густое дерево у нас получилось. Теперь у вас есть свое семейное дерево! Какая ладошка вам нравится? Почему? Кого вы узнаете на рисунке? Очень хорошо!

Фея любуется на древо. Как замечательно у нас получилось.

«В семейном кругу» А.Барто

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Обращение феи: Вы мне понравились друзья! И наградить хочу вас я! Пусть эти медали вам напоминают, что важнее семьи ничего не бывает! До свидания! До новых встреч!

Дети получают памятные нагрудные знаки – медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе: «Вербное воскресенье».

Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.Задачи:Образовательные:  Дать представления о празднике Вербное Воскресенье....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Дорогами добра».

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.Задачи:1.Формировать умения делиться, уступать, быть добрыми.2.Развивать умения различать эмоции других людей и ориентироваться в своих собств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Радость моя» (знакомство с житием преподобного Серафима Саровского)

Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме "Радость моя". Проводя это занятие, мы знакомимдетей с житием святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца, ...

Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра»

Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра»...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Как научиться уважать старших» с использованием ИКТ.

Республиканский конкурс педагогического мастерства«Урок нравственности» Конспекторганизованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей ...

Конспект занятия по развитию речи, направленное на духовно-нравственное воспитание в старшей группе на тему: «Христианская семья и ее ценности»

Продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективно...

организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «От счастья ключи – в семье ищи»

организованной образовательной деятельностипо духовно-нравственному воспитанию в старшей группена тему «От счастья ключи – в семье ищи»...