"Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)

Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной     сферы детей дошкольного возраста»

                                                                               

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.

 И на любые испытанья согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.

                                                                                                                                                                  Берестов     

В сегодняшний нестабильный период – устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии. Такие особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:

  • во взаимоотношениях мужчин и женщин (кризис семьи);
  • во взаимоотношениях родителей и детей (отказные дети, брошенные

старики);

  • во взаимоотношениях между общественными учреждениями (ДОУ,

школа) и семьёй (рыночные отношения обостряют конфликт);

  • во внутреннем мире людей всех возрастов (одиночество, депрессия,

суицид)

И страшнейший из всех дефицитов нашего времени – дефицит родительской любви! Он не проходит бесследно для развития ребёнка. Прежде всего, это важно для осознания того « какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или нежеланный, постоянно раздражающий, мешающий. А так же для последующего  формирования на этой основе отношения к миру доверительного или, наоборот, – агрессивного, враждебного.       Возможной причиной этой проблемы может являться неразвитая эмоциональная сфера детей.

Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Сказка выполняет и терапевтическую (лечебную) функцию. Эта функция сказки послужила основанием для формирования нового направления – сказкотерапии, то есть лечение людей при помощи сказки.  

            Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя многие считают ее исключительно детским методом.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребёнка. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии  является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.

В чем секрет терапевтических сказок?

Сила терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает - "это понарошку, не про меня".

На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.
         
В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями.

Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.    

Таким образом: Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Классификация сказок

В работе со сказками следует обязательно учитывать тип применяемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.

  1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
  6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

Для того чтобы сказка оказала помощь или воспитательное воздействие, она должна отвечать определенным условиям:

- В сказке должна быть описана проблема, в чем-то схожая (но не полностью идентичная) с проблемой ребенка.

- Сказка должна предлагать малышу альтернативный способ решения проблем. Сказка должна предлагать ребенку новый выбор.

Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Иногда приходится менять содержание сказки из-за неадекватной реакции одного из детей на сказанное или увиденное. Реагируя на настроение малышей, иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного неожиданного героя.

Всё это можно осуществить во время инсценировки сказки или простого рассказывания.

Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.

Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.     Только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной

Эффективность работы повышается, если ребенок непосредственно соприкасается со сказкой. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия.  Одним из элементов такого ритуала становилось «превращение» ребенка в сказочного персонажа. Т.Д. Зинкевич рекомендует организовать место «превращений». Можно использовать волшебную палочку. После превращения  начинать  путешествие в сказку.

Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь,  придерживалась  определенных правил ее создания:

* Сказка в чем-то схожа с проблемой ребенка, но ни в коем случае не имеет с ней прямого сходства.

* Сказка предлагает замещающий опыт, используя который, ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Если у ребёнка не получается, я всегда готова ему помочь.

* Сказочный сюжет разворачивается в определенной последовательности:

•    Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

•     И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

•     Из-за этого…

Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

•     Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

•     Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

•    Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.                                                                                                                                              

У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Киплинга, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.

  Выход из сказки осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. Энергия, потраченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребенок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

Кроме того, «проживая» сказку, ребенок приобретает какие-то новые качества знания, некоторым образом трансформируется. Было бы нелогичным снова преодолевать «огненную реку» (см. сказку «Снегурочка») или насыщаться силой «волшебного цветка» (см. сказку «Цветик-семицветик»), чтобы перейти рубеж от сказки к реальности.

Можно с детьми: рассказывать сказки; рисовать и лепить сказки; сочинять сказки; изготавливать кукол; драматизировать сказки.

Например, говорила детям: «Дорогие мои! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с Вини-Пухом (игрушка бибабо). Он вам расскажет про все свои приключения, а вы поможете ему преодолеть препятствия, поможете советом». В рассказывании сказки есть свои подводные камни: каждый человек рассказывает одну и ту же сказку по-своему, бессознательно расставляя акценты в тех местах, которые наиболее соответствуют его актуальной проблематике. Пересказывая сказку, ребенок бессознательно переносит на слушателя и свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем: зная смысл сказочных ситуаций, они помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем. Таким образом, у ребенка-рассказчика активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.

Обсуждение, обыгрывание, или продолжение дает возможность ребенку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо; сочинение новой сказки помогает создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, не жестоко и бесчеловечно. Например, в сказке «Колосок» основная мысль, что «труд кормит, а лень портит», образы Крутя и Вертя близки детям. И, несмотря на то, что они лентяи, у детей они вызывают сочувствие. Здесь имеют место индивидуальные особенности эмоционального поведения детей. Поэтому целесообразно применить метод «измени сказку».

Дети дошкольного возраста при восприятии сказки ведут себя эмоционально: замирают, хлопают в ладоши, иногда переговариваются, плачут. Важно, постепенно вводить детей в сказочную действительность. Далее, по мере развития сюжета проявляется уже более определенное сопереживание и сочувствие персонажам: сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий; а также реальное восприятие различных эпизодов сказки. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки, ее причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы выверяя их на своих сверстниках.

 Например,  в сказке С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Героем этой сказки является мальчик примерно того же возраста. В начале этой сказки он поступает жестоко, издевается над теми, кто беспомощнее, но затем, когда Нильс сам стал крошечным и беспомощным, прочувствовал все невзгоды, связанные со своей слабостью, у него появляется чуткость и отзывчивость к чужой беде и даже способность жертвовать.

О появлении эмоциональной оценки, сочувствия персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах заметно выражение жалости (и слезы, и теплое отношение одновременно), появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажами драматических ситуаций, облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т.д.

Мало прочитать сказку, важно её прожить! Как это?

Обязательно надо протянуть мостик от сказки к нашей жизни, чтобы всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимоЭто задача сложная, но дети подготовительной группы могут с этим справиться.                                                                                        

        Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, с другой не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей. В работе эффективными оказываются такие приемы, как обобщающие беседы по нескольким сказкам для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев.

        Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать.

Сказкотерапия помогает ребёнку открыть мир во всём его многообразии, помогает найти точки опоры в жизни и многое другое… Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит.

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению,  ведь у него эмоционально - чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Слушая или рассказывая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

        В заключении хочется сказать, сказкотерапия для детей - это полезный метод воспитания и психотерапии, основами которого может овладеть любой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Современная социальная ситуация  далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окр...

"Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

презентация на тему "Сказкотерапия  - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...

Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье благополучного конц...

Игровой проект "Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста" 2022-2024 гг.

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего ш...