Родительское собрание с элементами мастер-класса "Экспериментируем вместе с детьми"
опыты и эксперименты

Лысова Галина Юрьевна

Родительское собрание с элементами мастер-класса "Экспериментируем вместе с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание с элементами мастер-класса

 «Экспериментируем вместе с детьми».

Подготовила:

Лысова Галина Юрьевна

Актуальность:

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольников. В экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Цель:

- расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности;

-познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами;

-развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты;

Задачи:

- расширить знания родителей о значении экспериментировании в развитии детей дошкольного возраста;

- воспитывать в детях стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть ее красоту;

- формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком – дошкольником;

- способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей;

-дать практические рекомендации родителям по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей.

Планируемый результат:

- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.

Форма поведения: круглый стол.

Участники: родители, воспитатель, дети.

Ход собрания:

Уважаемые родители! Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. И ее мне хочется начать с прекрасного стихотворения:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом,

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец: Да отстань же ты, отстань же,

С почемучканьем своим.

Сын: Папа!

Ведущая: Вернулся вскоре…

Сын: А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

Отец: После, некогда, отстань!

Ведущий: Снова сын пришел к папаше…

Сын: Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий: А в ответ сверкнула вспышка:

Отец: У меня свои дела!

Ведущий: И, вздохнув побрел сынишка,

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний,

У почтенного отца,

От волнения, огорченья,

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Отец: Вызов в школу? Почему?

Что такое?

В чем причина

Совершенно не пойму!

У других, посмотришь, детки,

Только радуют сердца.

Почему твои отметки –

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему же дни заботы,

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

Ведущий: В самом, деле, почему?

(Обсуждение ситуации)

Вывод: Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Давайте разбираться.

1. Что такое экспериментирование?

Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения, какого – нибудь результата.

Цель экспериментальной деятельности:

- углубить представления о живой и неживой природе;

- учить самостоятельно, поводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Дошкольники – природные исследователи. Дети очень любознательные, постоянно стремятся к эксперименту, самостоятельно находят решения в проблемной ситуации. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Вызывает интерес уже само слово «Эксперимент». Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне и т. д. Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный малыш экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеется и она. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мама знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту у ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.

Память и мышление ребенка еще не устойчивое, когда ребенок переживает на собственном опыте что – то, вот тогда он может запомнить и осознать. Я думаю, что не каждая мама позволить своему ребенку залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.

Вот по этой причине, я работаю по данной теме: для всестороннего развития ребенка, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира. С детьми мы играем, проводим опыты, экспериментируем.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

- внимание и память (запомню – расскажу маме дома);

- воображение (Что случиться со снегом в группе? Полетит ли пакет? Что будет с воспитателем если притащить в группу ящерицу);

- речь;

- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит в тепле растает);

- во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (если Милана не может отделить горох от фасоли – Злата или Алисия предложит всегда свою помощь);

- дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игр, но и позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками.

Во время игр – экспериментов дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предположения. Проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность: Почему? Зачем? Как? Откуда? Почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

2. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

Во – первых, самому быть любопытным.

Во – вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В – третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В – четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

В – пятых, старайтесь отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

3. Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?

1 опыт: «Сода и шарик»

Вам понадобятся:

• Бутылка

• Стакан уксуса

• 4 чайных ложки соды

• Воздушный шарик.

Инструкция:

1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.

2. Засыпаем соду в шарик.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.

4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.

5. Наблюдаем за тем, как надувается шарик.

Объяснение

Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.

2 опыт: «Лава-лампа»

Вам понадобятся:

• Растительное масло

• вода

• пищевой краситель

• шипучая таблетка (парацетамол).

Инструкция:

1. Стакан на 1/3 наполнить водой

2. Добавить пищевой краситель,

3. Добавить растительное масло

4. Медленно опустить шипучую таблетку

Объяснение

Вода и масло не могут смешиваться и отталкивают друг друга. При этом вода плотнее масла и располагается внизу. А если на дно добавить шипучку, часть воды подхватить всплывающим газом и вода начнет всплывать сквозь масло, создавая эффект бурлящей лавы.

3 опыт: «Зубная паста для крокодила»

Вам понадобятся:

• стакана воды

• Марганцовка 1ч. л

• Жидкое мыло 1 ст. л.

• Перекись водорода

• Стеклянная колба

• Одноразовые перчатки

Инструкция:

1. В воде развести марганцовку. Перелить раствор в колбу.

2. Добавить жидкое мыло. Перемешать деревянной палочкой.

3. Осторожно, но быстро влить перекись.

4 опыт: «Виноград и газировка»

Вам понадобятся:

• газировка

• виноградинка

Инструкция:

1. Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в не виноградинку.

2. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет, так будет продолжаться несколько раз. Она чуть тяжелеет воды и опустится на дно. Но на нее сразу, же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Пока вода не «выдохнется».

Объяснение

У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А если надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, пузырь наполняется воздухом и рыба всплывает.

5 опыт: «Молочная радуга»

Вам понадобятся:

• молоко

• краситель

• фейри

• ватная палочка

Инструкция:

1. Налейте немного молока в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя.

3. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку, а теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ею в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение

И молоко, и моющее средство состоит из частичек. При прикосновении таких разных частичек происходит процесс. При котором частички молока начинаются двигаться и вместе с тобой проводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.

Есть очень много разных простеньких, но не менее занимательных опытов.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Стройте свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление и узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон, американский поэт и философ.

Что бы я хотела добавить в конце: Я раздам вам памятки, на которых указана литература, содержащая тонну разных опытов с детьми. И если в эти выходные вы проведете со своим ребенком хоть один опыт и скинете мне фото – я буду считать, что не зря потратила свое и ваше время.

Скажем спасибо нашим юным исследователям. Благодарим вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми»

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посеща...

Родительское собрание в младшей группе "Поем вместе с детьми"

Цель: Приобщение  родителей к  совместной деятельности с детьми. Развитие музыкальных способностей.Консультация: «Поем вместе с детьми», «Как научить малыша подпевать» ...

Родительское собрание"Творческая мастерская ,учимся творить вместе с детьми"

Мастер -класс с участием родителей " Лепка из солёного теста"...

выступление на родительском собрании в старшей группе "Играйте вместе с детьми"

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают  игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. ...

Призентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Конспект: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга: Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Презентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....