Сюжетно-ролевая игра как средство общения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности  и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство  общения у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности  и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Цели сюжетно-ролевых игр:

  • развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать позитивное отношение друг к другу;
  • развивать умение взаимодействовать;
  • формировать умение распознавать эмоции других,сопереживать,владеть своими чувствами, выражать свои  потребности с помощью вербальных средств;

с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах общения со сверстниками и взрослыми.

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи:

  • воспитание желания и умения совместно играть;
  • воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
  • воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», – говорит воспитатель детям.

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.

В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

Успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.

Примеры сюжетно-ролевых игр как средства развития общения у детей дошкольного возраста

Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. Игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

  • Исполнение воспитателем главной роли;
  • Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
  • Внесение образных игрушек;
  • Прием параллельной игры;
  • Прием ролевой игры с продолжением;
  • Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
  • Игра в телефон;
  • Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

2. Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:

  • Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)
  • Участие воспитателя в игре (главная роль);
  • Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
  • Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
  • Создание разновозрастных игровых триад.

3.Косвенные приемы руководства:

  • Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);
  • Изменение игровой среды;
  • Наблюдение, экскурсия;
  • Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, следует:

  • поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или конем);
  • предлагать, кроме игрушек, коробки, бруски, шарики, бумагу и т.д.;
  • поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

            Примеры сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников:

“Семья”,”Супермаркет”,”Медицинский центр-Поликлинника-Больница”,”Почта”, “Театральная студия”,”Зоопарк”,”Парикмахерская-Салон красоты”,”Библиотека”,”Школа”,”Кафе”,”Российская Армия” и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно- ролевая игра "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять знания о морских путешествиях, животном мире южных стран;---развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и  диалогическую речь. Формировать положительные взаимоде...

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста ...

Сюжетно-ролевая игра УЛИЦА ГОРОДА (для детей старшего дошкольного возраста)

Сюжетно-ролевая игра УЛИЦА ГОРОДА(для детей старшего дошкольного возраста) Ц е л ь    и г р ы: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах доро...

дипломная работа «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного развития детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравстве...

Сюжетно-ролевая игра - в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социаль...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....