Консультация для родителей "Подсказки как способ обучения"
консультация

Орлова Анна Сергеевна

Подсказка – это способ оказания помощи в выполнении задания, цель которого – создать условия для безошибочного обучения навыку. Метод безошибочного обучения позволяет динамично обучать ребенка новым навыкам, снять лишнее напряжение и тревогу во время занятия, вызываемую совершением ошибок. Чем больше ошибок делает ребенок, тем больше вероятность того, что он начнет испытывать связанные с этим неприятные эмоции. Помимо этого, ошибки и их исправление увеличивают количество времени, потраченное на выполнение задания. Соответственно, пройдет больше времени до получения подкрепления. Так как поощрение поддерживает мотивацию во время занятия, его длительное отсутствие может привести к избеганию ребенком занятий в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podskazki_kak_sposob_obucheniya.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Анна Сергеевна,

учитель-дефектолог,

МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»,

г. Екатеринбург

Консультация для родителей

Подсказки как способ обучения

        Подсказка – это способ оказания помощи в выполнении задания, цель которого – создать условия для безошибочного обучения навыку. Прикладной анализ поведения выделяет следующие типы подсказок: физическая, речевая, визуальная, моделирование и указательный жест.

        Метод безошибочного обучения позволяет динамично обучать ребенка новым навыкам, снять лишнее напряжение и тревогу во время занятия, вызываемую совершением ошибок. Чем больше ошибок делает ребенок, тем больше вероятность того, что он начнет испытывать связанные с этим неприятные эмоции. Помимо этого, ошибки и их исправление увеличивают количество времени, потраченное на выполнение задания. Соответственно, пройдет больше времени до получения подкрепления. Так как поощрение поддерживает мотивацию во время занятия, его длительное отсутствие может привести к избеганию ребенком занятий в целом.

        Виды подсказок.

  • Физическая подсказка. Цель – помочь ребенку сделать правильно. Для реализации физической подсказки движения рук ребенка корректируются руками педагога. Например, если учитель спрашивает: «Где нос?», то он сразу кладет свою руку на руку ребенка, ведет руку ребенка к носу и дотрагивается рукой ребенка до его носа.

Различают 5 уровней интенсивности физической подсказки:

  1. Полная физическая подсказка. Руки учителя полностью контролируют руки ребенка. Во время выполнения подсказки этого уровня интенсивности учитель ведет руку ребенка и рукой ребенка делает то, что требуется выполнить. Это самая интенсивная подсказка
  2. Физическая подсказка на уровне кисти. Учитель контролирует движения ребенка, держа свою руку на уровне кисти ребенка. В этом варианте исполнения интенсивность подсказки чуть ниже.
  3. Физическая подсказка на уровне локтя. Учитель контролирует движения ребенка, держа свою руку на уровне локтя ребенка. Ребенок имеет больше самостоятельности в этом варианте исполнения подсказки, а учитель все меньше контролирует движения ребенка. Это следующий по интенсивности вид физической подсказки.
  4. Физическая подсказка на уровне плеча. Учитель руководит движениями ребенка, держа свою руку на плече ученика. Он как бы подталкивает руку ребенка от плеча в нужном направлении. Соответственно, ребенок приобретает еще больше самостоятельности во время выполнения задания. Интенсивность этой подсказки еще меньше, чем в предыдущих.
  5. Нулевая физическая подсказка. Ребенок делает все сам после предъявления инструкции. Другими словами, он выполняет задание самостоятельно.

Начиная обучение с более интенсивными подсказками и с постепенным снижением уровня интенсивности, ребенок постепенно приобретает все большую самостоятельность. В процессе тренинга с использованием подсказок различного уровня интенсивности, ребенок усиленно практикует навык, совершая минимальное количество ошибок.

  • Указательный жест. В этом виде подсказок педагог показывает жестом на правильный предмет или карточку. После инструкции педагога и это подсказки, ребенок вслед за учителем показывает своей рукой на правильный предмет. Если ребенок строит башню из блоков, то учитель покажет пальцем на тот блок, который надо взять, а затем на то место, куда его нужно положить.
  • Моделирование правильного ответа. При моделировании ответа учитель показывает ребенку, как сделать необходимое действие, давая образец. Например, если по инструкции ребенок должен прыгнуть, то учитель подпрыгнет. При использовании моделирования интенсивность подсказки тоже можно менять. Например, учитель может моделировать не полное действие, а только его часть: не прыгнуть, а подняться на носочки, как бы собираясь подпрыгнуть. Моделирование применяется только с детьми, которые умеют имитировать.
  • Речевая подсказка. Два типа:
  1. Моделирование правильного ответа – это демонстрация учителем того, что должен сказать ребенок. Учитель может сказать только часть того, что должен сказать ребенок, а может дать полную модель. Наиболее интенсивная подсказка – произнесение учителем полного ответа или фразы. Наименьшая – моделирование движения губ во время произнесения первой буквы ответа.
  2. Напоминание о том, что ребенок должен сделать. Это естественная подсказка, которую используют все родители, чтобы помочь ребенку переключиться с одного занятия на другое или не забыть, как правильно себя вести в тех или иных условиях.
  • Визуальная подсказка:
  • Помогает ребенку следовать инструкциям и правилам без помощи учителя;
  • Является дополнительным средством, облегчающим понимание инструкции;
  • Помогает самостоятельно перейти от одного задания к другому или от одного шага задания к другому.

Ребенок может использовать визуальную подсказку для собирания башни из конструктора. Во время урока учитель может объяснять правила поведения, используя визуальные стимулы. Во время приготовления бутерброда, мытья рук, складывания рюкзака каждый шаг может быть изображен на соответствующей картинке.

  • Визуальная подсказка может быть использована при отработке вербального навыка. Учитель вместо того, чтобы моделировать речь, может предъявить карточку, на которой написано вопросительное слово.

Задержка во времени предъявления подсказки.

        Систематичное и планомерное увеличение времени между инструкцией и подсказкой повышает эффективность обучения. Тактика задержки подсказки может быть применена к подсказке любого вида.

        Уровни интенсивности задержанной подсказки:

  1. Моментальная подсказка (задержка 0 секунд). Учитель дает подсказку сразу же после предъявления инструкции.
  2. Задержка 1 секунда. Учитель делает паузу в 1 секунду после предъявления инструкции и лишь затем дает подсказку.
  3. Задержка 2,3 или 4 секунды. Учитель ждет 2 (затем 3, затем 4) секунды и лишь затем дает подсказку.
  4. Задержка 5 секунд. Этот уровень интенсивности подсказки должен привести к самостоятельному выполнению/ответу, так как у ребенка достаточно времени для правильной реакции. Но перед этом необходимо тщательно отработать навык на предыдущих уровнях.
  • Почему задержка подсказки является эффективным способом формирования навыков? Ожидая подсказку, ребенок задерживает получение поощрения. Что выгоднее с точки зрения ребенка: дать правильный ответ как можно раньше, дать правильный ответ как можно позже или дать неправильный ответ?
  • Зависимость от подсказки. Ребенок даже при задержке в 5 секунд продолжает ждать подсказку. Это происходит либо когда от учителя всегда происходит подсказка (непроизвольный жест, взгляд, положение тела). Ребенок учится улавливать эти знаки и ориентироваться на них, а не на инструкцию. Либо отсутствие конкретных, легко различимых последствий в случае правильного ответа и в случае ошибки. Нельзя поощрять ребенка после коррекции неправильного ответа.
  • Коррекция ошибки. Sd-B_-«нет»-Sd(подсказка)-В-хвалим-переключаем-Sd-B-поощрение. Заканчивать цепочку либо так, либо поощряем переключатель. Если его нет, то Sd с более сильной подсказкой.

Учитель может применять задержку для любой разновидности подсказки (для речевой, физической, жестовой, визуальной). Соответственно на предварительном этапе учитель должен выбрать:

  • Вид подсказки;
  • Уровень интенсивности подсказки каждого вида.

Критерий перехода с одного уровня подсказки на другой.

В прикладном анализе поведения критерием для перехода на менее интенсивный уровень подсказки является 80% правильных реакций в течение трех занятий, проходящих одно за другим.

        Если в течение двух занятий ребенок не достигает критерия 80% правильных реакций, то мы должны предоставить ребенку чуть больше помощи. В течение третьего занятия учитель должен применить более интенсивную подсказку. Это делается для снижения количества ошибок.

Библиографический список

  1. Мелешкевич Ольга, Эрц Юлия, Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Бахрах-М, 2017 г. 208 с.
  2. Шрамм Роберт, Детский аутизм и АВА – терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017 г. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...

Консультация для родителей «Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе».

«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе»....

ЦЕЛИ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Виды аппликации в детском саду, оборудование и материалы для выполнения аппликации, задачи и программный материал по аппликации, методика обученияв средней группе детского сада....

Консультация для воспитателей  Тема: «Игра как средство и способ обучения дошкольников»

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время препровождение, ...

Консультации для воспитателей "Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе"

Консультации для воспитателейВыявление способа познания,как условие успешного обучения ребёнка в школе.Специалисты в области образования предлагают рассматривать проблему подготовки детей школе, исход...

Консультация для педагогов "Проектный метод обучения, как эффективный способ формирования у детей знаний по ПДД"

Консультация для педагогов "Проектный метод обучения, как эффективный способ формирования у детей знаний по ПДД"...

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье» Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная ...