Консультация для родителей по экологическому воспитанию с использованием технологии критического мышления
консультация (подготовительная группа)

Федорова Цыганкова Татьяна Владимировна

Консультация для родителей по экологическому воспитанию с использованием технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие критического мышления в экологическом воспитании дошкольников»

Детство — короткий, но очень значимый период в жизни человека. Именно в детстве мы познаем мир, учимся с ним взаимодействовать, обнаруживаем и развиваем свои способности. Очень важно с первых лет жизни учить ребенка мыслить критически, то есть формировать собственное мнение и принимать взвешенные решения на основе полученной информации. Такой психический познавательный процесс, как мышление, проходит несколько ступеней развития. Наглядно-действенное мышление формируется в промежутке от года до трех лет. С четырех до семи лет — время наглядно-образного мышления, когда малыш воспроизводит образы в памяти. С семи лет складывается словесно-логическое мышление : в это время ребенок учится мыслить такими абстрактными категориями и понятиями, как счастье, красота и так далее. Особый вид мышления — критическое. Это способность выносить суждения о том, насколько идея или действие соответствуют здравому смыслу или реальности, умение ставить под сомнение поступающую информацию, убеждения. Это сложный мыслительный процесс, который включает в себя получение ребенком информации, обдуманное решение и формирование собственного отношения. Иначе говоря, критически мыслящий ребенок всегда сможет объяснить, почему он согласен или не согласен с мнением собеседника, учитывая его логику. Что нужно для овладения критическим мышлением

Чтобы научиться мыслить критически, нужно хорошо владеть самыми разными навыками.

1. Сбор информации - важно научить ребенка искать и собирать данные из разных источников, понимать, где можно найти ответ на вопрос: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии.

2. Оценка фактов - мало получить данные, нужно еще и объективно их оценить, то есть проверить подлинность выдвинутых гипотез, мнений, точек зрения.

3. Формулирование выводов - полученная информация должна быть обработана, а результатом этого будут выводы«Оказывается, в мире целых пять океанов», «Пока я не прочитал об этом в энциклопедии, я и не знал, что озеро Байкал — самое глубокое и крупное в мире».

4. Формирование собственного мнения - проведя всю эту сложную мыслительную работу, ребенок формирует собственное отношение к тому, что он узнал: «Сначала я думал, что мама просит меня надевать шапку зимой просто потому, что ей так хочется. Теперь, когда я знаю, что зимой без шапки можно обморозить уши и ослабить иммунитет, я понимаю, что мама заботится о моем здоровье. Я всегда буду надевать шапку, когда на улице холодно».

Как помочь развивать критическое мышление

Задавайте вопросы. Нужно чутко прислушиваться к тому, что говорит малыш, к каким выводам он приходит даже в мелочах. Для развития его критического мышления полезно задавать ему вопросы с такими формулировками«Почему ты не согласен?»«Как ты думаешь?»«Почему ты так считаешь?»«Почему ты так решил?». Пусть ваши вопросы вызывают у ребенка желание подумать, поразмышлять, обсудить, высказаться, ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы и доводы в защиту своего мнения и делать выводы. Учите ребенка рассуждать вслух. Наблюдайте вместе за природой: это очень логичная система, глядя на нее, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи. Например«Почему на асфальте лужи? — Потому что прошел дождь», «Почему на лужах лед? — Потому что температура понизилась, а вода стала льдом уже при нуле градусов». Не будьте всезнайкой. Не бойтесь признавать, что вы не всезнающи, и прямо сейчас у вас нет ответа«Я не знаю. Давай поищем ответ вместе?»«Не могу сейчас ответить, спроси меня чуть попозже, а я пока подумаю».

Играйте, игры, которые не требуют никакой подготовки или специального инвентаря. Вы можете играть, когда сидите в приемной у врача, пережидаете дома дождливый день или идете вместе в магазин.

«Анализируй это» : предложите ребенку найти сходства и отличия предметов и явлений. Это учит и обобщать, видя главное, и обращать внимание на мелочи.

«Чем похожи» : пусть малыш порассуждает, что общего у апельсина и мяча, кошки и собаки, книги и телевизора.

«Четвертый лишний» : из ряда понятий убрать одно и пояснить свой выбор. Например: в ряду «собака, волк, свинья, корова» лишний волк, потому что он — дикое животное, а все остальные — домашние.

«Борщ и компот» : перед малышом разложены овощи и фрукты. Нужно положить в одну кастрюлю овощи для борща, в другую — фрукты для компота.

«Найди половинку» : разрежьте пополам несколько картинок из журнала или открыток, предложите найти каждой половинке недостающую часть.

«Продолжи ряд» : вы называете несколько предметов, объединенных общим признаком, и предлагаете ребенку продолжить, не называя это свойство. Например«Троллейбус, велосипед, машина… — Поезд!».

Благодаря этим играм ребенок приобретает и развивает важные навыки : наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, заключениям, способность давать оценки явлениям.

Советы родителям.

1. Помните, что в высказываниях должна быть логика. Учите ребёнка с самого детства логически мыслить. Рассуждайте при ребенке сами, обосновывая свое мнение. Хорошо помогают фразы по модели«Если, то…».

2. Не принимайте от ребёнка ответ: «Потому что мне так хочется (нравится!». Просите малыша аргументировать своё мнение, подталкивайте его к тому, чтобы он задумался над настоящей причиной своего желания или поступка. Помогайте ему в этом наводящими вопросами.

3. Позволяйте ребенку сомневаться. Недоверие к каким-либо фактам подвигнет его к тому, чтобы попытаться доказать свою правоту, а значит, изучить объект спора. Так он познает много нового и интересного.

4. Если ваш ребенок указывает на ошибку или неточность в ваших суждениях или задает массу уточняющих вопросов — это прекрасно: он внимателен, любознателен и готов высказывать свое мнение. Это необходимо поощрять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления (ТКМ) с дошкольниками

Использование технологии критического мышления (ТКМ) с дошкольниками...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе «Мы – друзья природы».

НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе  «Мы – друзья природы»....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ

Сегодня основным направлением педагогики  является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...

«Повышение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста путем использования технологии критического мышления «Синквейн»

Знакомство с экономическими сказками – одна из эффективных форм в  развитии познавательного интереса детей к миру экономики и  созданию положительной мотивации к ее изучению.Для лучшег...

Конспект занятия" Ягоды" с использованием технологии критического мышления-Кубик Блума.

Цель занятия:Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о ягодах ( садовых и лесных).Задачи:1. Образовательные:Продолжать учить детей различать ягоды;спо...