Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".
консультация (младшая группа)

Андреева Ирина Анатольевна

Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом  в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с приемами  коррекционной работы при выполнении гимнастики для язычка у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx292.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Андреева Ирина Анатольевна, учитель-логопед

Клуб «Красивой речи»

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель:

 - познакомить родителей с приемами и методами коррекционной работы при выполнении артикуляционной гимнастики;

- учить родителей правильно, выполнять артикуляционные упражнения.

Оборудование: зеркала для каждого родителя, пособие «Собака Найда», логокукла- обезьянка Тома (авторская игрушка), карточки по артикуляционной гимнастики.

Уважаемые родители, отгадайте загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери стоят у дверей,

Любят зверушки, конфеты и плюшки.

Что  это такое? (рот)

Сегодня на клубе мы с Вами узнаем, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она необходима и как правильно её выполнять в домашних условиях. Я покажу, какие приемы мы используем на занятиях, чтобы детям было интересно с нами  играть.  

Давайте вместе с Собакой Найдой  расскажем, что у нас есть во рту. (отвечают родители - губы, зубы, язык, мягкое небо – потолок в домике для язычка).

F:\DCIM\102_PANA\P1020270.JPG

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали ловкими, сильными. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости  языка, губ, щек, уздечки.

        Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика  поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.

        В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять  перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Но если ребенок маленький такую гимнастику он может выполнять по подражанию, сидя на коленках у мамы повернувшись лицом к ней.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

                                                                         Андреева Ирина Анатольевна [231-913-102]

  • Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6 – 8 раз;
  • Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

Артикуляционных упражнений очень много и в разной литературе они могут  называться по-разному.  Предлагаем Вам общий комплекс артикуляционных  упражнений, а остальные (специальные) вам поможет подобрать логопед.

Родители,  возьмите зеркала и  вместе со мной и  обезьянкой Томой выполним следующие упражнения, те упражнения, которые Томе выполнить не удастся,   вы попробуете мне их показать самостоятельно:

                                                                 F:\DCIM\102_PANA\P1020268.JPG

F:\DCIM\102_PANA\P1020267.JPG

«Птенчик» (логокукла)

          Открывание и закрывание рта.

«Улыбочка» (логокукла

Улыбнуться, растянув губы.

Улыбаемся лягушкам,

Губки тянем прямо к ушкам.

«Заборчик»

(артикуляционные карточки)

           Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Зубки ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем.

«Трубочка» 

(артикуляционные карточки)

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).

                                                                       

                                                                         Андреева Ирина Анатольевна

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

«Заборчик - Трубочка» 

(артикуляционные карточки)

Чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

«Шарик»

Надуть щеки и сдуть щеки или руками хлопнуть по щечкам.

«Толстушки-Худышки»

Поочередно надуваем и втягиваем щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 мин.

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка  - щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

«Лопаточка» (логокукла)

        Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.

Язык лопаткой положи

И немного подержи

1, 2, 3, 4, 5 – лопатку

Можно убирать.

«Накажем непослушный язычок»

        Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя-пя-пя, похлопывать зубами: та-та-та.

«Чистим зубки»

(артикуляционные карточки)

                            C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\PHOTOfunSTUDIO\20120115\P1020274.JPG

        Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

                   Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи… и внутри…

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

 «Часики» (логокукла)

        Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой:

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

                                                                             Андреева Ирина Анатольевна

«Горка» (логокукла)

          Рот раскрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляется.

 «Вкусное варенье»

(артикуляционные карточки)

           Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

                       Ох, и вкусное варенье

                       Вдруг осталось на губе.

                       Язычок я подниму и остатки оближу.

«Лошадка»

        Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

                       Причешу лошадке хвостик

                       И на ней поеду в гости,

                       Цокай громче, язычок,

                       Чтоб никто догнать не мог.

Уважаемые родители, не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком ежедневно и тогда у Вас все обязательно получится.

Конечно,  вы  не запомнили стишки и упражнения, для этого я предлагаю вам воспользоваться буклетом, где вы найдете точное описание упражнений и веселые стихи, сказки.

        Посмотрите, какую литературу можно приобрести для развития артикуляционной моторики в магазинах нашего города (выставка литературы по данной теме).

Литература

  1. Инновации – в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с: ил. – (Серия «Готовимся к школе»)
  3. М. Мальцева, В. Косыгина «Мой логопедический альбом»/Художник Г.В. Соколов- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.- 48 с.: ил.- (Вместе учимся, играем. Практическое приложение).
  4.  Е.А.Пожиленко  «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов. М.: Владос, 2003.
  5. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии» Екатеринбург. Издательство «Литур», 2002.-208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...

Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данной брошюре даны практические советы практикующего логопеда. На данный момент работаю учителем-дефектологом и большинство моих энергозатрат востребованны немного в других коррекционных направлени...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ

Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получ...

Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...