Мастер -класс для родителей "Коммуникативное развитие детей посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка

Батазова Лариса Анатольевна

Мастер – класс для родителей

 «Коммуникативное развитие детей посредством театрализованной деятельности»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_dlya_roditeley.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

 «Коммуникативное развитие детей посредством театрализованной деятельности»

Коммуникативное развитие детей

дошкольного возраста –

одно из важнейших направлений профессиональной

деятельности педагога.

Общение является «центральным звеном»

психической жизни человека и, прежде всего, ребенка. (Л.С. Выготский).

     Любая совместная деятельность сближает людей, а игра считается наиболее полезным времяпрепровождением для детей и родителей. Именно в такой форме, интересной для обеих сторон, разыгрываются какие-то жизненные ситуации, укрепляются отношения, открывается безграничное поле для фантазий.

     Ребёнок начинает привыкать к игре сразу же, как только учится ходить и говорить. Именно через этот вид деятельности маленький человечек познаёт мир и себя в этом мире. Особенно полезно детям играть вместе с родителями.

      Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника.

Путь развития игры – это совместная игра взрослого с ребёнком, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками и со сверстниками.

Театрализованные игры предоставляют неограниченные возможности для познания себя и своих близких. Помимо этого, они помогают ребёнку:

· развивать самоконтроль, сдержанность, дружеские качества;

· учиться анализировать своё и чужое поведение;

· раскрывать свой внутренний мир;

· проявлять радость, переживание, страхи;

· выражать свои потребности и доносить их до окружающих;

· создавать взаимопонимание между близкими людьми.

Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

 Ступени работы следующие.

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
  • Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька. ", "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
  • Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
  • Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

1.

Я предлагаю поиграть с ребенком в кругу семьи и инсценировать известную сказку с помощью пальчикового театра, изготовленного вместе с ребенком в домашних условиях.

«Маша и медведь»

Цель:

Преемственность между воспитателями и родителями через ознакомление родителей с театрализованной деятельностью детей.

Задачи:

  • Побуждать родителей в изготовлении атрибутов театрализованных игр совместно с детьми (из бросового материала).
  • Развивать познавательный интерес у детей посредством театрализованных игр в кругу своей семьи.

Материалы и оборудование:

  • Пальчиковые куклы (изготовленные своими руками)
  • Стол
  • Музыкальное оборудование (для фона используется минусовка русской народной песни «Во поле береза стояла»)

Действующие лица:

Взрослые – Сказочница, Бабушка, Дедушка, Медведь

Ребенок-Маша (ребенок имитирует движения героя, согласно тексту, читаемого взрослым)

Ход импровизации:

Звучит русская народная мелодия

Сказочница:

Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внученька Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машеньку.

Машенька (обращаясь к деду с бабой):

Дедушка, бабушка!

Отпустите в лес с подружками

Дедушка:

Иди, иди, поиграй,

Да смотри не отставай.

Отставать не годится,

Недолго и заблудиться.

Сказочница:

 Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Ушла Маша от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Маша: 

Что мне делать? Как мне быть?

Сказочница:

 Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит — стоит избушка.

Маша:

Кто же тут живет?

Сказочница: 

Постучала Машенька в дверь — не открывают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Маша в избушку, села у окна на лавочку.

Маша:

Кто же тут живет? Кто хозяйство ведет?

Сказочница:

 А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

Медведь:

Ага!

Сама явилась ко мне, стало быть.

Как могу я тебя отпустить?

Будешь у меня теперь жить,

Печку топить, кашу варить

Да меня кашей кормить.

Сказочница: 

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда из избушки не выходить.

Медведь:

Ты смотри не убегай от меня,

А не то поймаю и съем тебя.

Сказочница: 

Ушел медведь, а Маша села у окна, поет, причитает.

Маша:

Ах, подружки мои родимые,

Вы зачем же меня покинули?

У медведя живу большущего,

Убежать от него боюсь я.

Сказочница: Стала Маша думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого... Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему.

Маша:

Ах, медведь, мой медведь!

Отпусти в деревню на день,

Навещу деда с бабою.

Да гостинца снесу сладкого.

Медведь:

Не пущу тебя одну:

Ты заблудишься в лесу.

Бабе с дедом

Сам гостинец отнесу.

Сказочница: 

А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю.

Положу я в короб пирожки,

Деду, бабе их отнеси.

Только помни да смотри:

Короб ты не открывай,

Пирожки не вынимай,

На дубке буду сидеть,

За тобой буду глядеть.

Медведь:

Ладно, ладно, не зевай,

Короб быстро подавай.

Маша:

Погоди, не спеши,

На крылечко ты сходи,

На погоду погляди.

Сказочница: 

Только медведь вышел на крылечко, Маша сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит: короб уже готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет лесом.

Медведь:

Между елками иду,

Меж березками бреду,

В овражки спускаюсь,

На пригорки поднимаюсь.

Короб я несу, песенки пою.

Сказочница:

Шел, шел, устал.

Медведь:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

Маша:

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь:

Хитра Машенька, быстра,

На дубок взобралась,

Высоко сидит, далеко глядит.

Сказочница:

Поднял короб, пошел дальше. Идет, идет. Шел, шел, опять устал.

Медведь:

Сяду на пенек,

Съем пирожок.

Маша:

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь:

 Вот глазастая какая! Видно, так и не присесть мне.

Сказочница:

Встал и пошел быстрее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.

Медведь:

Тук, тук, тук,

Отворяйте ворота,

Раскрывайте двери.

Я от Машеньки пришел,

Пирожков вам принес.

Сказочница:

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот да пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка с бабушкой к воротам. Видят, короб стоит.

Бабушка:

Кто же это и откуда

К нам принес такое чудо?

Видно, короб неспроста

Принес кто-то нам сюда.

Что же в коробе такое?

Поскорей его откроем.

Сказочница:

Дедушка поднял крышку, смотрят они — и глазам своим не верят: в коробе-то Машенька сидит. Обрадовались дед с бабою.

Дедушка:

Здравствуй, Машенька,

Внученька наша!

Мы теперь умнее будем.

Никуда одну не пустим.

Бабушка:

Дай к тебе я подойду.

Поцелую, обниму

Да умницей назову.

Сказочница: 

Тут и сказке конец!

2.

Так же, я предлагаю вам еще один вариант игры с ребенком -музыкальную импровизацию.

Музыкально-двигательные импровизации являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Перед детьми ставится задача прослушать некое музыкальное произведение, определить образ, услышанный в музыке и дать этому образу устную характеристику. После этого детям предоставляется возможность сценического воплощения музыкального образа пантомимическими средствами (мимика, пластика, жесты, позы и т.д

Игра-импровизация под музыку

«Мишка косолапый по - лесу идет»

Цель:  

доставить детям радость и удовольствие от совместной деятельности с родителями.

Задачи:

  • развивать ассоциативную память в процессе восприятия музыки;
  • развивать эмоциональные ощущения, эмпатию;
  • воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, теплые отношения детей и родителей.

 Материалы и оборудование:

  • Музыкальное оборудование (используется детская песенка «Мишка косолапый по- лесу идет»)
  • Маски медведей для детей и родителей

Ход игры:

Дети, совместно с родителями выполняют движения под музыку. При этом мимикой, жестами, движениями нужно имитировать действия песни.

3.

В качестве третьего варианта игр с детьми я предлагаю вам ролевой диалог героев сказок, потешек, стихов.

Игры по мотивам сказок, литературных произведений, персонажи которых выполняют однотипные действия («Репка»«Теремок»«Колобок»). Проводится небольшой группой участников. Этот прием способствует развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог.

Ролевой диалог героев сказки «Курочка ряба»

Цель:  

Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.

Задачи:

  • формировать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки
  • развивать слуховое внимание
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь

 Материалы и оборудование:

  • Музыкальное оборудование (для фона используется мелодия детской песенки)
  • Маски героев сказки для детей и родителей

Ход игры:

Участники выбирают персонаж, которого они озвучивают. Взрослый начинает рассказывать сказку «Курочка Ряба». Далее по тексту сказки каждый герой рассказывает свои слова.

Уважаемы          е родители, я желаю вам приятного и радостного общения с вашими детьми. Успехов во всех начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности "Театральный калейдоскоп".

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе...

Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...

Развитие детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать про...

Мастер - класс "Социально - эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений"

Цель: Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.Задачи:1.      Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;2....

Мастер - класс для родителей «Развитие детей посредством театрализованной деятельности»

Мастер - класс для родителей «Развитие детей посредством театрализованной деятельности»...

Мастер- класс для педагогов «Приобщение детей к театрализованной деятельности с использованием конструктора «ТИКО

quot;Театр-это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов.)...