Консультация для родителей дошкольников "Задержка речевого развития"
консультация

Титова Людмила Ивановна

Консультация для родителей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rech_razv.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

                             ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Ребенку исполнилось полтора года. Он весел и активен, все понимает, развит «не по годам». Но. молчит, как рыбка, или довольствуется несколькими словами. Что происходит с малышом, и что делать родителям?

Речь - это высшая психическая функция, свойственная только человеку, которая формируется постепенно и планомерно. В 2-3 месяца начинается гуление, своеобразная тренировка дыхания и развитие интонационной системы языка; в 4-6 месяцев появляется лепет, малыш пытается соединить отдельные звуки, тем самым готовясь к словообразованию, к 12-14 месяцам появляются первые слова.

2-2,5 года переломный период в развитии. Малыш накопил большой пассивный запас слов, его органы артикуляции окрепли. В это время происходит скачок в развитии речи первые фразы, предложения из трех и более слов.

ЧТО ТАКОЕ «ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»?

ЗРР отличается от более тяжелых форм недоразвития речи тем, что малыш прекрасно понимает обращенную к нему речь, не путается в значении похожих по звучанию слов. То есть развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, соответствуя уровню речи ребенка младшего возраста.

В чем причина?

Причины задержки речи могут быть разными. Например, сильная болезнь или токсикоз мамы во время беременности (особенно в период от 4 недель до 4 месяцев, когда у плода идет формирование мозговых структур, родовая травма, асфиксия во время родов, серьезные заболевания и травмы в первый год жизни.

Еще одним фактором задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребенка, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает.

С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения малыша к речи. Рассказывайте обо всем, что он видит или делает. При этом не перегружайте свою речь сложными предложениями, непонятными ребенку словами.

Уделяйте внимание развитию глагольного словаря: где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает, а где спит? Не обойтись без понимания слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом, а где домик) и форм единственного и множественного числа (где стол, а где столы? Где мяч, а где мячи).

Повод для тревоги.

Не нужно сравнивать своего малыша с другими и расстраиваться из-за того, что Ваш молчит, а его ровесник говорит, пусть и картавя, наизусть стишок Маршака. (Кстати, знание нескольких стишков в раннем возрасте вовсе не означает, что ребенок гениален, как это иногда кажется родителям. Автоматическое запоминание ритмичных строчек, конечно, полезно, но вовсе не свидетельствует о богатом словарном запасе).

Волнение могут вызвать следующие проблемы:

в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;

в 4-7 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своём лепете звуков «П», «Б», «М»;

в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают, не имитирует звуки взрослой речи;

1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?», не понимает простейших вопросов;

в 2-3 года путает понятия «вверх», «вниз», не может выполнить последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!», составить фразу из 2-3 слов;

в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?». Его не понимают посторонние, он употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.

Малыш гулил, лепетал и даже почти болтал, но вдруг…. Замолчал. Стоит обратиться к специалистам (неврологу, логопеду). Иногда такая «остановка» может сигнализировать о нарушениях слуха или о неврозе.

Развитие мелкой ручной моторики напрямую связано с развитием речи.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука развивается раньше и «тянет» за собой развитие речи.

С самого раннего возраста, уже на втором-третьем месяце жизни малыша, старайтесь почаще, между делом, делать массаж ручек. Просто поглаживайте, иногда слегка надавливайте ладошку, перебирайте крохотные пальчики, нежно массируйте подушечки пальцев.

Для развития мелкой моторики прекрасно подойдут мозаика, конструкторы, кубики, пазлы, лепка из пластилина. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Играйте с ребенком в подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси», а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Малышам-молчунам полезны игры «Угадай что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» - они развивают слуховое внимание.

Упражнения для развития дыхания

1. Упражнение «Снег»

Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную метель.

2. Упражнение «Кораблики»

Сделайте из бумаги кораблик. Опустите в наполненную водой раковину или большой таз и дуйте на него по очереди, чтобы кораблик плавал в гости от одного к другому.

3. Упражнение «Ветерок»

Возьмите султанчики сделанные из новогоднего дождика. Предложите ребенку подуть на султанчик сначала слабо (легкий ветерок, а затем сильнее (сильный ветер).

4. Упражнение «Свеча»

Возьмите небольшие свечки для торта, воткните в пластилин и задувайте. Попросите ребенка задувать свечку сначала по отдельности, а потом все сразу. Это поможет ему научиться контролировать интенсивность дыхания.

5. Упражнение «Охота»

Сначала вы говорите тихо-тихо несколько знакомых ребенку слов, и он также тихо повторяет их за вами. Потом вы кричите громко-громко те же слова и просите ребенка прокричать их. Упражнение можно выполнять не только по очереди, но и хором. Оно способствует развитию силы, высоты и тембра голоса.

6. Упражнение «Концерт для духовых»

Детские или сувенирные дудки и свистульки – это отличный тренажер для дыхания. Попросите ребенка выдувать сначала короткие, а затем длинные звуки.

Упражнения для развития артикуляции

1. «Лягушка»

Растягиваем рот «до ушей» и держим 5-7 секунд. Чередуем со «Слоником». Вытягиваем губы дудочкой, как хобот у слона, на 5-7 секунд. эти два упражнения, кстати, весьма полезны и для мамы, поскольку помогают бороться с мимическими морщинами.

2. «Варенье»

Представим, что вы поели вкусное бабушкино варенье, а теперь нужно медленно облизать губы. Важно, чтобы язык был расслабленный и двигался от одного уголка рта к противоположному. Сначала верхняя губка, потом нижняя.

3. «Блинчик»

Высовываем расслабленный язык максимально вниз, буквально кладем на нижнюю губу. Замираем на 5-7 секунд, потом «съедаем».

4. «Иголочка»

Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, затем вторую языком. Во время прокола воздух выходит изо рта медленно и постепенно. Упражнение выполняется под счет.

5. «Качели»

Широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10 раз.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Основные рекомендации:

• Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).

• Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.

• Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.

• Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.

• Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.

• Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.

• Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака, народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...