Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе, как основа развития математической одаренности ребенка»
консультация (старшая группа)

Шишлова Ирина Михайловна

Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе,

как основа развития математической одаренности ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_lichnostno-orientirovannyy_podhod.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж»

Шишлова Ирина Михайловна, воспитатель ВКК

Консультация «Личностно-ориентированный подход

в воспитательно-образовательном процессе,

как основа развития математической одаренности ребенка»

Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Не редко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач взрослых.

        Индивидуально- психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности принято называть способностями.

        В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.

        Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одаренными. Одаренный ребенок может даже не стараться — он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить.

Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Одаренность, не говоря уже о скромных поначалу способностях и склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Личностно ориентированный подход является основным фактором свободно-творческого формирования личности дошкольника.

Проблема творчества - один, если так можно сказать, из острых участков «педагогической целины». Сегодня особо остро ощущается необходимость ее решения во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства - сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и другие). Не следует забывать, что в свободно-творческом формировании личности старшего дошкольника личностно ориентированный подход играет первостепенную роль. Личностные качества, творческая активность наилучшим образом формируются в деятельности, которая определяет и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими. Это является одним из принципов личностно ориентированного подхода.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:

  • постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  • умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
  • постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  • своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  • максимально опирался на собственную активность личности;
  • сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  • развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Становление личности старшего дошкольника, проявление его активности, развитие самосознания, уверенности в себе зависят от успешности применения личностно ориентированного подхода, т. е; отношения педагога к воспитаннику как к личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Личностно ориентированный подход требует от педагога такой оценочной деятельности, которая проявляется в умении выдерживать доброжелательность в обращении к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от  эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

        Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:

  • проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;
  • демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • выполнение простейших операций сложения и вычитания без особенных усилий;

■ умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие:

- определение склонности ребенка;

- организация работы с детьми по усвоению знаний и развитию логического мышления;

- использование средств занимательной математики;

- организация дополнительного образования.

В настоящее время большое внимание в системе дошкольного образования уделяется дополнительному образованию.

Таковым в нашем детском саду является работа кружка:»Коррекционно-развивающие игры» Данной кружковой раб омой охвачены дети подготовительных к школе групп. Так получилось, что заниматься в кружке захотели все дети, а не только те ,которые имеют математические способности, поэтому я разделила детей на две подгруппы. Занятия провожу в специальном зале коррекционно-развивающих игр. Для этого разработана программа ИССО (Игровая система сенсорного обучения), целью которой является обучение детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения. В развитии детей 5 -7 лет сенсорное воспитание рассматривается как предпосылка к развитию логического мышления.

Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью я использую средства занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

В работе с детьми я применяю различные виды занимательного материала:

- занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;

- задачи-головоломки, цель которых - составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

- группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

- наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Также в своей работе я использую инновационные педагогические технологии, такие как: моделирование, мнемотехника, планшет «Логико-малыш», кубики Никитина, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша» и др.

Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Эти предварительные умения создаю необходимую основу для успешного развития математической одаренности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личностно-ориентированные технологии в организации режимных процессов"

В презентации представлены личностно-ориентированные технолошгии в организации режимных моментов....

Конспект индивидуального занятия по математическому развитию с одаренным ребенком в старшей группе

Конспект индивидуального занятия по математическому развитию с одаренным ребенком в старшей группе...

Консультация "Личностно - ориентированный подход в развитии музыкально - творческих способностей"

Цель личностно – ориентированного подхода - создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника.Российское образование перешло на другой уровень, на другие стандарт...

Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.

Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе....

Консультация для педагоговна Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.».

Консультация для педагогов на Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.». Личност...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО,ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Личностно-ориентированный подход в воспитании...