ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.
консультация (младшая группа)

Денисова Елена Борисовна

Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с други­ми детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер   по   игре.Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими,   осознать   правила   поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokazateli_rechevogo_razvitiya_detey_tretego_goda_zhizni.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОКАЗАТЕЛИ  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО  ГОДА  ЖИЗНИ.

(сообщение учителя-логопеда МОУ  Дс №16 Денисовой Е.Б.)

     Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню — после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25— 27%), прилагательных (10—12%), уже есть местоимения и предлоги (по данным А. А. Люблинской). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой-маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный,  круглый,  чистый,  сладкий   и  т. д.)

   По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. У трехлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса—нора, гриб—лес). Как уже отмечалось ранее, к двум годам ребенок усваивает слова первой степени обобщения. В три года он должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда,   мебель  и  т. д.)   в   пассивной   речи.

   Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка — чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка»   называют  фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» -миску, стакан,кружку,тарелку. Точно так же дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идет — человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины -кузов, кабина, колесо; у стула - ножки, спинка и т. д. Не выделяют части тела животных: у зверей -туловище, лапы, у птиц -перья, крылья, клюв.

На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание  народных  песенок,  где  много  ласкательных  суффиксов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Третий год жизни характеризуется дальнейшим развитием грамматического строя речи. По периодизации А. Н. Гвоздева, это второй этап второго периода (от 2 лет 1 месяца до 2 лет б месяцев) — этап использования системы окончаний — и третий этап 2 периода (от 2 лет б месяцев до 3 лет) — этап усвоения служебных  слов.  Вначале происходит усвоение наиболее частотных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом, самым распространенным, для образования той или иной формы. Поэтому в речи детей встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в употреблении форм. Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание -ов (много «платков, ложков, ножов»). «Не замечают» дети и других частных правил: чередования согласных, «беглых» гласных («пекет» -печет, «пени»   -пни,   «молотоком»  -молотком).

   В течение первого полугодия в речи детей регулярно появляются формы косвенных падежей существительных: винительного, родительного,  творительного,   предложного,  дательного.

   Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа (дети еще не говорят взрослым «вы»). Появляются формы прошедшего времени глаголов, поначалу без согласования в роде с существительным.                                                                                                                                          

   Формирование согласования в роде усваивается относительно   поздно,   к  трем   годам. При употреблении прилагательных детьми также наблюю-дается смешение  окончаний   мужского,  женского   и   среднего   рода.

   Личные местоимения употребляются, включая и косвенные паде-жи:  я,  ты, меня, мне,  тебе,  тебя,  он,   она,  они,  его,   ее,  их.

   К трем годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги:  на,  в,  под,  за и  другие.

К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие граммати-ческие формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Большое значение в развитии грамматического строя языка имеет не только слушание грамматически правильной и фонетически точной речи, но и собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм. 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Связная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. В начале года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. После двух лет малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Связного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки, стихи, и после многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге. Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут. Трехлетние дети в состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ. В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. Некоторые дети к концу года начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими и звуком Ть а также звуки Л, Р, Р'. Группа этих сонорных заменяется или звуком   Л', или   Й,  или  опускается  совсем.

Нормой для детей двух с половиной лет будет дифференцированное  произнесение твердых  и  мягких звуков    Т, Д,  Н,  К,  Г, X, В, Ф, С, 3, то есть слова «тапки» и «тяжелый», к примеру, будут произноситься пораз-ному, с твердым в первом слове и мягким во втором  слове  звуками  соответственно.

Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, 3, можно говорить о некоторой задержке в развитии  его  звукопроизношения.

Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят   в   норму.

Особенностью звукопроизношения в данный период является
большое количество смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах занимают свое место. Усвоение отдельных звуков длится месяц, других — более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное выговаривание  может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает чистым. Примерные сроки полной автоматизации отдельных звуков следующие (по данным А. Н. Гвоздева):

     Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, — появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К. И. Чуковский. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что он пользуется осмысленной   речью.

    Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно  менять силу голоса. Речевое дыхание с укороченным   слабым   выдохом   (1,5-2с )

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроизнесения. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным   произношением   звуков.  Всего ребенок проходит пять этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием (согласно периодизации Р. Е. Левиной).

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи. На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые   слова,   так   и   на   слова,   которые   он   сам   произносит. На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На четвертом этапе получают преобладание новые образы звуков. Активная речь достигает почти полной правильности. На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве до трех лет,   в   дошкольном   возрасте   он   проходит   два   последних   этапа.

РОЛЬ РЕЧИ В ОБЩЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.        

     Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. С другой стороны, слово, благодаря своему обобщающему характеру, помогает малышам группировать   предметы   по   сходству   их   главных   признаков.

С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознать величину, удаленность, количественные, временные, причинные и другие связи, существующие между предметами   внешнего   мира.

     Знания об окружающих предметах, явлениях, событиях малыш полу-

чает уже не только наглядно,  но и при помощи словесных объяснений.

     Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка сформировалось различное отношение к хорошему и к плохому. Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» — дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождают интонацией, мимикой и жестами. Затем дети начинают пользоваться этими словами для выражения оценки своих поступков и поступков   других   людей.

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его действия начинают подчиняться словесно выраженному приказу, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка,   выдержки   и   настойчивости.

Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер   по   игре.Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими,   осознать   правила   поведения. 

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

  1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
  2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов,  употребляются  союзы,  используются  все  основные  части речи.
  3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
  6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще на дает.

Понимает несложные сюжетные картинки.

Литература

Козырева Л.М «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет» , Ярославль – 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...