Родительское собрание. "Готовность детей к обучению в школе"
учебно-методический материал

Цели:

  • способствовать расширению представлений родителей детей подготовительных групп о готовности к обучению в школе;
  • познакомить с понятием адаптации к школе;
  • познакомить с результатами диагностики детей (готовность к обучению в школе и мотивация к обучению в школе);
  • подчеркнуть важность родительской поддержки в период перехода к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Готовность к обучению к школе»

Цели:

  • способствовать расширению представлений родителей детей подготовительных групп о готовности к обучению в школе;
  • познакомить с понятием адаптации к школе;
  • познакомить с результатами диагностики детей (готовность к обучению в школе и мотивация к обучению в школе);
  • подчеркнуть важность родительской поддержки в период перехода к школьному обучению.

Перед собранием: для упражнения «Школьные объяснялки» опросить 5-6 детей, записать ответы:

Как можно привлечь внимание учителя на уроке?

Что такое урок?

Для чего нужна перемена?

Что такое оценка?

Зачем ученику нужен дневник?

Что такое каникулы?

Оборудование: ноутбук и экран для показа презентации; предмет для передачи и обозначения отвечающего (небольшая мягкая игрушка, игрушка-анти-стресс, мяч  и т.д.); бланки с результатами диагностики каждого ребенка (по методике Ясюковой Л.А. и Нежновой Т.А.); коробка, шкатулка с небольшими игрушками (типа игрушек из киндер сюрприза) – как можно больше, чтобы была возможность выбора;  по три небольших цветных листочка бумаги (красного, зеленого и синего цвета) на каждого родителя; шарфики по количеству родителей (можно попросить родителей принести их с  собой на собрание). Распечатать памятки для родителей: перед собранием разложить их на отдельном столе.

Родители располагаются в кругу.

СЛАЙД 1

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас и ваших детей в недалеком будущем? О школе, о готовности к ней.

СЛАЙД 2, 3

Упражнение «Закончи предложение». По кругу, передавая друг другу мягкую игрушку, закончить две фразы: сначала «Школа – это…» и затем (по второму кругу) «Ребёнок готов к школе, когда он…». Обсуждение.

Игра – активизация.

Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.

Если ответ:  “Да” - красный цвет. “Нет” - зеленый. “Не знаю” - синий.

Вопросы

  1. Добрый ли ваш ребенок?
  2. Вежливый ли ваш ребенок?
  3. Общительный ли ваш ребенок?
  4. Щедрый ли ваш ребенок?
  5. Внимательный ли ваш ребенок?
  6. Правдивый ли ваш ребенок?
  7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
  8. Справедливый ли ваш ребенок?
  9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
  10. Ответственный ли ваш ребенок?

“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)

СЛАЙД 4

Мини-лекция «Компоненты готовности к школе»

Интеллектуальная готовность к школе
Для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Но это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.
Речевая готовность. Данный вид готовности очень важен. Ребенок должен уметь задавать и отвечать на вопросы, общаться в диалоге, иметь навык пересказа.
Физическая готовность.
Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Ребенок должен быть здоровым, усидчивым, нераздражительным; он не должен быть подвержен страхам; ему необходимо хорошо засыпать, крепко спать.
Волевая готовность ребенка к школе
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

Коммуникативная готовность. У ребенка должны быть навыки взаимодействия со взрослыми (учителями), со своими сверстниками. При общении со взрослыми, например, он должен знать, когда во время урока можно вставать; учителя спрашивать по делу, а не по пустякам и т. д. При общении со сверстниками ребенок должен уметь кооперироваться и договариваться с другими детьми. Кроме этого, он достаточно спокойно должен чувствовать себя в условиях конкуренции, так как школьная жизнь – это соревнование!

Мотивационная готовность.
Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.
Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

СЛАЙД 5

«Давайте попробуем сравнить готовность к школе с …домом.  У каждого дома есть фундамент, стены и крыша. Тогда фундамент – это основное развитие и обучение, которое ребенок получил в дошкольном детстве.

СЛАЙД  6

И сейчас я познакомлю Вас с результатами диагностики готовности к обучению в школе (по Ясюковой Л.А.)

СЛАЙД  7

Рассказ о бланке фиксации результатов. Данные на начало и конец года. О передаче данных в районную психологическую службу и оттуда – школьным психологам.

СЛАЙДЫ 8, 9, 10, 11

Характеристика уровней развития, выводы о готовности ребенка к обучению в школе.

Слабый уровень. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку.

Средний уровень, или норма. Типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательной программе.

Хороший уровень. Превышает типичный уровень развития детей данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам.

Высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка.

Рекомендации к программам обучения.

СЛАЙД 12

Если готовность к школе – это дом, то стены в нем – это мотивация к обучению в школе и умение учиться.

СЛАЙД 13

Результаты диагностики мотивации к обучению в школе по беседе Нежновой Т.А. (у каждого родителя на руках бланк с ответами ребенка).

Диагностика:

Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована: говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе.

 Начальная стадия формирования внутренней позиции школьника: преимущественный интерес ребенка к внешней атрибутике школьной жизни.

 Внутренняя позиция школьника не сформирована: ребенок не проявляет интереса к школе, или возможна негативная мотивация.

СЛАЙД 14

Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована – 5% - 3 ребенка

Начальная стадия формирования внутренней позиции школьника – 50% - 30 детей

Внутренняя позиция школьника не сформирована – 45% - 27 детей

СЛАЙД 15

Эмоциональные установки по отношению к школе (выбор цвета) – по тесту Люшера.

Немаловажной является эмоциональная установка ребенка по отношению к школе. Её я определяла по выбору ребенком того или иного цвета в ответ на вопрос: «Каким цветом у тебя настроение, когда ты думаешь, что скоро пойдешь в школу?»

Синий цвет. Чувствительность, впечатлительность, но в то же время спокойствие и уравновешенность. Таким детям необходимо удовлетворять потребность в глубоком личностном общении, а не поверхностном.

Зеленый цвет. Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других. В школе – стремятся получать только 5, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим.

Красный цвет.  Активность, энергичность, позитивные ожидания.

Желтый цвет. Хороший, светлый настрой. Такие дети не готовы активно действовать, а склонны занимать выжидательную позицию.

Фиолетовый цвет.  Ребенок еще не чувствует ответственности ученика, хочет в школе, чтобы играть и общаться с другими детьми. Им нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении или получать замечания, могут закапризничать и отказаться посещать школу.

Коричневый цвет. Эмоциональный дискомфорт, боязнь школы.

Черный цвет. Резкое неприятие, протест. Чаще характерен для дошкольников, занимающихся в центрах подготовки к школе. Они устают от занятий и начинают заранее ненавидеть школу. С началом обучения отношение к школе меняется.

Серый цвет. Инертность и безразличие. Пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней.

СЛАЙД 16

Если готовность к школе – это дом, то крыша в нем - это умение родителей поддержать своего ребенка.

Игра «Школьные объяснялки»

Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, ваш сын или дочка захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать объясняемое детьми понятие.

Как можно привлечь внимание учителя на уроке?

Что такое урок?

Для чего нужна перемена?

Что такое оценка?

Зачем ученику нужен дневник?

Что такое каникулы?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

СЛАЙД 17

Упражнение «Адаптация к школе».

«Как вы думаете, что изменяется в жизни ребенка с его приходом в школу? С чем новым приходится сталкиваться первокласснику?».  Ответы родителей. При необходимости психолог добавляет ключевые моменты (меняется режим дня, требования взрослых, возрастает доля самостоятельности и ответственности, возникает необходимость выстраивать новые социальные связи с одноклассниками и учителями и т.д.)

«Как мы видим, ребенок сталкивается с серьезными изменениями жизни. Ему приходится приспосабливаться, то есть адаптироваться, к новым условиям жизни. Этот процесс может протекать легко, а может и достаточно болезненно, в силу ряда причин (отсутствие навыка коммуникации, ребенок не был морально подготовлен к изменениям и т.д.)

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

В жизни маленького одноклассника на первый взгляд все остается по-прежнему, но его жизнь претерпевает качественные изменения. Я предлагаю вам соприкоснуться с внутренним ощущением ребенка. Для этого посмотрите на нашу комнату, в которой мы занимаемся. Она вам хорошо знакома, мы не первый раз встречаемся здесь. А теперь, пожалуйста, завяжите глаза и поисследуйте комнату закрытыми глазами в течение пяти минут. Интересно, что изменится?

В течение 5 минут участники тренинга ходят по комнате с завязанными глазами. Психолог страхует участников только в крайнем случае. Очень хорошо, если родители будут натыкаться друг на друга, на различные предметы. Если кто-то из участников снимет повязку с глаз, попросить его выполнить упражнение до конца, а в период обсуждения поинтересоваться, что заставило его снять повязку.

Обсуждаются чувства и эмоции участников, что изменилось, как они стали воспринимать так хорошо знакомое пространство, когда перестали его видеть и т.д.

При обсуждении психолог подчеркивает, что ребенок сталкивается с похожими ощущениями в период адаптации.  

СЛАЙД 18

Состояние неопределенности и ожидание перемен перед поступлением в школу  могут повышать уровень тревожности детей.  Уже сейчас у многих детей к концу учебного этот показатель повысился (рассказать о результатах диагностики тревожности детей).

Тревога – это эмоциональная реакция человека, характеризующаяся ощущением внутреннего напряжения.  Наличие высокой тревожности свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства. Возникающее состояние тревожности может приводить к различным результатам: способствовать активизации деятельности, порождать ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности в себе.

Основным источником тревожности в 90% случаев, оказывается нарушение эмоционально-положительного контакта с  матерью. Так как в дошкольном возрасте основу взаимодействия с матерью составляли эмоциональные контакты, которые давали ребенку ощущение поддержки и защищенности. При поступлении в школу ситуация резко меняется. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходящими от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развлечений.

СЛАЙД  19

Ряд типичных факторов, вызывающих тревожность у ребенка 6-7 лет: Не складываются отношения с другими детьми. Если родители резко ограничили игры ребенка с друзьями из-за того, что надо учиться. Постоянное сравнение ребенка с братьями\сестрами, друзьями, детьми знакомых, или с некоторым идеалом «хорошего ребенка», «первоклассника». Занятость родителями собой, своими делами, «игнор» ребенка – «иди поиграй», «не мешай», «займись чем-нибудь, у меня нет времени»…

СЛАЙД 20

Упражнение «Мой ребёнок».  Из коробки  с игрушками каждый родитель по кругу выбирает ту игрушку, которая напоминает ему его ребёнка. Затем, также в порядке очереди, родители комментируют свой выбор – почему именно эта игрушка и называют 5 положительных черт своего ребёнка.

«Совсем скоро настанет  1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

СЛАЙД 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Как можно привлечь внимание учителя на уроке?

Что такое урок?

Для чего нужна перемена?

Что такое оценка?

Зачем ученику нужен дневник?

Что такое каникулы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Готовность ребенка к школьному обучению»

Цель: повышение  компетентности родителей в вопросах готовности  ребенка к школьному обучению.  Задачи: - познакомить  родителей с критериями  готовности ребенка к школе...

Презентация к родительскому собранию "Готовность ребенка к школьному обучению"

Цель: повышение  компетентности родителей в вопросах готовности  ребенка к школьному обучению....

Конспект родительского собрания «Подготовка детей к обучению в школе»

Консультация для родителей по темам: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Как подготовить детей к обучению в школе», «Советы родителям», «Несколько услови...

Родительское собрание "Готовность ребёнка к школьному обучению"

Конспект родительского собрания, посвящённого готовности ребёнка к школьному обучению....

Презентация к родительскому собранию "Готовность дошкольников к школьному обучению".

Презентация к родительскому собранию "Готовность дошкольников к школьному обучению"....

Родительское собрание «Готовим детей к обучению в школе, развиваем логическое мышление»

Мышление – это высший познавательный процесс. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В...