Консультация "Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста"
консультация

Торгашова Ирина Владимировна

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.

Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования.  
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Формы работы взаимодействия с семьёй:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.

4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

7. Папки – передвижки.

Проводимая работа в данном направлении позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития детей и их родителей.

Литература
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй -М.:Просвещение,2006.
2.  Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями.2013.

Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Содержание

Введение …………………………….

1. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»………………………………………......................................................

2. Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями ДОУ.....................................................................................................

Заключение………………………………………………………………………

Литература……………………………………………..………………………...

Введение

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В.А.Сухомлинский

Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи важно рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это «детский сад – семье» - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны - это «семья - детскому саду» - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно - образовательный процесс детского сада.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

1. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе.                                                                  

Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли.  Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. 

         Успех в данной работе может быть, достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием. Музыка и детская творческая деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

  • единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей,
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка,
  • установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики,
  • привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями,
  • создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста,

Рассмотрим цели взаимодействия с родителями в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

Цель: объединение усилий музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества с родителями для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • содействовать повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;
  • раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, духовной и эмоциональной восприимчивости;
  • создать единое образовательное пространство с учетом изменения позиции родителей из «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей;
  • акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.

Основные условия, необходимые для реализации доверительного взаимодействия между музыкальным руководителем и семьей, являются следующие:

  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями;
  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их взглядов на воспитание, личностных качеств;
  • открытость детского сада семье.

Работу с родителями строю, придерживаясь следующих этапов.

1.Установление первичных контактов, наблюдение, беседы с воспитателем группы, проведение экспресс-опроса , круглого стола с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что Вы планируете , но и узнать, чего он ждет от Вас. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2.Установление доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка, посредством

сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях музыкального развития ребенка, его контактности в общении с Вами и со сверстниками, достижениях . Ознакомление педагога с проблемами семьи .

3. Совместное с родителями формирование творческой личности ребенка и развитие его музыкальной культуры. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, реализуются направления, формы сотрудничества.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала   монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом.

2. Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями ДОУ

В настоящее время мною используются разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся:

  • информационно – аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;
  • досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми;
  • познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей;
  • наглядно – информационные формы - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

В работе с родителями использую следующие методы общения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности детей, анализ результатов творческой деятельности родителей.

Слагаемые успешного общения: желание пойти на контакт, заинтересованность в общении, видение в другом равного партнера, готовность принять иную точку зрения, выбор интересных значимых тем, тактичность.

Формы работы, используемые мною, как музыкальным руководителем по организации совместной деятельности с семьей – это:

Педагогическое просвещение родителей

Цель: приобретение родителями практических навыков музыкального развития

  • консультации для родителей;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • мастер-классы;
  • открытые просмотры образовательной деятельности.

Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей

Цель: подробное ознакомление родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, предоставление информации о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении детского сада

  • фонотеки детских песен, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации;
  • памятки по развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
  • буклеты по развитию певческих умений и навыков;
  • папки – передвижки;
  • оформление уголка для родителей коллекция музыки для движения и танцев;
  • методические рекомендации по вопросам развития музыкально-двигательной деятельности;
  • картотеки музыкальных инструментов и соответствующей им фонотеки;
  • памятки об обучении детей игре на детских музыкальных инструментах;
  • оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье;
  • посещение детских музыкальных театров, экскурсии;
  • прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов.

Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ

Цель: формирование культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада, другими детьми, и взрослыми, знакомство с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний, необходимых для воспитания здорового ребёнка

  • совместные праздники, развлечения в ДОУ;
  • семейные проекты «О чем говорит музыка?»;
  • творческие столы – выполнение заданий «Изобрази музыку», «Подбери картинку», «Какого цвета музыка?» и пр.;
  • концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр, театрализованные представления;
  • создание фотовыставки по результатам посещения театров и экскурсий;
  • создание музея любимого композитора - подготовка информации, реквизита;
  • совместное подпевание и исполнение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
  • создание совместных песенников;
  • пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита, помощь в оформлении помещения;
  • создание фонотеки, видеотеки с любимыми песнями, танцами детей.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. 

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

Заключение

Проводимая работа в данном направлении позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития как детей так и их родителей. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.

Данные формы работы соответствуют ФГОС и направлены на решение программных задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.

Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей.

Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

В нашем ДОУ патриотическое воспитание  является  приоритетным направлением в развитии детей. В этой публикации представлены различные формы работы по привлечению родителей для решения этой а...

Из опыта работы «Работа с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, в...

Консультация для музыкальных руководителей. Формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей.

Консультация для музыкальных руководителей. Формыработы с родителями по музыкальному воспитанию детей....

Формы работы с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разн...

Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Ефремова Н.

Эти рекомендации я размещаю на своем стенде по музыкальному воспитанию. Вместе с наглядным татериалом. Составляла сама....

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Лучшие  условия  для развития и воспитантя ребёнка это детский сад.Именно здесь закладываются основы успешного музыкального развития ребёнка....

"Учим детей подпевать" Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Умение слышать музыку, умение подпевать, такие при1мы должны знать родители....