Консультация для родителей "Оригами и развитие речи дошкольников"
консультация (старшая группа)

Мамедова Полина Аркадьевна
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение развития мелкой моторики ребенка. Взрослые с рождения дают своим малышам катать пальчиками пластмассовые или деревянные погремушки, пирамидки округлых форм разных диаметров, чтобы в движение вовлекались все пальчики. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Бумага — доступный и универсальный материал для работы, широко применяется не только для рисования, в аппликации, но и в художественном конструировании. Хорошей тренировке движений пальцев ребенка способствует применение народных игр, потешек, сказок. Одновременно с этим решается задача возрождения интереса детей к русским народным сказкам, фольклору, праздникам, в том числе используя увлечение детей оригами. Сегодня можно найти большое количество изданий, печатающих литературу по оригами. Они подразделяются на три категории: 1. Малой сложности — для начинающих или для маленьких читателей — дошколят. 2. Средней сложности — для широкого круга читателей (умеющих читать условные обозначения, принятые в оригами во всем мире, и складывать элементарные поделки), в том числе педагогов школьников — преподавателей математики и геометрии, преподавателей оригами в Домах творчества и т.д. 3. Повышенной сложности — для профессионалов, т.е. для людей, которые занимаются этим видом искусства давно, и простое увлечение складывания из бумаги переросло в хобби или в преподавание начинающим (вплоть до разработки авторской программы), а также к сочинению своих авторских работ. В начале 90-х гг. XX в. за рубежом существовала обширная литература, посвященная этой области творчества. Книги и журналы выходили на японском, английском, испанском, итальянском, немецком и корейском зыках, однако достать такую литературу у нас в то время было сложно. Это тормозило развитие преподавания оригами в дошкольных учреждениях, школах и Домах творчества России. Ситуация поменялась, когда начали появляться первые отечественные книги, посвященные искусству складывания, в Москве и Санкт-Петербурге возникли центры оригами. В стране все чаще стали проводиться выставки, педагогические конференции и олимпиады по оригами. В короткий срок педагоги освоили технику складывания и принципы преподавания оригами, пополнив таким образом богатый ассортимент своих методических приемов, используемых при работе с детьми. В целях повышения интереса к народной культуре все чаще в детских садах используются образы русского народного фольклора. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголков, ширм, участка детского сада или подарены в день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям и друзьям. В оригами существуют различные стили или виды. Их легко можно различить по «почерку» — материалу и способу изготовления: — «кирикоми оригами» или еще одно название «аэрогами» (оригами с надрезами). Могут быть выполненные из квадратов, полосок, прямоугольников; — аппликация (или по-другому — полуобьемное оригамное панно или открытки, выполненные в технике оригами). Этот способ широко используется на занятиях по ручному труду и конструированию педагогами ДОУ, а также учителями в школах. Из бумажных полуобъемных аппликаций создаются настоящие картины, которые составляются из отдельно сложенных бумажных деталей. Для изготовления такого панно или открытки нужны лишь качественная бумага, художественный вкус, навык в складывании и желание. Складывать детали можно из квадратов, произвольных треугольников, прямоугольников, полосок, кругов. Готовые детали приклеивают на заранее подготовленный фон по замыслу мастера оригамиста, т.е. автора; — «работа с полосками». Широко используется в определенном кругу у оригамистов, разнообразные вариации с полосками — буквы, шары, складывание спиралей, всевозможных забавных зверушек и т.д.; — «елочные структуры». Используются в создании различных гофрировок. Таким способом можно складывать вазы, торшеры, вазоны, веера, шляпы и т.д.; — «спирали». Складываются из полоски таким образом, чтобы линии «долина» и «гора» чередовались и были параллельны друг другу. В результате чего получится «гармошка». Изменяя геометрию исходной заготовки, можно получать самые разные конструкции — трапеции, треугольник и т.д.; — «гетеромодульное» (разно-модульное). Модель составляется из квадратов, сложенных по-разному. Эта техника хорошо используется в складывании животных (скелет динозавра), орнаментов, звезд и коробочек; — «банк оригами» (искусство складывания денег). Из бумажных купюр разного номинала можно сложить разнообразные фигурки животных, насекомых, цветы т.д.; — «оригаметрия». Обозначает область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания. Широко используется педагогами школ на уроках геометрии; — «кусудамы». Декоративные шарообразные конструкции, которые обычно собирают из шести и более одинаковых модулей, являющиеся сторонами куба (изделие в технике оригами). «Кусури» — на японском языке означает «лекарство», «тама» — «шар» (лекарственный шар); — «оригамная бумажная бижутерия». Броши, подвески, значки, сережки и т.д. (из прямоугольных и квадратных кусочков бумаги); — «складывание салфеток». Грамотно сервировать стол — это полдела. А вот создать гостям соответствующее настроение, произвести фурор, показать свое мастерство, сделать вечер незабываемым поможет искусство складывания всевозможных салфеток. — «декоративные упаковки товаров». Грамотно упаковать подарок — это тоже искусство. К определенным торжествам можно уложить подарки в упаковку, оформленную определенным способом: из прямоугольных и квадратных кусков материи и бумаги; Этот список показывает, насколько широко и многогранно используется оригами в наше время, и, без всякого сомнения, доставляет радость, создает положительные эмоциональный настрой не только у детей, но и у взрослых. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Тренировка пальцев рук способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка к письму. Этот вид искусства «оригами» благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам из бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. Вполне возможно, что ребёнку вначале будет сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки. Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе. – Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. – Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. – Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. – Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. – Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. – Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). – Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: систематические занятия с детьми оригами благотворно влияют на речевое развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_i_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 Колпинского района Санкт – Петербурга

Консультация для родителей

«Оригами и развитие речи дошкольников»

                         Подготовила и провела:

воспитатель: Мамедова П.А.

                                         

2023 г

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение развития мелкой моторики ребенка. Взрослые с рождения дают своим малышам катать пальчиками пластмассовые или деревянные погремушки, пирамидки округлых форм разных диаметров, чтобы в движение вовлекались все пальчики.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Бумага —

доступный и универсальный материал для работы, широко применяется не только для рисования, в аппликации, но и в художественном конструировании.

Хорошей тренировке движений пальцев ребенка способствует применение народных игр,     потешек, сказок. Одновременно с этим решается задача возрождения интереса детей к русским народным сказкам, фольклору, праздникам, в том числе используя увлечение детей оригами.

Сегодня можно найти большое количество изданий, печатающих литературу по оригами.

Они подразделяются на три категории:

  1. Малой сложности — для начинающих или для маленьких читателей — дошколят.
  2. Средней сложности — для широкого круга читателей (умеющих читать условные обозначения, принятые в оригами во всем мире, и складывать элементарные поделки), в том числе педагогов школьников — преподавателей математики и геометрии, преподавателей оригами в Домах творчества и т.д.
  3. Повышенной сложности — для профессионалов, т.е. для людей, которые занимаются этим видом искусства давно, и простое увлечение складывания из бумаги переросло в хобби или в преподавание начинающим (вплоть до разработки авторской программы), а также к сочинению своих авторских работ.

В начале 90-х гг. XX в. за рубежом существовала обширная литература, посвященная этой области творчества. Книги и журналы выходили на японском, английском, испанском, итальянском, немецком и корейском зыках, однако достать такую литературу у нас в то время было сложно. Это тормозило развитие преподавания оригами в дошкольных

учреждениях, школах и Домах творчества России.

Ситуация поменялась, когда начали появляться первые отечественные книги, посвященные искусству складывания, в Москве и Санкт-Петербурге возникли центры оригами. В стране все чаще стали проводиться выставки, педагогические конференции и олимпиады по оригами. В короткий срок педагоги освоили технику складывания и принципы преподавания оригами, пополнив таким образом богатый ассортимент своих методических приемов, используемых при работе с детьми.

В целях повышения интереса к народной культуре все чаще в детских садах используются образы русского народного фольклора. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголков, ширм, участка детского сада или подарены в день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям и друзьям.

В оригами существуют различные стили или виды. Их легко можно различить по

«почерку» — материалу и способу изготовления:

  • «кирикоми оригами» или еще одно название «аэрогами» (оригами с надрезами). Могут быть выполненные из квадратов, полосок, прямоугольников;
  • аппликация (или по-другому — полуобьемное оригамное панно или открытки, выполненные в технике оригами). Этот способ широко используется на занятиях по ручному труду и конструированию педагогами ДОУ, а также учителями в школах. Из бумажных полуобъемных аппликаций создаются настоящие картины, которые составляются из отдельно сложенных бумажных деталей. Для изготовления такого панно или открытки нужны лишь качественная бумага, художественный вкус, навык в

складывании и желание. Складывать детали можно из квадратов, произвольных треугольников, прямоугольников, полосок, кругов. Готовые детали приклеивают на заранее подготовленный фон по замыслу мастера оригамиста, т.е. автора;

  • «работа с полосками». Широко используется в определенном кругу у оригамистов, разнообразные вариации с полосками — буквы, шары, складывание спиралей, всевозможных забавных зверушек и т.д.;
  • «елочные структуры». Используются в создании различных гофрировок.

Таким способом можно складывать вазы, торшеры, вазоны, веера, шляпы и т.д.;

  • «спирали». Складываются из полоски таким образом, чтобы линии «долина» и «гора» чередовались и были параллельны друг другу. В результате чего получится «гармошка». Изменяя геометрию исходной заготовки, можно получать самые разные конструкции — трапеции, треугольник и т.д.;
  • «гетеромодульное» (разно-модульное). Модель составляется из квадратов, сложенных по-разному. Эта техника хорошо используется в складывании животных (скелет

динозавра), орнаментов, звезд и коробочек;

  • «банк оригами» (искусство складывания денег). Из бумажных купюр разного номинала можно сложить разнообразные фигурки животных, насекомых, цветы т.д.;
  • «оригаметрия». Обозначает область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания. Широко используется педагогами школ на уроках геометрии;
  • «кусудамы». Декоративные шарообразные конструкции, которые обычно собирают из шести и более одинаковых модулей, являющиеся сторонами куба (изделие в технике оригами). «Кусури» — на японском языке означает «лекарство», «тама» — «шар» (лекарственный шар);
  • «оригамная бумажная бижутерия». Броши, подвески, значки, сережки и т.д. (из прямоугольных и квадратных кусочков бумаги);
  • «складывание салфеток». Грамотно сервировать стол — это полдела. А вот создать гостям соответствующее настроение, произвести фурор, показать свое мастерство, сделать вечер незабываемым поможет искусство складывания всевозможных салфеток.
  • «декоративные упаковки товаров». Грамотно упаковать подарок — это тоже искусство. К определенным торжествам можно уложить подарки в упаковку, оформленную определенным способом: из прямоугольных и квадратных кусков материи и бумаги;

Этот список показывает, насколько широко и многогранно используется оригами в наше    время, и, без всякого сомнения, доставляет радость, создает положительные эмоциональный настрой не только у детей, но и у взрослых.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Тренировка пальцев рук способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка к письму.

 Этот вид искусства «оригами» благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

 Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам из бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

 Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. 

 Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. Вполне возможно, что ребёнку вначале будет сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно  будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки.

Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе.

– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность  (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: систематические занятия с детьми оригами благотворно влияют на речевое  развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"

Помощь родителям в развитии речи у детей...

Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."

1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....

Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой"

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров....

консультация для родителей по развитию речи дошкольников

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию предпосылок к развитию монологической речи.здесь вы найдёте ответы на то, как воспитывать интерес у детей к чтению художественной ли...

Консультация "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Консультация знакомит родителей с несложными ировыми упражнениями, направленными на развитие речи детей. Эти упражнения не требуют особой подготовки и могут использоваться  по дороге из детского ...

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...