«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
консультация (старшая группа)

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_morika_irech.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму.

    В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

      Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетико -фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к     обучению в школе уже на самых первых этапах.

      Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

        Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

       Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

       Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат

        С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

     Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

      Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.     Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Предлагаю несколько игр и упражнений на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Самое простое упражнение – это пассивная гимнастика (массаж и самомассаж пальцев рук)

Простейший метод – массаж (поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью). Поглаживание проводят медленно и плавно. Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж и самомассаж с использованием специального мячика с шипами необходимо выполнять движениями по спирали от центра ладони к кончикам пальцев. Массажный мячик должен быть твердым, тогда воздействие будет максимальным. В комплексе по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается самомассаж с «ребристым» карандашом (ручкой) и катушкой из-под ниток.

1.Пальчиковая гимнастика.

Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Пальчиковая гимнастика играет немалую роль в общем развитии ребёнка. Это, прежде всего развитие речи, артикуляционного аппарата, внимания, памяти. Вместе с тем, это тренировка и укрепление мелких мышц и кисти руки, которое способствует более легкому освоению приёмов рисования, письма, игр на музыкальных инструментах и т.д. Выполняя упражнения для пальчиков, дети разучивают и запоминают забавные стихи, прибаутки, учатся рассказывать их выразительно, эмоционально, развивается чувство ритма, формируется понятие звуковысотности, интонационной выразительности, умение владеть своим голосом. Упражнение всегда носит игровой характер. Овладев упражнениями пальчиковой гимнастики, ребенок сможет «рассказать» руками целые истории.

2.Пальчиковый театр и пальчиковый театр теней.

Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в удивительную игру, помогает укреплять и развивать речевой аппарат. Простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. У перчаточной куклы основанием служит перчатка, голову делает из папье - маше или шьют из ткани.

Театр теней – это замечательная игра. Хорош он тем, что для него не нужно никакого оборудования, кроме своих рук и фантазии. Самое привлекательное в театре теней – возможность поиграть спонтанно, без подготовки, по настроению

3.Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

4.Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

5.Игры    с  крупой   и  камнями.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.

Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Пересыпаем крупу при помощи стана, ложки и др.

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

6.Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Ребенка можно увлечь полезным для развития мелкой моторики занятием - выкладыванием камешков по заданным линиям.

7. Рисование манкой.

   Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.

Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций!

Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с ребенком рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д. В манкографии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики.

8.Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

Игры-шнуровки развивают тактильную чувствительность, сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, осязание у ребенка, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют навыки шнуровки развивают творческие способности. В играх со шнурованием так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что, в свою очередь, влияет на формирование и становление речи. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например « мозаика, конструкторы «лего», манипуляция с мелкими предметами .

9.Су-джок-терапия

Су-джок - терапия - это последнее мировое достижение восточной медицины. «Су» по-корейски - направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособностью детей.

10.Лепка из пластилина или глин

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Особо место в развитии графическом моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандаша.

Сегодня мы познакомились с малой частью того, чем можем развивать мелкую моторику ребёнка дома. Включить свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

 А так же вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую нотку, например: «Как интересно!»,  «Какой ты молодец, у тебя все получается!» «Давай помогу!».

Помните, чтобы  мы не создавали вместе с ребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Научно установленн, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....