Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания и развития через совместную досуговую деятельность
консультация (старшая группа)

Задачи формирования гармонично развитой личности с широким кругозором стоят и перед педагогами и перед семьёй, но главная роль в развитии и воспитании детей отведена семье. Об этом говорит и федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Воспитание ребёнка в семье является важным фактором в становлении его личности. Именно семья воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные ценности. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек, будет ли он безвольным, трусливым и озлобленным, или духовно-богатым, физически здоровым, высоконравственным и добрым. Гармоничное развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения и обучения предоставлены в семье. Сегодня перед педагогами стоит задача: способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи. ФГОС от 17.10.2013 года № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Совместный семейный досуг – лучший способ укрепления детско-родительских отношений. Это важнейший инструмент воспитания и средство всестороннего развития личности. Проведение совместного семейного свободного времени способствует укреплению семьи – это прочный мостик к взаимопониманию, дружбе и любви в семье, уникальный шанс узнать своего ребёнка, услышать и понять его. Именно в привычной, доброжелательной, уютной атмосфере у родителей есть возможность развивать любознательность ребёнка, формировать его нравственные качества. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Счастливые воспоминания из детства сохранятся на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение, и формируются семейные ценности.

Таким образом, целью моей методической разработки является поиск путей совершенствования семейного воспитания и оказание помощи семье в воспитании образовательно-воспитательной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gasiyan_metodicheskaya_razrabotka.docx31.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гасиян Светлана Викторовна
Музыкальный руководитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №19 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район

г. Курганинск

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного семейного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска» (Кафедра активного родителя)- средняя группа.

Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания и развития через совместную досуговую деятельность

Цель: создание гармоничных условий для развития ребёнка через вовлечение семьи в досуговую деятельность.

Задачи:

  1. сформировать активную жизненную позицию у родителей в отношении необходимости проведения совместной досуговой деятельности;
  2. способствовать приобретению родителями опыта совместного культурного досуга и позитивного общения.

Актуальность: задачи формирования гармонично развитой личности с широким кругозором стоят и перед педагогами и перед семьёй, но главная роль в развитии и воспитании детей отведена семье. Об этом говорит и федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Воспитание ребёнка в семье является важным фактором в становлении его личности. Именно семья воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные ценности. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек, будет ли он безвольным, трусливым и озлобленным, или духовно-богатым, физически здоровым, высоконравственным и добрым.

Гармоничное развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения и обучения предоставлены в семье. Сегодня перед педагогами стоит задача: способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи.

ФГОС от 17.10.2013 года № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Совместный семейный досуг – лучший способ укрепления детско-родительских отношений. Это важнейший инструмент воспитания и средство всестороннего развития личности.

Проведение совместного семейного свободного времени способствует укреплению семьи – это прочный мостик к взаимопониманию, дружбе и любви в семье, уникальный шанс узнать своего ребёнка, услышать и понять его. Именно в привычной, доброжелательной, уютной атмосфере у родителей есть возможность развивать любознательность ребёнка, формировать его нравственные качества. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Счастливые воспоминания из детства сохранятся на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение, и формируются семейные ценности.

Таким образом, целью моей методической разработки является поиск путей совершенствования семейного воспитания и оказание помощи семье в воспитании образовательно-воспитательной функции.

Формы работы:

  • Консультация: «Пригласите в ваш дом музыку».

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, формирование навыков взаимодействия взрослых и детей.

  • Презентация: «Семейная гостиная».

Цель: формирование культуры детско-родительских отношений, повысить компетентность родителей в области педагогических знаний.


Консультация: «Пригласите в ваш дом музыку»

Цель: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, формирование навыков взаимодействия взрослых и детей.

Особыми факторами формирования основ культурно-нравственного воспитания ребёнка является среда, в которой он развивается, музыкальные традиции в семье. Большой силой воздействия на ребёнка обладает музыка, звучащая в повседневной жизни. Отношение родителей к музыке и культурному наследию непосредственно передаётся ребёнку. Родителям необходимо не просто слушать музыку с детьми, но и объяснять, помогать различать стили звучащей музыки. Важно, чтобы у ребёнка формировался широкий кругозор, критическое мышление и эстетический вкус.

Нравственное воспитание ребёнка в семье является важным условием в становлении его личности и если в семье уделяли внимание и передали детям культурные и моральные ценности, значит нас ждут положительные изменения в обществе и снижение безнравственности в стране. Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и опыта семьи, её общекультурного уровня, поэтому важно понимать, чтобы воспитать всесторонне развитого человека с хорошим эстетическим вкусом, необходимо использовать шедевры классической и народной музыки.

Хотели бы вы привить ребёнку хороший эстетический вкус, развить его слух и чувство ритма? Создайте обязательно домашнюю фонотеку!

Абсолютно очевидно, что прослушивание любимой музыки, поможет организовать совместные вечера. Рисуем, изготавливаем поделки, играем в настольные игры, слушаем сказки – все эти занятия сопровождаются музыкой, она украсит любое занятие. Положите начало новому семейному хобби – домашней фонотеке.

Читаем детям сказки, познавательные книжки о животных? Прекрасно озвучит это занятие музыка К. Сенс-Санса «Карнавал животных». А дополнить чтение волшебных сказок поможет музыка Н. Римского-Корсакова: «Кощей Бессмертный», И. Стравинского «Жар-Птица», А. Лядова «Баба-Яга», П.И. Чайковского «Снегурочка». К сказкам Ш. Перро тоже можно подобрать музыку: Ц. Кюи «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков – всё то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, развить прекрасный, эстетический вкус.

Музыка дарит и родителя и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Необязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим ребёнком в удивительный мир гармонии звуков.

Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, народной музыки. Смело создавайте свои музыкально-семейные традиции! Музыка детства останется в памяти ребёнка навсегда. И пусть первые шаги по прекрасному миру музыки ваши дети сделают с вами!

Ну и в заключении, прислушивайтесь к советам, они помогут организовывать семейные праздники, весело и радостно проводить выходные дни и свободное время:

  • организуйте домашние концерты, даже если вы из тех, про кого принято говорить «медведь на ухо наступил»;
  • напевайте детские песенки, они особого вокального мастерства не требуют, пойте под караоке, имитируйте пение под фонограмму, используя в качестве микрофона расческу, калейдоскоп или, к примеру половник!
  • Если в малыше обнаружатся способности к вокалу, заниматься им будут профессионалы, но чтобы обнаружить способности, нужно создать благоприятную среду для их раскрытия;
  • Помогите малышу снять эмоциональные зажимы, покажите как весело и интересно петь! Вы чудесно проведёте время вместе, радостно и весело с пользой для детского развития.
  • Если вы решились музицировать и отлично спелись в семейном ансамбле, почему бы не организовать это всё в домашний театр? Выберете или придумайте сюжет, при этом развивая творческие способности, сочините и организуйте костюмы, выучите роли, пригласите в качестве зрителей друзей или родственников и насладитесь своей минутой славы! Такой семейный отдых и досуг станет ярким и тёплым воспоминанием, которое будет согревать вашего ребёнка и во взрослой жизни.

Будьте счастливыми родителями!

Растите счастливых детей!


Консультация-презентация: «Семейная гостиная» - как средство формирования культуры детско-родительских отношений.

Музыкальные семейные гостиные – это форма взаимодействия с родителями воспитанников, способствующая созданию благоприятной атмосферы для сближения детей и взрослых. Совместное слушание музыки позволяет обогатить музыкальные впечатления детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей. Свои впечатления от прослушанных произведений, дети совместно с родителями обсуждают в беседах, изображают в рисунках. Накопленный музыкальный опыт позволяет развивать танцевальное творчество и домашнее музицирование. Такая форма работы даёт возможность родителям научиться взаимодействовать с ребёнком, понять его способности, чувства и переживания.

Цель: приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Задачи:

  1. Расширить музыкально-эстетический кругозор через знакомство с детской классической музыкой;
  2. Воспитание художественно-эстетического вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию;
  3. Повысить родительскую компетентность в образовании и развитии детей.

Ход презентации

Ведущий: здравствуйте, уважаемые и дорогие слушатели!
Сегодня у нас удивительный день – день встречи с музыкой!
В нашем музыкальном зале открылась для вас «Музыкальная гостиная».
Гостиная – это место, где собирается вся семья вечером или в выходные дни, а ещё в гостиную мы приглашаем гостей. В гостях обычно весело, хорошо! Вам, друзья, хорошо? Удобно? Тогда мы с вами начинаем!

Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг,
В даль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит,
И ведёт нас за собой.

Сегодня наша встреча посвящена творчеству великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Я хочу вам показать, как удивительно, интересно и увлекательно, рассказывая о музыкальных произведениях можно вместе с детьми окунуться в мир классической музыки.

Цикл фортепианных пьес «Детский альбом» вошёл в золотой фонд классических сочинений, созданных для детей. Он посвящён любимому племяннику Володе Давыдову. Пьесы сборника построены в определённой последовательности: утро, день и вечер – один день из жизни ребёнка с его играми, танцами, мечтами и сказками.

1 слайд: «Детский альбом» П.И. Чайковского – это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках. Несмотря на то, что сборник предназначался для детей, он прочно вошёл в мировую музыкальную литературу и его исполняют даже профессиональные артисты.

2 слайд: открываем странички альбома:
«Зимнее утро». За окном снежное, застывшее в своей сказочной красоте хмурое утро. В начале пьесы мы слышим встревоженные звуки холодной, неприветливой зимы, которые сменяются радостными интонациями, ведь впереди детей ждут зимние забавы.

Вьюга стонет, тучи гонит

К озеру близкому

По небу низкому.

Тропки скрыло, побелило

Кружево нежное,

Легкое, снежное…

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

3 слайд: «Игра в лошадки» - мелодия пьесы передаёт озорное веселье ребёнка, его желание играть и бегать. Прислушайтесь, как точно композитор изобразил цоканье копыт игрушечной лошадки.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по дому, по комнатам

Мимо стола, шкафа и тумбочки,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

4 слайд: «Мама» - ребёнок, играя расшалился, поднял шум и вот в детской комнате появляется мама. Ласковая, нежная пьеса показывает нам искренние чувства ребёнка и мамы. В музыке слышно, как мама тихо и спокойно, терпеливо уговаривает его не шуметь. Это пьеса была написана под впечатлением о своей матери, которую он очень любил.

Я так люблю тебя!

Мне нужно, чтобы ты

И в час, и в день любой

Всегда была со мной.

Я так тебя люблю!

Хоть обойди весь свет,

Тебя красивей нет,

Добрее тебя нет!

 

5 слайд: «Марш деревянных солдатиков» - детская игра продолжается, но шуметь и бегать по дому нельзя. А можно взять и достать из коробки деревянных солдатиков и провести парад! А под какую музыку идут солдаты на параде? Правильно – это марш! Игрушечное шествие солдатиков показано в музыке чёткостью, упругостью, бодростью. Прислушайтесь, вы услышите, как чётко отбивают ритм маленькие барабанщики…

Ать-два, левой-правой,

Мы легко и весело идём.

Ать-два, левой-правой,

Песню деревянную поём.

Ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой-правой,

Командир ведёт нас на парад.

6 слайд: «Болезнь куклы» — это переживание племянницы о любимой кукле. Хрупкая, фарфоровая кукла была разбита и ребёнку сказали, что кукла заболела. Музыка постоянно прерывается паузами – «вздохами» …

Кукла Маша заболела,
Врач сказал, что плохо дело.
Маше больно, Маше тяжко,
Не поможешь ей, бедняжке…

7 слайд: «Вальс» - детские переживания сменяются весёлым танцем. В этой пьесе композитор передаёт ощущение домашнего праздника, всеобщей радости, ликования. Ведь на день рождения была подарена новая кукла!

В сердце светлые песни опять

Зазвучали, зазвучали.

И опять я могу танцевать

Без печали, без печали…

8 слайд: «Новая кукла» - радостью и счастьем проникнуто настроение этой пьесы; стремительная мелодия вместила в себя целую гамму чувств: восторг, радость, изумление – девочка так рада новой игрушке!

Ах, мама, неужели

Куклу скоро привезут?

Ах, мама, в самом деле

Кукла скоро будет тут?

Где же куколка моя?

Её хочу увидеть я.

Ах, как она прекрасна, мама!

Как я рада, Боже мой!

Никогда я не расстанусь,

Куколка с тобой!

9 слайд: Пётр Ильич очень любил русскую народную музыку «Камаринская» — это народная плясовая песня с вариациями, образная сценка из народной жизни. Удалая плясовая, в которой композитор изобразил лихую пляску!

До чего сегодня весело у нас –

Под «Камаринскую» все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа,

Пляшет вся моя семья.

Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот!

10 слайд: «Баба-Яга» - вечерний цикл пьес напоминает детскую усталость после дневных забав. День подошёл к завершению. Это вечерняя сказка, мечты перед сном… Прислушайтесь, в музыке слышно, как Бага-Яга летит в ступе под свист ветра, мелодия отрывиста и резка, в конце пьесы звук затихает и удаляется от нас – «Баба-Яга» пролетела…

Кто там? Кто там летит в вышине?

Кто там в темной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет,

Кто метлою тучи гонит?

11 слайд: Спасибо за внимание!

До новых встреч!

Заключение

Узнавайте побольше из истории музыкальных произведений и, слушая музыку вместе с детьми, старайтесь увлекательно рассказать о музыкальных шедеврах классической музыки!

Расскажите детям о балетах П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

Уверенна, что у вас получаться увлекательные, сказочные, совместные вечера, а поможет их провести – чарующая музыка, волшебство поэзии, красочные художественные иллюстрации.

Спасибо за внимание!

Список использованных источников

1. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. – М.: Классика – XXI, 2003. 80 c.

2. Астахова, Н.В. Петр Ильич Чайковский. Детский альбом / Н.В. Астахова. - М.: Белый город, 2016. - 969 c.

3. Сороковникова, Т.П. Семейное воспитание. – М., 2010.

4. Трифонов, М.А. Совместный досуг семьи. – М., 2008.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...

Взаимодействие детского сада и семьи как условие повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Статья содержит практические советы из опыта работы детского сада по улучшению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе....

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитании культуры здорового образа жизни дошкольников, посредством здоровьесберегающих технологий» Вестник научных конференций. 2020. № 10-2(62). Перспективы развития науки и образования: по материалам

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитании культуры здорового образа жизни дошкольников, посредством здоровьесберегающих технологий» Вестник научных конференций. 2...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...

Психолого-педагогическое сопровождение семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ

Проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на личностное развитие ребёнка, процесс его адаптации и...