Конспект родительского собрания в средней группе "Всё начинается с игры..."
методическая разработка (средняя группа)

Лузина Галина Николаевна

Родительское собрание в форме встречи с родителями. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры.И это не случайно. Моя методическая разработка - пример для воспитателей, как найти свой подход  в повышении педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya_s_roditelyami.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад с.Богословка Пензенского района Пензенской области

Методическая разработка мероприятия

 по взаимодействию с родителями средней группы

«Всё начинается с игры…»

Форма проведения:

Собрание-встреча

Подготовила:

Лузина Галина Николаевна

воспитатель

ноябрь 2022 года

Игра не пустая забава. Она необходима

для счастья детей, для их здоровья

 и правильного развития.

Д.В.Менджерицкая

Цель:  повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

  • Дать  родителям знания о значении игры и использовании игрушек для развития ребенка;
  • Заинтересовать проблемой;
  • Приобщить к играм ребенка в условиях семьи;
  • Рассмотреть правила организации игровой деятельности в семье.

Предварительная работа:  

  • Опрос и анкетирование родителей (приложение 1),
  • Подготовка презентации для родителей «Мир игры в детском саду»,
  • Подготовка материалов для выставки: игр и игрушек в соответствии с возрастом детей, информационного материала, литературы.
  • Подготовка наглядного материала (схемы, плакаты с цитатами – приложение 2)
  • Подготовка буклетов, памяток по игре  - советы взрослым, виды игрушек (приложение 3), правила игры для детей и родителей (приложение 4).
  • Заготовка для стенгазеты «Мы желаем вам…»

Оборудование, материал: стулья (по количеству родителей), поставленные в круг;  столы; бумага, фломастеры, карандаши цветные, пластилин;

музыкальное сопровождение, атрибуты для организации игр;

План проведения собрания-встречи:

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. Презентация «Мир игры в детском саду», беседа, рассуждения.
  3. Игры с родителями.
  4. Составление рекомендаций « Как организовать игровое пространство дома?»
  5. Заключение – обратная связь.

Основная часть мероприятия

-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас видеть сегодня на нашей встрече. Задумывались ли Вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?

Помните, во что играли Вы в своем детстве?  

В начале встречи воспитатель определяет тему, используя метод «Незаконченное предложение». Участникам предлагается, передавая красивый  букет, продолжить фразу: «Моя любимая игра в детстве – это…» (ответы родителей).

- Сегодня мы поговорим о детской игре в детском саду и дома: «Всё начинается с игры…»

- Уважаемые родители, сейчас обращаю Ваше внимание на экран.

В детском саду у детей закладываются умения общаться и взаимодействовать с окружающими, понимать других и себя, доверять и дружить. Через игровую деятельность любой навык усваивается лучше и легче, ребенок вовлечен в процесс и с готовностью следует правилам, закрепляя необходимые умения.

В ходе просмотра презентации «Мир игры в детском саду», воспитатель рассказывает о детской игре, значении игры в жизни ребенка (на примере детей группы).

- Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями, не отличается от других видов деятельности детей. Так к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и прочее. Любимые игры детей, по их мнению, это «куклы», «детский сад», «больница», «война», подвижные игры, компьютерные, настольно-печатные. Хочется обратить ваше внимание на то, что для ребенка игра - это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком, и т.д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни (слайды с фотографиями детей группы). Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Детям 4-5 лет это помогают сделать воспитатели, а дома, конечно, вы – родители. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания детей – дошкольников.

- В чём, по вашему мнению, состоит воспитательное значение игр? Заключается роль игры в развитии ребенка?

Предложить желающим родителям высказаться, после чего обобщить ответы (слайд на экране).

- В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются основы коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Используя метод «Семейные игры» (создание условий для самовыражения, поиска традиций игровой культуры), каждый участник (родитель) на отдельном листе бумаги рисует атрибуты своей семейной игры; остальные участники должны отгадать, что это за игра. Общение участников встречи.

Воспитатель предлагает несколько игр, направленных на развитие детской познавательной и речевой активности. Проводя их с родителями, он рассказывает о правилах и положительном эффекте каждой игры.

«Пальчиковые игры» (речь, мелкая моторика, ознакомление с окружающим):

  • «Семья», «Капуста», «Мышата», «Мамины помощники»

«Музыкальные игры»

  • «Угадай, на чем играю», «Веселые капельки» (тембр речи, звукоподражание кап-кап - «высоко-низко»)

«Речевые игры» (звуковая культура речи, речевая и двигательная активность)

  • «Охота на звуки», «Зеркало»

Далее родители работают в группах «Пишем рекомендации». Дается задание: разработать рекомендации воспитывающим взрослым: «Как организовать игровое пространство дома?» Для этого на столах лежит методический и теоретический материал по теме. Родители могут подходить к разным столам, советоваться в группах. После того, как рекомендации будут сформированы, участники «защищают» их.

Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Обратная связь.

В завершении собрания-встречи воспитатель предлагает родителям нарисовать свое впечатление от встречи – упражнение «Солнышко» и  написать на маленьких бумажных сердечках пожелания для детей и воспитателей.

Сердечки приклеиваются на заготовку стенгазеты «Мы желаем вам…»

- Уважаемые родители, мы рады были видеть Вас на нашей встрече и говорим: «Всё начинается с игры…». Когда дети подрастут, общение взрослого с ними примет другие формы, а пока основное – игра! До новых встреч!

Воспитатели делятся с родителями рекомендациями и памятками в виде буклетов.

Перечень литературы:

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями», ТЦ Сфера, Москва, 2009г.

Зверева О.Л., Кротова Т.В., «Родительские собрания в ДОУ» методическое пособие, Айрис Пресс, 2008г.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребёнком» педагогика родителям, «Педагогика», Москва, 1990г.

Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» средняя группа, Москва «Вако», 2010г.

Материал из интернета

Приложение 1

Анкета для родителей

- Игра – просто развлечение для ребенка или жизненно необходимое условие для его развития?__________________________________________________________

- Играете ли Вы с ребёнком? Как часто?___________________________________

- Нужно ли играть с ребёнком и почему?__________________________________

- Чему могут научить ребёнка эти игры?___________________________________

- Назовите любимые игры Вашего ребенка_________________________________

- Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком?________________________

- С папой ребенок любит играть в   _______________________________________

с мамой ребенок любит играть в  _________________________________________

- Учите ли Вы играть своего ребенка в любимые игры Вашего детства?_____________________________________________________________

- Что, на Ваш взгляд, означает «быть игровым партнером» ребенка?____________________________________________________________

- Какая игра, на Ваш взгляд, приносит ребенку больше пользы: когда он увлеченно играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или со взрослыми?__________________________________________________________

- Какие игрушки Вы покупаете ребенку?__________________________________

- Покупаете ли Вы ему развивающие игрушки? Какие? ______________________

- Какие условия созданы для игр ребенка дома? ____________________________

-Где и как хранятся игрушки? ___________________________________________

- Как Вы приучаете ребенка беречь игрушки? ______________________________

- Часто ли ребенок ломает игрушки, и как Вы поступаете в таких случаях? __________

Приложение 2

Плакаты

«Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский)

«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры» (А.В.Луначарский)

«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых» (Я.Корчак)

Приложение 3

Памятки по игре

Чему обучается ребенок в игре?

  1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
  2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
  3. Осознавать свое реальное место среди других людей.
  4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими желаниями.
  5. Уважать себя и верить в себя.
  6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
  7. Свободно выражать свои чувства.
  8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
  9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
  10. Делать выбор.

Советы взрослым

  1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
  2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
  3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
  4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  1. Целесообразно начинать играть с детьми с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания и не спеша переходить к более трудным играм.
  2. Не следует разучивать сразу очень много игр.
  3. Учите детей соблюдать правила игры, а не стараться выиграть и добиться первенства нечестным путем.
  4. Приучите ребенка не радоваться, когда другие проигрывают.
  5. Необходимо поощрять детей за успехи в игре – словами, баллами и т. п.
  6. Надо приучить ребенка не обижаться, когда проигрываешь; не падать духом и не злиться ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
  7. Важно, чтобы ребенок хранил игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.

Виды игрушек

Сюжетные (образные) – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Технические – транспорт, конструкторы, технические агрегаты.

Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежат движение, сюрприз, неожиданность).

Спортивно- моторные – способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (куклы бибабо).

Музыкальные – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.п.

Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д. (разноцветные вкладыши, ящечки с прорезями, матрёшки, пазлы, мозаики и др.)

Строительные – состоят из геометрических тел.

Приложение 4

Правила игры для детей и родителей

Игра научит нас:

  • Говорить с ребенком на его языке
  • Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм)
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание,
  • Любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

  • Смотреть на себя со стороны глазами других людей
  • Предвидеть стратегию ролевого поведения
  • Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих
  • Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре
  • Доверять друг другу

Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют общие правила:

  • Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей
  • Игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих; иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре – это недопустимо
  • Не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры –введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть вместе с ними, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела; добровольность – основа игры
  • Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов, важнее другое – те мгновения, что Вы проводите с ребенком
  • Поддерживайте активный творческий подход к игре; дети – большие фантазеры и выдумщики. Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии
  • Заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре – это не цель, а средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания среднего возраста

Родительское собрание ,как правило праздник  для родителей  и воспитателей. Где все могут общаться в нетрадиционной форме....

Сценарий (конспект) родительского собрания, проводимого в форме деловой игры

«ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ ВАШИМ ТРУДОМ»В.А. СухомлинПроведение родительских собраний в форме деловой игры....

Конспект родительского собрания «Растут мальчики и девочки» (Игра-тренинг)

Конспект родительского собранияТема: «Растут мальчики и девочки» (Игра-тренинг).Цель собрания: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприя...

План-конспект родительского собрания (средняя группа)

План-конспект родительского собрания  в средней группы...

Конспект родительского собрания в детском саду «Чем играют наши дети»

Конспект родительского собрания в детском саду «Чем играют наши дети»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15819244","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"348...

Конспект родительского собрания в форме игрового тренинга " Играем в театр"

Цели: Вовлечение родителей воспитанников в досуговую деятельность с элементами театрализации, вызвать желание и интерес участвовать в театрализованной деятельности с детьми.Задачи:1.Cпособ...