Мастер-класс для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в развитии детей, имеющих тяжелые нарушения речи, и возможность применения их в домашних условиях»
методическая разработка

Елена Александровна Галанина

Мастер-класс для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Чебурашка»

Мастер-класс для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в развитии детей, имеющих тяжелые нарушения речи, и возможность применения их в домашних условиях»

Выполнил: учитель-логопед

I квалификационной категории

Елена Александровна Галанина

Цель:  освоение и применение родителями здоровьесберегающих технологий в домашних условиях для коррекции и профилактики речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении с родителями.
  2. Формирование элементарных представлений родителей о здоровьесберегающих технологияхприменяемых учителем-логопедом на логопедический занятиях.
  3. Продемонстрировать родителям применяемые здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.
  4. Настроить родителей на применение здоровьесберегающих технологиях в домашних условиях.

Оборудование: интерактивный проектр, мультимедийная установка, дидактический и практический материал.

Участники: учитель-логопед, родители (законные представители) воспитанников с ТНР.

Ход мероприятия:

Учитель-логопед: «Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча не случайна. Вы все наверняка замечаете, что проблема речевого развития детей становиться все более актуальна в нашем социуме.  В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание детям с проблемами речевого развития. Для эффективного решения этой проблемы в нашем учреждении применяются здоровьесберегающие технологии всеми специалистами.  Что же это такое? 

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития.

 И мне хотелось бы с вами поделиться, какие же именно о здоровьесберегающие технологии используются на логопедических занятиях.

Здоровьесберегающин технологии применяемые в логопедической практике:

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- массаж и самомассаж;

- гимнастику для глаз;

- Су - Джок – терапию;

- биоэнергопластика;

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

Остановимся подробнее на каждой технике.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.        Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами. Дыхательная гимнастика  развивает еще несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Упражнение «Надуй шарик»

 «Надувая шарик» дети широко разводят руки в стороны и глубоко вдыхают, затем медленно сводят руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувают воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - дети  произносят: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Игры на дыхание:  «Забей гол щенку», «Кто загонит мяч в ворота», горячий чай, вертушка. (Родителям предлагается проиграть, и изготовить дома)

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга. Развивает мелкую моторику.

  1. С карандашом.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

 Быть послушным научу!  

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой части тела, а также на эластичность суставов и связок.

Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи (речевого дыхания, интонационно – мелодической стороны речи звукопроизношения). Главная причина нарушения звукопроизношения – нарушения мышечного тонуса, который охватывает не только переферический речевой аппарат, но и общее изменение мышечного тонуса.

Цели логопедического массажа:

• Формирование произвольных координированных движений артикуляционного аппарата за счет нормализации тонуса мышц, снижения проявлений парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т. п.

• Стимуляция проприоцептивных и кинестетических ощущений.

• Улучшение объема и амплитуды движений.

Виды массажа:

• Классический (активизирующий и расслабляющий)

• Точечный (активизирующий и расслабляющий)

• Инструментальный

• Смешанный

• Самомассаж

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым)Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедомсамомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течении дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого. Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна).

Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало). Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

При выполнении логопедического самомассажа, как впрочем и классического и логопедического массажа и самомассажа рук и других частей тела необходимо соблюдать ряд требований:

Помещение должно быть хорошо проветренным;

Одежда не должна стеснять движений;

Обязательно вымыть руки и лицо ребенка;

Направления движений всегда от переферии к центру, или к лимфатическим узлам;

Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;

Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);

Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;

Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;

Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;

Разминание - смещение тканей с захватом – действие стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;

Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Упражнение «Глазки бегают по кругу» Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево -вправо, вверх - вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали - спрятались (зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Наряду с пальчиковыми играми, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедической работе можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. В коррекционной работе используется массажный шарик Су Джок, в который входит собственно массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических массажных эластичных кольца.

Массаж массажным шариком Су-Джок. На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Примеры упражнений:                          

«Дорожка»
Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать массажные движения, катая шарик вперёд-назад. 
«Шарик»
Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать круговые движения, катая шарик по ладоням.
«Клубок» 
Держать шарик подушечками пальцев, делать вращательные движения вперёд или назад. 

Автоматизация звуков в чистоговорках:

Са – са – са – длинная коса. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ши – ши – ши – новые карандаши. (Катить шарик по каждому пальцу). 
Ша – ша – ша – я катаю малыша. 

(Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ил - ил – ил – дятел дерево долбил. 

(Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч).
Ры – ры – ры – катаемся с горы. 

(Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Ра – ра – ра – высокая гора. 

(Катить шарик круговыми движениями по ладоням). 
Ру – ру – ру – листья соберу. (Нажать шариком на каждый палец).
Ру – ру – ру – скачет кенгуру. (Прыгать по ладошке шаром).
Ры – ры – ры – в руках у нас шары.

 (Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом).

 Массаж эластичным кольцом.

Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, то эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Можно использовать речевой материал по лексическим темам, например:

«Овощи»
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох
– Урожай у нас не плох.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение).
«Домашние животные»
Здравствуй, котенок! (Надеть массажное кольцо на большой палец).
Здравствуй, козленок! (указательный палец).
Здравствуй, теленок! (средний палец).
Здравствуй, ягненок! (безымянный палец).
Здравствуй, веселый, смешной
поросенок! (мизинец).

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Преимущества биоэнергопластики для детей с ОНР

•Оптимизирует психологическую базу речи

•Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов

•Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам

•Синхронизирует работу над речевой, мелкой моторикой

• Сокращает длительность занятий, усиливает их результативность

•Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям

Выполнение упражнений биоэнергопластики

 требует от ребёнка

•Максимальной концентрации зрительного и слухового внимания

•Сформированной пространственной ориентировки

•Точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Учитель-логопед: «Любите и цените своих детей. Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....

Домашние задания для родителей детей имеющих тяжелые нарушения речи

Материал позволяет заниматься родителям дома по лексическим темам Домашние птицы, Игрушки, Помещение детского сада...

Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.

Мастер-класс (для родителей  детей, имеющих  тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи....

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области  Аносова Н....

Реализация комплексного подхода в условиях ДОУ группы компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Коррекция речи у детей дошкольного возраста осуществляется при воздействии на все компоненты речевой функциональной системы. Правильная речь – важнейшая основа для полноценного развития ребёнка,...

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...

Консультация: "Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи"

Консультация для педагогов: Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи....