Игровой проект "Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста" 2022-2024 гг.
проект

Мартынова Анна Игоревна

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже сказать в плотную идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей психолога ДОУ в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Томска

Департамент образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 г. ТОМСК

634021, город Томск, ул. Алтайская 128, телефон 45-06-40

Игровой проект

«Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Срок реализации: долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели,

педагог-психолог.

Подготовила:

Мартынова А.И.,

педагог-психолог

МАДОУ №39 

2022 г.

Аннотация проекта:

Вид проекта: игровой;

По количеству участников: групповой

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагог-психолог.

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Сроки проведения: 01.11.2022-30.04.2024

Пояснительная записка

Проблема: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

Актуальность: Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже сказать в плотную идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей психолога ДОУ в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Цель проекта: Формирование психологического здоровья дошкольников посредством сказкотерапии.

Задачи:

  1. Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать своё «Я», повышать самооценку;
  2. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  3. Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого.

Содержание проекта:

Форма работы педагога-психолога с детьми может быть как групповая, так и индивидуальная. Она состоит из:

  • Мониторинг
  • Групповые и индивидуальные занятия
  • Консультации
  • Разработка рекомендаций, буклетов

Методы реализации проекта: практические (художественная деятельность, оформление уголков в группах для развития познавательной деятельности, постановка спектаклей (пальчиковый театр)); словесные (беседы с детьми о сказках, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, консультации, буклеты, сочинение сказок); наглядные (выставки, конкурсы, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, ознакомление с художественными образами искусства).

Ожидаемые результаты:

Продукт: Цикл сказок по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Эффекты:

  • у детей снимается физическое и психическое напряжение;
  • дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
  • улучшаются и активизируются выразительные средства общения, пластика, мимика и речь;
  • развивается фантазия и образное мышление;
  • эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и к окружающему миру, формируется положительный образ своего «Я» и принятие себя.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)

Деятельность педагога-психолога:

1. Изучение методической, научной, научно-популярной и художественной литературы по теме.

2. Подбор иллюстративного материала по теме, игр, игрушек, атрибутов.

3. Составление плана мероприятий по теме.

4. Составление картотек дидактических игр, сказок, загадок, подвижных игр по теме.

5. Выявление уровня представлений детей по теме.

6. Мониторинг по выявлению психических особенностей детей

Деятельность детей:

  1. Беседы с детьми о сказках.
  2. Рассказывание сказок: рассказывание от 1 и 3 лица;
  3. Художественная деятельность по изучаемой сказке (аппликация, пластилин);

Деятельность воспитателей:

  1. Чтение изучаемой сказки;
  2. Оформление выставок, поделок и рисунков «Сказка в гости к нам пришла».

Работа с родителями:

  1. Консультация на тему «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
  2. Оформление стенгазет «Самая читающая семья»
  1. Основной этап

Деятельность педагога-психолога:

  1. Занятие «Путешествие в сказку»
  2. Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме «Каждому возрасту своя сказка»
  3. Погружение в сказку, где героем становится сам ребенок, помогает корректировать психологические проблемы.

Деятельность детей

  1. Знакомство со сказкой.
  2. Постановка различных спектаклей с куклами (пальчиковый театр)
  3. Придумать свой конец сказки
  4. Сочинение сказок (возможно совместно с родителями)

Деятельность воспитателей:

  1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками различных жанров
  2. Дополнительное закрепление пройденных сказок.
  3. Привлечение родителей к совместному с детьми сочинению сказок и созданию иллюстраций к ним.

Деятельность родителей

  1. Оформление стенгазеты по изученной сказке и её героям (можно отдельный сюжет)
  2. Создание с детьми фотоальбомов о любимых сказочных героях;
  3. Совместное с детьми сочинение сказок и создание иллюстраций к ним.
  1. Заключительный этап

Деятельность педагога-психолога:

  1. Памятка «Как правильно читать сказки»
  2. Обсуждение с детьми проделанной работы (что больше всего понравилось делать, что узнали нового).
  3. Анализ созданных психолого-педагогических условий для развития темы по самообразованию.
  4. Отчет по самообразованию.

Деятельность детей

  1. Совместное театральное развлечение.
  2. Участие в игре «В гостях у сказки»

Деятельность воспитателей:

  1. Игра «В гостях у сказки»

Деятельность родителей

  1. Совместное творчество родители – дети «Иллюстрируем любимую сказку»

Оценка результатов:

В результате сказкотерапии ребенок почувствует поддержку и неравнодушие взрослых. А это в непростые моменты его жизни ему очень необходимо. Вот далеко неполный перечень актуальных психологических проблем, в решении которых ребенку может помочь сказкотерапия:

  1. Трудности в общении с людьми.
  2. Повышенная агрессивность, демонстративность, неуправляемость.
  3. Повышенная чувствительность или обидчивость.
  4. Заторможенность и расторможенность.
  5. Застенчивость, чувство неполноценности или малозначимости.
  6. Неумение быть самим собой.
  7. Самые разные страхи и тревоги, в том числе, детская ревность.
  8. Специфические возрастные проблемы детей (свои для каждого конкретного возраста).

Сказкотерапия - эффективный метод работы с детьми по их эмоциональному обогащению (дети станут чаще проявлять положительные эмоции, не стесняясь других); по развитию способностей к сочувствию, сопереживанию персонажам сказки (во время занятий дети искренне будут проникаться внутренним состоянием героя); по формированию умений определять актуальные проблемы, волнующие ребенка, и находить способы их решения (дети будут искать ответы на вопросы о том, почему кто-то из героев плачет, грустит, злится, и предлагать решения, чем ему можно помочь).

Литература

  1. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. – М.:ООО Группа Комапний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом XXI века», 2008.
  2. Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // Дошкольное образование. 2002. № 13.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии».  Санкт-Петербург 2013 г.
  4. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.
  5. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О.Н.Капшук – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  6. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  7. Сомкова О.Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка // Дошкольная педагогика. 2008. № 1.
  8. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2008.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З.А.Курбатовой, Н.М.Стариковой, Ю.А.Модлинского, М.Ф.Шефченко. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ». 2000.
  10. Филиппова Л.В., Филиппов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Науч. Руководитель Лебедев Ю.А. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  11. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: терапевтические сказки». М.,  2013 г.
  12. Здоровье. Сказкотерапия. http://www/sunhome.ru/journal/59715.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Современная социальная ситуация  далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окр...

"Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

презентация на тему "Сказкотерапия  - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах...