Памятки для родителей детей с ОВЗ "Музыка доступна каждому"
консультация

Королёва Юлия Юрьевна

Памятки музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_detey_s_ovz.docx314.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegПамятки для родителей

детей с ОВЗ

«Музыка доступна каждому»

Сентябрь

          Для детей с ограниченными возможностями здоровья обычная музыка — один из важнейших компонентов развивающей среды. Через музыкальные игры малыши познают мир, учатся слышать и различать окружающие звуки. К тому же, они являются одним из самых «легких», любимых и доступных видов деятельности для детей с ОВЗ. Предлагаем вашему вниманию музыкальные игры, которые можно использовать в домашних условиях. Эти игры не только помогают детям развиваться, но и доставляют немало веселых минут.


Игра «Музыкальные звоночки»

C:\Users\Настя\Desktop\bell-clip-art-18.png

Цель: учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание.

Оборудование: звоночек или колокольчик.

Ход игры: Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит,

Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит. (Ребенок тихонечко звенит в колокольчик.)

Ты сильней звени, звонок, чтоб каждый слышать мог,

Ты сильней звени, звонок, чтоб услышать каждый мог.  (На эту часть песенки ребенок звенит громко и уверенно.)


Игра «Подумай и отгадай»

Цель: различать звуки низкого, среднего и высокого регистров.

Оборудование: карточки с изображением медведя, зайчика, птички.

Ход игры: взрослый читает стихотворение и играет трезвучие низко — для медведя, в среднем регистре — для зайца и в высоком — для птичек. Можно использовать инструменты-заместители (деревянные ложки — для медведя, скорлупки грецкого ореха — для зайца, птичью трель изображаем с помощью стеклянных бокалов).

Я — добрый мишка плюшевый, игрушечный медведь.

Послушайте, послушайте, как я умею петь:

Ры-ра-ры-ру (играет на ложках).

Зайка, зайка, прыг да скок! Ты куда спешишь дружок?

«Прибежал я в огород, здесь морковка растет!».

(сопровождаем игрой со скорлупкой грецких орехов).

К нам сегодня в гости прилетели птицы,

Ласточки, чечетки, скворушки, синицы.

(палочкой водим по стеклянному стакану).

Взрослый предлагает ребенку показать картинку с изображением того или иного персонажа, играя на том инструменте, которым озвучивал.

Игра «Повтори ритм»

Цель: развивать чувство ритма и тембровый слух.

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и напевает песенку:

C:\Users\Настя\Desktop\walnut-clip-art-1.pngБелка, белка, где была?

«За орехом бегала,

вот орехов туесок, 

угощайся, мой дружок».

В руках играющих по два грецких ореха. Взрослый отстукивает несложный ритмический рисунок, ребенок повторяет за ним. Можно использовать в этой игре хлопки, шлепки, щелчки.


Игра «Музыкальная викторина»

Цель: развить музыкальную память и звуковысотный слух.

Оборудование: карточки с изображением знакомых сказочных персонажей. Гаджет, на котором запускаются детские песни из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

Ход игры: взрослые раскладывают карточки с персонажами и героями сказок на столе и предлагают детям послушать первое произведение. Ребенок должен выбрать карточку с соответствующим героем.

В игре используются фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, Буратино, Енотом, Винни-Пухом, Смешариками, Фиксиками и др. Удачно подобранное музыкальное сопровождение к игре, содержащее яркий эмоциональный образ, стимулирует детское воображение, помогает найти адекватные средства его выражения в движении.

          Развитие музыкальности у детей с ОВЗ осуществляется через игру, в атмосфере непринужденности, радости и творчества. Сначала взрослый является инициатором игры, впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи старших. Игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции в аудиозаписи.

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegОктябрь

«Облачко» (ритмопластика) 

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

«Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко  похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся  по небу вместе с ним». (легкая музыка П.И.Чайковского)

От дуновения ветра форма облака меняется.

Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения.

Игра «Подумай и отгадай»

Цель: различать звуки низкого, среднего и высокого регистров.

Оборудование: карточки с изображением медведя, зайчика, птички.

Ход игры: взрослый читает стихотворение и играет трезвучие низко — для медведя, в среднем регистре — для зайца и в высоком — для птичек. Можно использовать инструменты-заместители (деревянные ложки — для медведя, скорлупки грецкого ореха — для зайца, птичью трель изображаем с помощью стеклянных бокалов).

Я — добрый мишка плюшевый, игрушечный медведь.

Послушайте, послушайте, как я умею петь:

Ры-ра-ры-ру (играет на ложках).

Зайка, зайка, прыг да скок! Ты куда спешишь дружок?

«Прибежал я в огород, здесь морковка растет!».

(сопровождаем игрой со скорлупкой грецких орехов).

К нам сегодня в гости прилетели птицы,

Ласточки, чечетки, скворушки, синицы.

(палочкой водим по стеклянному стакану).

Усложнение: взрослый предлагает ребенку показать картинку с изображением того или иного персонажа, играя на том инструменте, которым озвучивал.

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegНоябрь

Игра » Мы играем в паровоз»

Цель: развитие музыкального слуха, координации движений, умение соотносить свои движения с изменением темпа музыки.

Оборудование: гаджет, на котором запускается веселая музыкальная композиция.

Ход игры: В игре принимают участие взрослые и ребенок, которые становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — «машинист паровоза», остальные — «вагончики». Они «прицепляются» за машинистом и напевают считалочку:

Что за чудо-паровоз? Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу, машинист, давай сигнал,

Отправлений час настал!

С началом музыки «машинист» издает на любом инструменте «гудок», «паровоз» трогается и играющие топающим шагом, не отцепляясь друг от друга, имитируют их перестук. Когда музыка заканчивается, поезд останавливается на остановке в полном составе. В конце игры взрослый хвалит ребенка за то, что не растерял «вагончики» и предлагает исполнить песенку «Паровоз»

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий!

Он вагоны повез, будто настоящий.

Кто едет в поезде? Плюшевые мишки,

Зайцы пушистые, кошки и мартышки.

Можно предложить ребенку пошуршать фантиками от конфет во время исполнения песни и имитировать «гудок» паровоза.

 Игра «Музыкальные звоночки»

Цель: учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание.

Оборудование: звоночек или колокольчик.

Ход игры:

Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит,

Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит.

(Ребенок тихонечко звенит в колокольчик.)

Ты сильней звени, звонок, чтоб каждый слышать мог,

Ты сильней звени, звонок, чтоб услышать каждый мог.

(На эту часть песенки ребенок звенит громко и уверенно.)

Игра «Повтори ритм»

Цель: развивать чувство ритма и тембровый слух.

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и напевает песенку:

Белка, белка, где была?

«За орехом бегала,

вот орехов туесок,

угощайся, мой дружок».

В руках играющих по два грецких ореха. Взрослый отстукивает несложный ритмический рисунок, ребенок повторяет за ним. Можно использовать в этой игре хлопки, шлепки, щелчки.

Игра «Музыкальная викторина»

Цель: развить музыкальную память и звуковысотный слух.

Оборудование: карточки с изображением знакомых сказочных персонажей. Гаджет, на котором запускаются детские песни из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

Ход игры: взрослые раскладывают карточки с персонажами и героями сказок на столе и предлагают детям послушать первое произведение. Ребенок должен выбрать карточку с соответствующим героем. В игре используются фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, Буратино, Енотом, Винни-Пухом и др. Удачно подобранное музыкальное сопровождение к игре, содержащее яркий эмоциональный образ, стимулирует детское воображение, помогает найти адекватные средства его выражения в движении.

 «Пчелка в цветке» (Кинезитерапия)

«Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой.

Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы - на диван, кресло, стул. Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (музыка И.Брамс «Колыбельная») Накидываем на ребенка плотный платок.

Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок. Платок убираем, музыку меняем.

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegДекабрь

«Храбрец-удалец» (Кинезитерапия)

«Жил-был в лесу зайчик-трусишка. Всего вокруг боялся.  Сидит под кустиком и трясется. ( Ребенок имитирует поведение зайца.)

Подует ветер - зайчик дрожит, захрустит ветка – заяц еще сильнее трясется. (музыка Р.Шумана  «Дед Мороз») Но вот надоело зайчишке бояться. Забрался он на пенек и кричит: «Я храбрец-удалец, никого я не боюсь!» (музыка Л.В.Бетховена «Ода к радости»)

Вдруг на полянку вышел волк. (кукла би-ба-бо) Да так внезапно, что зайчонок всю храбрость растерял. Задрожал, как осиновый лист, спрыгнул с пенька, да так неловко, что угодил прямо волку на спину. И пустился зайчишка наутек. (музыка Ш.К.Сен-Санс «Заяц») Ребенок показывает, как заяц убегает. А волк и на самом деле испугался зайца, который так неожиданно на него напал, и убежал навсегда из этого леса. (музыка Л.В.Бетховена «Ода к радости») Стали звери зайца расхваливать: «Молодец, Храбрец-удалец, прогнал волка, не испугался!» С тех пор заяц ничего не боится.

«Буратино» (Игра на снятие стрессовых состояний)

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты будешь превращаться в Буратино. Встань прямо, тело становится деревянным, как у Буратино. Напряги плечи, руки, пальцы, они становятся деревянными.

Напрягаются ноги, пальцы на ногах, становятся деревянными.

Напрягается лицо и шея, лоб, сжимаются челюсти.

А теперь из Буратино ты снова превращаешься в мальчика (девочку).

Расслабляются все мышцы.

 

«Снеговик» (Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций)

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика.  Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд. (музыка Ф.Шопена «Зимняя сказка»)

«Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять».

Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegЯнварь

«Хрустальная водичка»

Ребенок приседает, складывает руки ковшиком и как будто зачерпывает из ручья воду, потом поднимает руки вверх и выливает воду на себя, потом, подпрыгивая на одной ноге, произносит протяжно «и-и-и», столь долго, сколько сможет. Одновременно звенит колокольчик, ребенок прислушивается и следит за звуком, пока тот не стихнет.

«Как звучит»

Ребенку предлагается показать, как он будет стучать по барабану, металлофону или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно.

«Прогулка по сказочному лесу»

 (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).

Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

Логоритмика «Козлики»

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)

Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед) На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.

Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест) И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

«Пузырьки воздуха» (Ритмотерапия)

Под звуки плеска волн  очень тихо, легко и мягко ходить на носочках, танцевать под музыку. Ребенок представляет себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.

«Волшебный сон» (Релаксация)

Звучит спокойная музыка со звуками природы. Взрослый предлагает сесть удобнее, расслабиться, закрыть глаза. Установка: «Ты сейчас погрузитесь в волшебный сон. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. Пусть тебе присниться хороший добрый сон».

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется… (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело (2раза),

Будто мы лежим на травке,

На зелёной, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы тёплые и вялые

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegФевраль

«Зоопарк» ритмическая игра

Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику. В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Ш.К.Сен-Санса.

Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродит медленно и неспешно, как слон, «плывёт» по комнате, словно лебедь, рычит, как лев, прыгает, будто кенгуру.

«Повтори за мной!» эмоционально-психическая комфортность

Взрослый с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ. Ребенок копирует его. Затем взрослый передает свою роль ребенку.

Дыхательные упражнения

оздоровление и укрепление дыхательных функций.

«Задуем свечу» (музыка К.Сен-Санс «Лебедь»)

Ребенок делает глубокий вдох через нос, подносит ладошку на уровень лица, затем выдыхает тоненькой струйкой воздух через рот на ладонь, при этом губы держать «трубочкой».

«Проколи шину»

 Ребенок делает легкий вдох, затем показывает, как медленно выходит воздух со звуком «Ш». 

«Игра с воздушными шариками» Снятие мышечных зажимов, напряжения (музыка Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»)

Ребенку дают воздушные шарики, предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.

 

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegМарт

Логоритмические игры и упражнения

«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

 

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

 

«Пальчик-непоседа»

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)

 

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо ( опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegАпрель

Логоритмические игры и упражнения

 «Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)

И ушел. Газон засох. (присесть)

 

«Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

 

«Правая и левая»

Эта правая рука,

Эта левая рука, (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая, (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут руки у меня ловкие, умелые. («мотаем клубочки»)

http://30kam-vkalin.edusite.ru/images/616130_1.jpegМай

Логоритмические игры и упражнения

«Хвостатый-хитроватый»

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)

-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)

Это ты в траве шуршишь?

- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)

- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

 

 «Оладушки»

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)

 

«Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

C:\Users\Настя\Desktop\konkursy-belarusi.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ  На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...

Консультация для родителей:"Памятка для родителей детей,поступающих в ДОУ".(2021г.)

Рекомендации родителям о том,как легче пройти адаптацию....

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем».Консультация для родителей «Готовим руку ребенка к письму»

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем».Консультация для родителей...

Памятка для родителей детей подготовительной к школе группы "Советы родителям будущих первоклассников"

Памятка для родителей детей подготовительной к школе группы "Советы родителям будущих первоклассников"...

Консультация учителя дефектолога для родителей: «Памятка для родителей детей с ОВЗ»

Консультация учителя дефектолога для родителей:«Памятка для родителей детей с ОВЗ»...

Памятка для родителей "7 незаметных упражнений на каждый день"

Памятка для родителей "7 незаметных упражнений на каждый день"...