Рекомендации для родителей по лексической теме : "Спорт".
материал (старшая группа)

Божкова Лариса Николаевна

Рекомендации для родителей по лексической теме : "Спорт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_po_teme_sport.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Спорт»

 Родителям рекомендуется:

  1. Побеседуйте с ребенком о видах спорта  и спортсменах.  
  2. – Вспомнить с ребенком, какие существуют виды спорта (футбол, баскетбол, хоккей, теннис, лыжный спорт, фигурное катание, гимнастика, плавание);                                                                                                               – вспомнить, как называют спортсменов, занимающихся тем или иным видом спорта (лыжник(ца), теннисист(ка), пловец(чиха), хоккеист, гимнаст(ка), фигурист(ка), футболист(ка), боксер);                                                                    – обратить внимание на спортивный инвентарь, необходимый для занятий различными видами спорта;                                                                                    – рассмотреть иллюстрации с изображениями видов спорта;                                               – рассказать о необходимости занятий спортом и ведения здорового образа жизни.
  3.  «Кто что делает?»                                                                                                           Ходит на лыжах — лыжник, бегает на коньках — …,
    стреляет из винтовки — …; играет в теннис — …,
    плавает — …, играет в шахматы — …,
    играет в футбол — …; занимается туризмом — …;
    занимается гимнастикой — …; играет в хоккей — …;
    прыгает —…, занимается фигурным катанием — …,
    ездит на велосипеде — …; ездит на мотоцикле — …;
    прыгает с парашютом — …
  4. Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много»                                                                      Спортсмен — много спортсменов, упражнение — упражнений, форма — форм, победитель — победителей, чемпион — чемпионов, лыжница — лыжниц, лыжник — лыжников, пловчиха — пловчих, боксер — боксеров, хоккеистка — хоккеисток, велосипедист — велосипедистов
  5. Поиск антонимов «Скажи наоборот»                                                                        Встать — сесть, войти — выйти, поднять — опустить, говорить — молчать, быстро — медленно, ложиться — вставать, одеваться — раздеваться, можно — нельзя, смеяться — плакать, трудно — легко, залетать — вылетать, много — мало, закрывать — открывать, высоко — низко, польза — вред, светло — темно, трусость — храбрость,    плохо — хорошо, вдох — выдох; зло — добро.
  6.  «Закончи предложение»                                                                                                                   Маша бегает быстро, а Саша еще быстрее.
    Маша прыгает высоко, а Саша еще … 
    (выше).
    Маша точно попадает в цель, а Саша еще ……. 
    (точнее)
    Маша далеко ушла вперед, а Саша еще … 
    (дальше)


Тема: «Инструменты. Орудия труда».

 Родителям рекомендуется: 

1.Побеседовать с детьми о  названиях орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны; понятия «орудие труда», «рабочий инструмент».

2.Дидактическая игра  «Четвертый лишний» (назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, используя слова «потому что»)
Иголка, топор, 
конфета, метла.
Шапка, варежки, 
спицы (вязальные), шарф.
Пила, ножницы, расческа, фен.
Нож, ложка, 
кисть, поварешка.
3. Дидактическая игра  «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один 
топор, три топора, пять топоров 
(нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ)

4.Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
(кисть, пила, молоток, тяпка, карандаш, ручка, грабли, ножницы, иголка, отвертка, лопата)

5«Назови действие» (подбор слов – действий к словам)

Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
(лопатой – копают; метлой - подметают, метут; топором – рубят; мастерком - штукатурят; валиком – красят; молотком - вбивают, забивают; ножом – режут; пилой - пилят; ножницами - разрезают, стригут; ключом закручивают (гайку);

6.Составление рассказа – описания об инструменте по плану:
Название инструмента.
Человеку, какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Форма инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Пользовался ли ты сам этим инструментом?

7.Выучить  с ребёнком стихотворение, прохлопать ритм:
Летят опилки белые, летят из под 
пилы,
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком выстругивает планки.
Сделал подоконники без сучка – задоринки.

Предложите нарисовать ребёнку  любой инструмент, который упоминается в этом стихотворении.

        


Задание 1.

  • Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень

много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;

  • спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют,

какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;

  • рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу

приносит ваша работа людям; если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.

  • Предложите ребенку вспомнить названия профессий работников детского сада, ателье,

магазина, почты, профессии строителей и транспортников. Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях.

Задание 2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени).

Я буду строителем, построю дома. Я буду ... .

Задание 3. Дидактическая игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик).

         Кто носит багаж?  —  Носильщик. Кто сваривает трубы?  —  Сварщик. Кто вставляет стекла?  — Стекольщик. Кто работает на кране?  — Крановщик. Кто кладет камни? —  Каменщик. Кто чинит часы?  — Часовщик. Кто точит ножи?  — Точильщик. Кто кроит платье?  —  Закройщик.

Задание 4. Дидактическая игра «Назови женские профессии» (словообразование):

 ткач — ткачиха, повар — ..., воспитатель — ..., учитель — ..., художник — ..., продавец — ..., певец — ..., летчик — ..., пианист — ..., скрипач — ... .

Задание 5. Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов — ловит рыбу, пчеловод — ..., землекоп — ..., лесоруб — ..., трубочист — ....

Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных):

маляр — кистью, землекоп — ..., дворник — ....

Задание 7. Дидактическая игра «Назови действия»:

лопатой — копают, иголкой — ..., пилой — ..., топором — ..., граблями — ..., кистями — ..., ножницами — ....

Задание 8. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (дательный падеж имен существительных):

 поварешка нужна повару, письмо нужно ..., метла нужна ..., указка нужна ..., топор нужен ... .

Задание 9. Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в).

Куда пойдет мама, если нужен врач? Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье? Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Задание 10. Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову строить»: стройка, строитель, строительство, строительный, постройка.

Задание 11. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дровосеки рубят бор — есть у каждого ... (топор). Папе гвоздь забить помог деревянный ... (молоток). Пыль на полу — подайте ... (метлу). Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой).

 Задание 12. Отгадать  загадки

 Я землю копала — ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал.        (Лопата)

 Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь  прибьет.        (Молоток и гвоздь)

 Листья падают в саду, я их быстренько смету.

(Грабли)

 Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)

Задание 13 Выложить «отгадки» из спичек по образцу.

Задание 14. Прочитать ребенку отрывок из стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла» и обсудить его.

У каждого дела есть запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

 Пахнет маляр скипидаром и краской.

 Пахнет стекольщик оконной замазкой.

 Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате — лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак

Задание 15 «Кто что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию ;ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам. Например:

Врач... — лечит детей.

Логопед... — учит детей правильно говорить.

Воспитатель... — воспитывает детей.

Швея... — шьет одежду.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма.

Каменщик... — возводит стены из кирпича.

 Маляр... — красит окна, двери, стены.

Шофер... — водит машину, автобус.

Летчик... — управляет самолетом.

Задание 16. разделит на слоги некоторые названияпрофессий (по-вар, шту-ка-тур, ка-пи-тан, во-ди-тель, при-ем-щи-ца), сделает звуковой анализ слов врач, повар, космонавт, милиционер, парикмахер, продавец.

Задание 17. «Исправь ошибку»

Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Летчик ездит, а шофер летает и т.д

Задание 18. «Скажи два (три) слова». 

        Ребенок должен сказать два(три) слова про повара (врача, учителя и т.д.) и на каждое слово ударить мячом (повар готовит еду и т.д.).

Задание 19. Отработайте с ребенком четкое произношение скороговорки.

Ткет ткач ткани

На платок Тане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»

Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Ранняя весна"

Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей  по теме "Ранняя весна"...

Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.

Методические рекомендации для родителейпо лексическим темам. СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой) Блок №1. «Мир растений» Тема «Фрукты»Существ...

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

Данные рекомендации предназначены для  закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и  формирования всех грамматических категорий у ребенка до...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Данный материал предназначен для родителей, кторые могут закреплять дома знания детей по лексической теме "Транспорт" (2 младшая группа от 3 до 4 лет)...