Консультация для родителей по теме: « Звуковая культура речи у детей дошкольного возраста».
консультация (средняя группа)

Мухина Елена Геннадьевна

Консультация    для родителей  по теме: « Звуковая культура речи у детей дошкольного возраста».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация   

для родителей  по теме:

« Звуковая культура речи у детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы задумываетесь о будущем своего ребенка, пытаетесь понять, насколько успешен будет он в школьной, а затем и во взрослой жизни.
Основы хорошей успеваемости закладываются еще в раннем детстве. Формирование правильной речи ребенка – это сложный и длительный процесс. Ребенку нужно научиться воспринимать обращенную к нему речь, управлять своими органами артикуляции, полноценно общаться с окружающими.
Прежде всего, взрослые обращают внимание на то, правильно ли ребенок выговаривает звуки, умеет ли он читать до школы. Но проблемы развития речи не ограничиваются только этим.

В каких случаях необходимо очень часто обращаться к логопеду?

1 год - ребенок до 1 года наблюдался у невропатолога.
2 года - в речи ребенка присутствует менее 10 слов.
3 года - в речи отсутствует фраза, речь абсолютно непонятна для окружающих.
4 года - нарушение произношения многих звуков.
5, 6 лет – нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.
Начальные классы – ошибки при чтении и письме.
Если ребенок начал заикаться, необходима срочная консультация логопеда и лечение у психоневролога.

Очень важный период – подготовка к школе. Логопед поможет выявить проблемы в развитии речи, проведет профилактику нарушений чтения и письма
.

Рекомендации и речевое развитие у детей 4-5 лет. (средняя группа)

1.Звукопроизношение: допустимо не четкое произношение звуков «Р,Л». Остальные звуки ребенок на данном возрастном этапе должен произносить верно, в случае неверного произношения остальных звуков обратится за консультацией к логопеду. А также выполнять следующие логопедические рекомендации:

1)Выполнять артикуляционную гимнастику (гимнастика для губ и языка).

«Улыбка, Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку) «Лошадка» (цокаем язычком).

«Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)

«Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать до 5 сек.)

«Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.) и др. Выполнять по 4-5 упр. 2-3 раза в день. За дополнительными упражнениями. Можно обратится к логопеду.

2)Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: сухарики, сушки, яблоки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты.

3)Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки. Специального силиконового напальчника.

4)Развивать речевое дыхание. (Полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.) Упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у, звукоподражания АУ. Учить и проговаривать скороговорки, стихи.

2.Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между).

3.Лексико-грамматическое развитие:

1.Ребенок должен активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние: (сердитый, печальный, грустный, веселый…)

2.Понимать и употреблять слова антонимы:

1)Скажи наоборот: большой, горячий, новый, веселый, здоровый, молодой, мягкий, бедный. Холодно, высоко, далеко, вверху, впереди, спереди.

2)Сравнивать два предмета: длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше или одинаковые по длине, ширине, высоте, толщине.

3.Освоение понятий, имеющих общие признаки: (посуда, одежда, обувь, игрушки, мебель, спортивный инвентарь, цветы, деревья, насекомые, птицы, домашние животные, дикие животные).

3.Осмысленное употребление в речи предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между).

4.Употреблять в речи наречия: (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.)

5.Употреблятьформы повелительного наклонения глаголов, несклоняемых существительных (какао,пальто…)

6. Разбирать происхождение сложных слов: молоковоз (возит молоко), снегоход (ходит по снегу),

7.Постоянно общаться с ребенком, задавать вопросы требующие ответа-константы (что? Где? Какой?) и ответа – размышления (как? Зачем? Почему?)

Ответы на вопросы: что может быть сделано из дерева? (ложка, лопатка, матрешка…) Что можно сшить? (Платье, пальто, фартук…).

4.Связная речь: Описание предметов (после 4 лет 6 мес. ) Составление рассказов по сюжетной картине.

5.Формирование математических представлений:

Считать в пределах 5. Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, шар, куб, цилиндр. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок-квадрат, мяч-шар, стакан-цилиндр, окно, дверь – прямоугольник.

6.Ориентировка в пространстве и во времени: определять направление (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз.

Определять и проговаривать словами положение предметов по отношению к себе: (передо мной стол, справа от меня дверь, слева окно, сзади на полках игрушки…)

Осознать смысл количественных и пространственных отношений: больше-меньше, поровну, длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше, впереди-сзади, вверху-внизу, на, над – под, справа-слева, далеко-близко, вчера-сегодня-завтра.

Знать последовательность частей суток: (утро – день – вечер - ночь).

 

7.Ежедневное чтение детям. Одно и то же произведение читать можно несколько раз, задавать вопросы, побуждающие детей объяснять.

 

Речевое развитие 4-5 лет.

 

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей 4х летнего возраста являются следующие:

1)Дети совсем не произносят звук Р: «ука» (рука), или заменяют его другим звуками до 5 лет. Допускаются отдельные ошибки в малознакомых, сложных словах.

К 4м годам по А.Н.Гвоздеву звуковая сторона речи усвоена полностью.

 

к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

 Развитие речи у детей 5-6 лет (старшая группа)

1.Звукопроизношение: звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена к 6 годам. Если ребенок выговаривает ни все звуки, необходимы занятия у логопеда.

А также выполнять следующие рекомендации логопеда:

1)Выполнять артикуляционную гимнастику:

«Улыбка, Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку) «Лошадка» (цокаем язычком).

«Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)

«Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать до 5 сек.)

«Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.) и др. Выполнять по 4-5 упр. 2-3 раза в день. За дополнительными упр. можно обратиться к логопеду.

2)Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: сухарики, сушки, яблоки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты.

3)Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки. Специального силиконового напальчника.

4)Развивать речевое дыхание. (Полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.) Упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у, звукоподрожания АУ. Учить и проговаривать скороговорки

2.Грамота: Формирование навыка слогового чтения:

1)Умение выкладывать из цветных фишек и букв, читать и писать обратные слоги: АТ,УТ, затем прямые слоги ТА,МА,МУ,

2)Умение выкладывать из букв и читать слова СОМ, КОТ,

3)Постепенное усвоение терминов: звук и буква, слог и слово, гласный-согласный звук,

Обучение чтению отдельных слов.

1)Членение слов на слоги,односложных, двусложных, трехсложных слов.

2)Анализ слов с постепенно усложняющимся слоговым составом и выделение из слов ударных и безударных гласных.

3)Звуки гласные-согласные.

Развивать звуковой анализ и синтез. Определять место звука в слове (начало, конец, середина).

3.Высокий уровень развития лексики: в речи детей появляются синонимы, антонимы. Предлагаем использовать следующие игры:

1) «Скажи наоборот» /большой, горячий, новый, веселый, здоровый, молодой, первый, мягкий, бедный./ Ночь, утро, холод, зима. Холодно, высоко, далеко, горячо, вверху, впереди, спереди./

2)Определи, о ком можно сказать: храбрый -трусливый…(лев-заяц), большой-маленький…(слон-мышь), хитрая-глупый…(лиса-волк), ловкий-неуклюжий…(кот-медведь).

3)Образование прилагательных от имен существительных: Рукавички из кожи –кожаные, рукавички из шерсти- шерстяные, рукавички из меха-меховые, стакан из стекла – стеклянный, тазик из меди – медный, ваза из хрусталя – хрустальная.

4)Образование притяжательных прилагательных: У вороны голова – воронья, у оленя-оленья, у рыси – рысья, у лисы – лисья, у рыбы – рыбья, у собаки – собачья, у кошки – кошачья, у птицы-птичья, у сороки –сорочья, у овцы-овечья, у белки- беличья, у верблюда – верблюжья, у тигра – тигриная, у лошади –лошадиная.

Должны без ошибок употреблять существительные с разными суффиксами: (медведица- медвежонок – медвежоночек - медведище).

5)Подбор родственных слов: река-речка-реченька-речной, елка-елочка-елочная-еловый, лес-лесник-лесной-лесочек.

4.Используют прилагательные в разных степенях сравнения (легкий – полегче - самый легкий). Обозначают оттенки цветов (сиреневый, малиновый, темно-серый). Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый- снег, сахар, мел, молоко).

5.Возростает употребление в речи глаголов:

1)Птицы, бабочки, мухи. Жуки, комары, (что делают?)…летают. Рыбы, дельфины, киты, моржи, …плавают. Змеи, гусеницы, черви,..ползают. Кузнечики, лягушки, зайцы…прыгают.

2)С использованием картинного материала (изображены различные действия одного и того же животного) Ребенок должен правильно назвать эти действия( собака сидит, лежит, спит, бежит , лает, ест, играет…

3)Назови правильно голос каждого животного: корова…мычит, лошадь…ржет, коза….блеет, свинья…хрюкает, тигр…рычит, волк…воет, медведь…ревет, змея…шипит, лягушка…квакает, жук….жужжжит, комар…пищит, кукушка…кукует, голубь…воркует, соловей…поет,

4)Образование глаголов при помощи приставок: (на картинном материале).

Мальчик в дом …входит. Из дома…выходит. Дорогу …переходит. От дома …отходит. Дом вокруг…обходит. В дом…заходит. Предлагаем при помощи этих же приставок образовать другие глаголы: «Ты правильно сказал, что мальчик через дорогу переходит. А заяц? (перебегает). А птица? (перелетает). А змея? (переползает).

6.Уметь согласовывать слова в предложениях:

1)Существительные с числительными (пять груш, трое ребят)

2)Употребление им. сущ. в им. П. ед. и мн. Числа: стол-столы, кукла-куклы, шар-шары, мяч- мячи, рука-руки, глаз-глаза.

3)Употребление им. сущ. в вин. п. ед.ч. и мн. Назови, что ты видишь: «Вижу …куклу, кукол, мяч, мячи , дом, дома.»

4)Учить детей употреблять слова, обозначающие расположение предметов на плоскости, на листе бумаги, на столе, на полу (слева от , справа от, выше, ниже, ближе, дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом)

5) Ориентировка во времени: ребенок должен знать, что утро, день, ночь составляют сутки (чаще говорят день). Знать семь дней недели, и связывать их с порядковым номером (можно связать с какой-то конкретной деятельностью или событием. ( в понедельник идем в бассейн, во вторник танцевальный и т.д.)

7.Развитие связной речи: 1)Закончи фразу:

-В лесу растут г…. и я…. . На клумбе выросли красивые ц..

Топором рубят д… . Молотком забивают г… . Зимой на улице х… , а летом..

Цветы растут на в… . Кошка спряталась за в… . Бабушка несет сумку с … .

В саду растут… .

2)Составь словосочетание: Стакан, молоко- стакан молока. Стакан - чай, сок, кефир – стакан чая, кефира, сока. Пакет, молоко-пакет молока.

Придумай предложения с данными словосочетаниями: Мама купила…пакет молока. Катя пьет стакан сока.

3)Составление предложений по данным словам. Составь предложение из слов. Медведь, мед, сладкий, любит. Под, ноги, скрипит, снег, белый. Сосну, на, Петя, прибить, кормушка. Снежинки, легкие, падать, кружится.

4)Занятия по пересказу:

Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми предложений. Разбор содержания в вопросно-ответной форме.

5)Составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинять концовки к сказкам.

6)Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распростроненной форме, не торопясь, точно подбирая слова по смыслу.

8.Ежедневно читать литературу (сказки, рассказы, стихотворения) детям. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Задавать вопросы побуждающие ребенка к пересказу.

Речевое развитие детей 6-7 годам:

1.Звукопроизношение: звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена к 6 годам. Если ребенок выговаривает ни все звуки, необходимы занятия у логопеда.

А также выполнять следующие рекомендации логопеда:

1)Выполнять артикуляционную гимнастику:

«Улыбка, Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку) «Лошадка» (цокаем язычком).

«Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)

«Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать до5 сек.)

«Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.) и др. Выполнять по 4-5 упр. 2-3 раза в день. За дополнительными упр. Можно обратится к логопеду.

2)Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: сухарики, сушки, яблоки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты.

3)Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки. Специального силиконового напальчника.

4)Развивать речевое дыхание. (Полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.) Упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у, звукоподражания АУ. Учить и проговаривать скороговорки.

2.Называет свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей. Знать дату рождения.

3.Называть свой адрес. Дом, квартиру, улицу, город (село), столицу, страну. Телефон. Знать адрес детского сада его номер.

Последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.

4.Отличать домашних, диких животных, птиц, насекомых. Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Определять материал из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т.д.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы(пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.)

5.Отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.

6.Знать и называть все явления природы. Распознавать их по окраске, размерам. Знать о сезонных изменениях в природе.

7.Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.

8.Ориентировка в пространстве: Учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.). Познакомить с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Правильно употреблять в речи указания направлений ( вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем, (правом нижнем) углу, за перед, между, рядом и др.).

9.Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже(позднее), в одно и то же время.

10.Учит определять время по часам с точностью до 1 часа, различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута , 10 минут, 1 час).

11.Учить детей пользоваться иглой, выполнять шов «вперед иголку», пришить пуговицу.

12.Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ. (Это сказка, стихотворение, рассказ. Называть любимые сказки и рассказы, прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки, вспомнить 2-3 загадки. Называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг.

13.Усвоение термина предложение: Составлять предложение из 3, 4 слов. Определять количество предложений в рассказе до 4.(вниманию предлагаются предложения без союзов). Учиться вычленять предлоги в предложении. Называть в последовательности слова в предложении. Учить детей на слух определять количество предложений в рассказе. (до 4х).

14.Должен знать, что речь состоит из слов: Называть слово, которое обозначает предмет, действие, цвет, размер, направление

15.Большое значение в подготовке детей к обучению грамоте занимает ознакомление со слоговым строением слова. Ребенок должен знать, что слог это часть слова. Определять сколько слогов в словах.

16.Дети к школе должны быть знаком с термином звук речи. Слово состоит из звуков. Звуки бывают гласные, согласные. Согласные бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие. Гласные простые (а о у ы э и), сложные (я е ё ю). Определять место звука в слове.

Находить слова с определенным звуком, из нескольких слов и в предложении.

17.Употреблять синонимы, антонимы.

18.Достаточно развита связная речь. К концу 6-го года ребенок может участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении. Для развития связной речи можно использовать следующие задания:

: 1)Закончи фразу:

-В лесу растут г…. и я…. . На клумбе выросли красивые ц..

Топором рубят д… . Молотком забивают г… . Зимой на улице х… , а летом..

Цветы растут на в… . Кошка спряталась за в… . Бабушка несет сумку с … .

В саду растут… .

2)Составь словосочетание: Стакан, молоко- стакан молока. Стакан - чай, сок, кефир – стакан чая, кефира, сока. Пакет, молоко-пакет молока.

Придумай предложения с данными словосочетаниями: Мама купила…пакет молока. Катя пьет стакан сока.

3)Составление предложений по данным словам. Составь предложение из слов. Медведь, мед, сладкий, любит. Под, ноги, скрипит, снег, белый. Сосну, на, Петя, прибить, кормушка. Снежинки, легкие, падать, кружится.

4)Занятия по пересказу:

Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми предложений. Разбор содержания в вопросно-ответной форме.

5)Составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинять концовки к сказкам.

6)Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно подбирая слова по смыслу.

Обучение рассказыванию с элементами творчества:

1.                  Рассказывание по аналогии с вспомогательной сюжетной схемой:

В выходной день наша семья…(папа, мама, я и брат) отправились…(на дачу, рыбалку..). Папа взял с собой …, мама…., а я захватил с собой… . Мы ехали на …(поезд, машина…). Там…очень красиво. Рядом есть …(лес, озеро, река). Мы ходили в на… за…(Что было дальше?)…Домой мы вернулись… Мне очень понравилось на\в… . (Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.

2. Составление продолжения незавершенного рассказа (читаем начало рассказа далее просим ребенка завершить рассказ.)

19.Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

20.Составлять рассказ из опыта, о предмете, по сюжетной картине, набору картин. Учатся сочинять сказки.

21.Ежедневно читать литературу (сказки, рассказы, стихотворения) детям. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Задавать вопросы побуждающие ребенка к пересказу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи у детей 5-6 лет

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки. Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности. 

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она "копатка", а не лопатка). 

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены ("Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе ("Чашки стоят на столе"). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. 

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания ("Мама "окны" моет"); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом - домов, ручка - "ручков"); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных ("А у меня на "пальте" пуговица оторвалась"), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов. 

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как "ы", "э", "х", приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук "ц". У некоторых детей появляются звуи позднего онтогенеза (звуки "ш", "ж", "ч", "щ", "л", "р"), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими : звук "ш" звуком "с" ("суба" вместо шуба) и т.д. 

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Родителям и воспитателям следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и принять меры к устранению недостатков. 

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать не только существительные и глаголы, но и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна в произношении. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. 

К 5-6 годам - словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов. 
Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит "намакаронился" (съел макароны), "не отсонился" (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно. 

На пятом году   жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. 

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. 

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие. 

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. 

У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с). 

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук "р". 

Итак, к пяти годам  у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

На шестом году  жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов на тему: " Звуковая культура речи у детей дошкольного возраста."

    Данная консультация предназначена для педагогов коррекционных детских садов. Звуковая культура речи – это основа благоприятных социальных контактов и общения, она позволяет ...