Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.
статья (подготовительная группа)

Фадеенко Анна Геннадьевна

Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.

         Воображение, как психический процесс  является не только необходимым условием   продуктивного  усвоения обучающимся нового   учебного  материала,  но  и  считается необходимым   условием  творческого преобразования  знаний, полученных ребёнком,  стимулирует саморазвитие  личности.

        Таким образом, можно утверждать, что воображение значительно повышает степень эффективности   учебно-воспитательной  деятельности в детском саду, в последствии в школе.

        Однако,  в  педагогической и психологической литературе  аспекты,  напрямую связанные с механизмами формирования и  развития творческого  воображения,  мало  разработаны.  

         Для более эффективного развития творческого воображения  необходимо реализовывать   личностно  –  ориентированный подход.          Принципы личностно – ориентированного   подхода  разрабатывались  отечественными  учёными  с  начала восьмидесятых  годов  в связи с идеей создания  системы образования таким образом, чтобы удовлетворить  образовательные потребности  личности в  соответствии с её приоритетами, задатками, интересами и возможностями. А так же данная образовательная система должна обеспечивать детям условия для всесторонней самореализации, подготовить   к  творческому  интеллектуальному  труду          Главным  признаком личностно - ориентированного подхода  считается  гуманистическая  направленность процесса образования,  которая означает  признание ценности, неповторимости, целостности личности учащегося, его право на  свободное  развитие и проявление своих  способностей

        Понятие личностно  – ориентированного подхода подразумевает такой  подход,  который  обеспечивает развитие  и  саморазвитие  личности  воспитанника,  исходя  из  его  индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности [28, 185].

        Подход ориентированный на личность осуществляется при опоре  на знание особенностей психологии разного возраста дошкольников. Так как  личность -  целостное  системное образование,  следовательно,  личнoстно - ориeнтированный подход – подход системный.

        При  использовании  личностно – ориентированного  подхода  обучающимся обеспечивается предоставление большой внутренней свободы, но  под  контролем педагога, который производится тактично по заранее составленному плану с отдельными воспитанниками или их группами с целью внесения коррективов в педагогический процесс,  интенсификации  процесса  личностного  развития  воспитанников.

        Для осуществления личностно – ориентированного  подхода также  необходима организация продуктивного общения  и  сотрудничества  между  воспитателем и воспитанниками, признание и защита личного достоинства  каждого;  допущение в некоторых  случаях общения на равных; использование методически корректных методов оценки знаний. Этими  действиями  обеспечивается  создание оптимальных условий для самовыражения, саморазвития личности, проявления творческой инициативы.

Воспитателю, использующему в своей работе  личностно – ориентированный подход, необходимо опираться на знание  возрастных особенностей  детей.          Таким образом, знание возрастных особенностей  и детальное методическое  планирование позволяют педагогу при работе с воспитанниками  старшего дошкольного возраста  акцентировать основное внимание на обеспечении адекватного отношения детей к занятиям, организации помощи отстающим, разумной регуляции   нагрузки, поддержании дружеских отношений, доброжелательной  атмосферы,  расширении  круга  делового  и  неформального  общения,  стимуляции  потребности  в расширении круга интересов и создании положительной мотивации  к обучению. Всё это способствует не только хорошей адаптации детей к учебной деятельности, но и формированию у них ряда  позитивных  особенностей  таких  как способность  к  сопереживанию,  хорошо  развитые   познавательные  способности, творческая активность, уверенность в своих силах и возможностях,  т. е  содействует развитию полноценной личности.

        В отношении коллектива подход, ориентированный на личность  подразумевает понимание  приоритета личности перед коллективом, обеспечение внутри коллектива гуманистических взаимоотношений, вследствие которых, воспитанники  осознают  себя  личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает  гарантом реализации возможностей каждого человека, а своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов при условии, что содержание, формы  организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным  особенностям и интересам.

Так , личностно - ориентированный подход  заключается  в такой организации воспитательно-образовательного  процесса,  при которой осуществляется:

- признание права каждого  воспитанника  на  самоценность и  индивидуальность;

- усиление внимания к внутренней мотивации ребёнка;

- самостоятельное добывание детьми необходимых знаний и применение их в разнообразной деятельности;

- предоставление воспитанникам права выбора на уроках;

- опора на знание возрастных особенностей дошкольников;

- комплексное  влияние  на  личность  с целью интенсификации процесса личностного развития;

- организация сотрудничества между воспитателем и воспитанниками;

- корректное оценивание работы воспитанников.

        Для реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях  мы использовали демократический стиль общения. Это способствовало созданию на уроках доброжелательной атмосферы, в результате чего каждый ребёнок чувствовал себя на занятии комфортно и защищено, смело мог высказывать свою точку зрения не боясь ошибиться, т. е имел возможность проявить себя.

        Также мы учитывали возрастные особенности воспитанников, для чего часто меняли виды деятельности и формы работ на занятии, использовали элементы занимательности, опирались на наглядный материал, рассчитывали нагрузку на детей так, чтобы она не вызывала у них переутомления и усталости.

        Учитывая индивидуальные особенности, мы использовали задания различных уровней сложности, предоставляя воспитанникам право самостоятельно выбирать тот уровень, с которым, как он считает, он  сможет справиться. Например, при проведении творческой самостоятельной работы, детям были предложены задания трёх вариантов: на «отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно». Каждый воспитанник сам мог выбирать уровень.         Данный приём так же способствует развитию у ребёнка адекватной самооценки, умения оценивать свои возможности. Если у ребёнка не получалось сделать выбор, адекватный его умениям, мы помогали ему с помощью совета: «Я считаю, что ты хорошо справишься с работой , «Я думаю, что ты себя недооцениваешь? Ты отлично справишься с заданием».

Также при работе по развитию творческого воображения мы разделяли воспитанников по ведущей модальности (аудиалы, визуалы и кинестетики).         Таким образом, разделяя воспитанников по каналу восприятия информации, для аудиалов мы использовали различные интонации голоса при предъявлении материала, лексический материал отрабатывали хором.         Для визуалов мы записывали лексические единицы на доске в качестве зрительных опор,  различные схемы, наглядные пособия.

Для кинестетиков мы использовали объёмную наглядность, например, при введении и отработке материала по теме «Игрушки» мы раздавали детям мягкие игрушки. Также при объяснении мы использовали жесты, мимику, просили одного воспитанника  изобразить любимое животное, а другие дети должны были угадать это животное. Применение ролевых игр помогало лучшему пониманию, так как дети брали на себя роли и на занятии вживались в них.  При  личностно-ориентированном  подходе  надо организовывать  работу так, чтобы все воспитанники, в   особенности   слабые,  проявляли  сильное  желание и  стремление  познавать, учиться чему-то новому и ориентироваться на успешное обучение; научить  ребенка  работать  самостоятельно  с  полной отдачей   сил;  создать  благоприятные  условия для развития воспитанников с наиболее  выдающимися способностями.        

        Также   личностно  -  ориентированный   подход   осуществляется   через  творческие домашние задания. Это отражается в том, что воспитатель  задавая  домашнее  задание, предлагает  детям  и родителям несколько видов  работ с разным уровнем сложности  и  требующих разные подходы.  Дети исходя из своих интересов и способностей сами выбирают из предложенных заданий те, которые они желают выполнить дома с мамой или папой. Приведем примеры таких заданий: «Составьте рассказ от  имени  героя  сказки об авторе»;  «Проиллюстрируй эпизод  сказки»;  «Измени конец рассказа» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы в воспитательно - образовательном процессе с детьми раннего возраста.

Основные направления в воспитательном процессе с детьми 3-х летнего возраста....

Педсовет «Создание условий для обеспечения качественного личностно-ориентированного образования всех субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»

Педсовет посвящен здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Используя разнообразные формы работы с педагогами: вопросы, заполнение карт, дискуссию, работу в проблемных ...

Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе с использованием комплексно-тематического планирования. «В круговороте дел - вода».

В своей работе я представляю разработанный мною материал знакомства детей с водой как ценном природном ресурсе, положенный в основу деятельностного метода через организацию различных видов детской дея...

Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...

Презентация "Инновационные подходы в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ"

В презентации представлен оыт работы по инновационным технологиям в ДОУ...

Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе, как основа развития математической одаренности ребенка»

Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе,как основа развития математической одаренности ребенка»...