Доклад на родительском собрании на тему "Воспитание культуры поведения у дошкольников"
консультация (младшая группа)

Жукова Антонина Анатольевна

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования наших ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании моральных качеств личности именно в эти годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitanie_kultury_povedeniya_u_doshkolnikov.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ НА ТЕМУ: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

Подготовила: Жукова А.А.

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования наших ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании моральных качеств личности именно в эти годы. Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребенка с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, ООД, игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом. Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и полноценных взаимоотношений. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы.

Понятие «культуры поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки. 

С переходом во 2-ю младшую группу, программные требования к воспитанию навыков культуры поведения, естественно, усложняются. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношениям к игрушкам, к труду взрослых. Кроме того, теперь больше внимания необходимо уделять формированию у детей навыков и выполнению правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Детей очень увлекают, например, игры - упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используется кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, иллюстрации, подбор картинок для беседы на нравственные темы: «Наши мамы», «Уроки доброты», «Правила дружной игры», «Наши хорошие поступки», «Кукла Таня собирается в гости». Или провести такие беседы: «Как вести себя во время разговора с взрослыми», «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка», «Не забывай о товарищах». Повышению культуры общения сверстников, доброжелательному отношению к ним способствуют также праздники дней рождения детей, где дети дарят подарки, поздравляют его, затевают веселые игры - забавы.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений является этическая беседа. Содержание этих бесед составляют жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

И главная цель этих бесед-сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми мы бы руководствовались в своих поступках. Содержание беседы интересно и доступно детям, если воспитатель использует художественную литературу. Как говорил В.Г. Белинский «мораль, вложенная в художественное произведение автором, говорит сама о себе, воздействуя силой художественной выразительности на чувства и сознание одновременно». 

Воспитание культуры поведения у дошкольника, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Работу с родителями можно построить в 3-х направлениях. Во-первых, изучение опыта семейного воспитания, учитывая его достижения и проблемы в педагогической деятельности, во-вторых, педагог сказывает действенную помощь родителям в воспитании детей, и в-третьих, координирует работу с детьми детского сада и родителей. В заключении, хочу сказать: «разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. Отчего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что человек растет в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист. Алексей Максимович Горький, вспоминая о своем детстве, с большой признательностью говорит о книгах, которые очистили его душу, от шелухи впечатлений нищей, горькой действительности». Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице, магазине и т.д. он бывает в роли руководителя и подчиненного, старшего и младшего, требующего и исполняющего. Человек нашего столетия вступает в контакты иногда с десятками людей в день. Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на весь день. Как много зависит от тех, с кем мы общаемся: хорошее настроение от внимания, приветливости, доброжелательности, раздражение и плохое настроение от невнимания, небрежности, злого слова. А вместе взятое, так или иначе, отражается на работе, на успешном ее выполнении. Поэтому давайте будем руководствоваться принципом в нашей жизни, во взаимоотношениях с товарищами по работе, окружающими нас людьми, детьми, родителями, что «человек человеку - друг, товарищ и брат». А подрастающее поколение необходимо всем нам вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установлению контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на родительском собрании "Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет"

Доклад на родительском собрании на тему: «Основные правила культурного поведения, которые должны бытьсформированы у дошкольника 4-5 лет»  Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми ста...

Родительское собрание в форме круглого стола "воспитание культуры поведения у дошкольников"

Привелечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников...

материал к родительскому собранию "Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников"

   Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близ...

Доклад на родительском собрании "Роль художественной литературы в воспитании дошкольников"

Влияние художественной литературы на развитие и обогащение речи ребенка....

доклад для РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ на тему: " Воспитание культуры поведения у детей " средняя группа № 1

Воспитание детей зависит от родителей и их общения в семейном кругу....

Родительское собрание. Тема "«Воспитание культуры поведения у младших дошкольников»

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предлагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, ...