Мастер-класс Дидактическая игра «Математический планшет или геоборд»
материал

Жилина Лейсан Шамиловна

Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx50.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательноеучреждение

«Детский сад комбинированного Вида № 22»

Города Аши Челябинской Области

Мастер-класс

Дидактическая игра

«Математический планшет или геоборд»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a60d0c5fb133792fea6e6d5e4e841c74-7043127-images-thumbs&n=13

Воспитатель: Жилина Л.Ш.

Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции т.е. происходит социально – коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.

Дидактическую игру «Математический планшет» возможно использовать с детьми от 3 до 7 лет.

В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей. 

Цель игры:
Способствовать познавательно – математическому развитию детей. 
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;

2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;

5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико -математических представлений у детей;

6.Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности. 

 

Этапы работы с «Математическим планшетом»

Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности.

Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и тд). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т.д.. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.

Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка.

Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца).


 


Варианты игр в старшем дошкольном возрасте

Игра «Узор по образцу»


Цель: 
Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу. 

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры: 
Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать. 
В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя. 

 

Игра «Часть и целое»

Цель: 
развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.                                                                                      
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры: 
Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
Игра «Пространственное ориентирование»

Цель: 
совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины. 

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры: 
расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т.д.
 расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;  Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания:  Какая фигура справа от квадрата?;  Какого цвета треугольник снизу?;  Сколько треугольников сверху?; Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

 


Игра «Сколько гвоздиков внутри»

Цель:
упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. 

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры: 
Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.

«Занимательные задачи»

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.)

Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.

Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.


Игра «Большой-маленький»
 

Цель:
совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные больше и меньше. 
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры: 
Воспитатель «рисует» маленький домик, елочку, снежинку, и предлагает ребенку рядом изобразить большой домик, звездочки, снежинку и т.д. 

 


Игра «Линии»

Цель: 
совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные длиннее и короче. 

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры: 
Воспитатель «рисует» линию определенной длины, и предлагает ребенку рядом изобразить линию длиннее и короче. Задать ребенку вопрос: какая линия короче: желтая или синяя и т.д. 

 


Игра «Угадай и проверь»
Цель: 
совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной территории; развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей. 

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры: 
Воспитатель задает ребенку вопрос: сколько домиков и какого цвета можно разместить на планшете? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически. Можно придумать разные задания этого типа в зависимости от того, какого цвета гвоздики использованы на планшете. 


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра "Математический планшет"

Паспорт на дидактическую игру( учебно  - методическое пособие)«Математический планшет»Пособие изобрела Мария МонтессориМладший дошкольный возраст...

Дидактическая игра "Математический планшет"

Пополняем развивающую среду своими руками....

Мастер-класс «Использование игрового пособия «Математический планшет» в развитии речи детей с Т.Н.Р.»

Мастер-класс «Использование игрового пособия «Математический планшет» в развитии речи детей с  Т.Н.Р.»...

Дидактическая игра"Математический планшет"

Дидактическая игра "Математический планшет"...

Мастер-класс для воспитателей "Использование математического планшета "Геометрик "для познавательного развития детей дошкольного возраста".

Данное дидактическое особие  может быть использовано при работе с дошкольниками в возрасте 1,5 до 7 лет. Способствует развитию логики, мелкой маторики, помогает постич азы геомеирии, комбинироват...