Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Почемучки». Тема: «Умники и умницы» или как развивать познавательные способности детей»
консультация (средняя группа)

Пензина Ирина Валерьевна

Заседание детско - родительского клуба"Мы вместе"гостиной "Почемучки" тема заседания "Умники и умницы" или как развивать познавательные способности днтетей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_no2_gostinoy_pochemuchki.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому направлению развития детей

№10 «Кораблик» города Лесосибирска»

______________________________________________________________

Заседания детско - родительской клуба  «Мы вместе»

гостиной «Почемучки»

по теме: «Умники и умницы» или  как развивать  познавательные способности детей»

                     Выполнили:

Рук. клуба  Пензина И.В.

Педагог-психолог Виталева Я.В.

г.Лесосибрск 2023 г.

 

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас в нашей гостиной «Почемучки».

Тема нашей встречи «Умники и умницы» или  как развивать  познавательные способности детей »

План встречи:

 1.Вступительное слово: «Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста» Докладчик: Пензина И.В.; Виталева Я.В.

2. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры

Докладчик: Татаркина Л.В.

3. «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников, через повышение финансовой грамотности» Докладчик: Малыш И.Г.

4. «Развитие познавательной активности дошкольников посредством краеведческой деятельности» Докладчик: Бурейшина Т.М.

5. «Мир вокруг меня» - как провести опыты и эксперименты  в домашних условиях» Докладчик: Гузеева Л.И.

6. Рефлексия Докладчик: Виталева Я.В.

Вступительное слово: «Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста»

   Познавательное развитие – непрерывный процесс. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.

   Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.  

В возрасте от трех до семи лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. 

Восприятие дошкольника. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

  • Учить детей различать предметы на ощупь.
  • Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
  • Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  • Формировать умение составлять из частей целое.
  • Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана - схемы.
  • Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
  • Формирование сенсорных эталонов формы.
  • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

"Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

"Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме).

"Узнай форму" (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

"Найди отличия" (учить находить отличия у похожих предметов).

"Построй по росту" (построить предметы, соответственно их высоте).

"Сложи картинку" (составить из частей целую картинку).

"О чем я говорю?" (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

"Какое время года?" (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

"Угадай предмет" (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

ВООБРАЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Воображение ребенка складывается в игре. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза;

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

  • «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить "да" и "нет").
  • Игры - головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия».
  • «Будь внимателен«»(выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
  • «Где что было», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Память. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. В начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.

В дошкольном возрасте выделяют несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка - это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.

В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы

Рекомендации родителям для работы с детьми по развитию памяти.

  • Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  • Обучение культуре запоминания.
  • Учить ребенка вспоминать последовательность событий.
  • Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти.
  • Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  • Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

"Запомни предметы" (учить ребенка  запоминать и воспроизводить информацию).

"Детектив" (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают;

"Пирамида" (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, - повторяет и т.д.)

"Что ты видел в отпуске?" (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

"Следопыт" (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен найти).

"Одежда" (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

"Короткий рассказ" (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

"Фигурка из палочек" (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Мышление используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающим и реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания.

 И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. 

Рекомендации  родителям для работы с детьми по развитию мышления:

  • Составлять группу из отдельных предметов.
  • Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.
  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить сравнивать предметы.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

«Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).  

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

«Антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный –слабый», «легкий – тяжелый» и др.).

«Уникуб», «Лото». «Домино», пазлы, конструкторы.  Загадки.

Развитие ребенка - невероятное путешествие, которое начинается еще до рождения! И это трудный путь, который проходит через горы образовательной информации, социального и эмоционального развития ребенка.

   

2. Слово для выступления предоставляется Татаркиной Л.В. с темой: Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры

Слайд:1 Добрый вечер, меня зовут – Любовь Викторовна, представляю вашему вниманию консультацию по теме: «Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры»

Слайд:2 АКТУАЛЬНОСТЬ:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей  дошкольного возраста – одна из актуальных задач  современности. Дети с развитым интеллектом быстрее  запоминают материал, более уверены в своих силах, легче  адаптируются в новой обстановке.

Слайд:3

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет  математика. 

Она оттачивает  ум,  помогает упорядочить и  осмыслить мир; развивает логику, память, речь,  зрительное  восприятие, образное и вариативное мышление, воображение,  творческие способности, эмоции; формирует настойчивость,  терпение, волю.  

Слайд: 4

Существует множество логико-математических игр.

Например:

Что умеют счетные палочки?

1)Задачи на построение простых фигур;

2)Задачи на построение сложных фигур;

3)Задачи на преобразование фигур (головоломки добавь/убери палочки)

Слайд:5

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА Каждая палочка – это число, выраженное  цветом и величиной. Использование  «чисел в цвете» позволяет одновременно  развить у детей представление о числе  на основе счета и измерения.  Комплект состоит из 116 пластмассовых  призм 10ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, каждая последующая палочка больше предыдущей на один.

Слайд: 6

Логические блоки Дьенеша. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят  детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции (анализ,  сравнение, классификация, обобщение).

Слайд:7

Игры – головоломки Танграм. Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2  больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника,  квадрат и параллелограмм. Суть игры  собирать всевозможные фигурки из данных элементов по  принципу мозаики.

Слайд:8

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в логические блоки Дьенеша.

(объясняю выполнение задания поэтапно)

Слайд:9

Подводя итоги, хочется отметить, что логико-математические игры способствуют  развитию внимания, памяти, речи,  воображения и мышления ребенка, создают  положительную эмоциональную атмосферу,  побуждают детей к обучению, коллективному  поиску, активности в преобразовании игровой  ситуации. 

3.Интересный мастер-класс с вами проведет Малыш И.Г.

Добрый вечер родители и дети тема моего мастер класса «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников как необходимый аспект подготовки к школьному обучению»

  Теоретическая часть

       Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, одна из важнейших задач воспитания.  Развитие интеллекта, формирование мыслительных умений и способностей позволяют легко осваивать новое, подготовиться к обучению в школе. Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс.  В  нем «рука об руку» идут речь, восприятие,  внимание,  память,  мышление, воображение, зрительно-моторная координация. Какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить практически невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей для подготовки к школьному обучению.

Задачи:

1. Создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;

2. Развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

3. Развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

4. Воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Для этого надо:

  • работу с детьми следует проводить в системе,
  • связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,
  •  учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,
  • использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.).

В работе я использую следующие методы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой информации;

• ситуации.

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы.

Методы обучения:

• показ способа действия;

• проблемная ситуация;

• упражнения.

      Средства развития интеллекта различны, но наиболее эффективными является игровая деятельность детей.

     Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Особенно эффективны дидактические игры, упражнениям есть игры на развитие внимания, памяти, восприятия и мышления.

    Помощниками для контроля поведения детей во время игровой деятельности являются правила, обязывающие детей:

 -       Действовать по очереди,

 -        Отвечать, когда спрашивают,

 -        Слушать товарища,

 -        Не мешать другим в игре,

 -        Выполнять правила,

 -        Честно признаваться в ошибке.

Игры на развитие мышления: «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», «Нелепица» «Лишний предмет», «Раздели на группы» «Вербальные задачи»

Диагностика развития творческого воображения  детей осуществляется по методикам: «Расскажи по картинке»,  «Дорисуй  фигуру», «Нарисуй что-нибудь».

Диагностика произвольной зрительной и слуховой памяти проводится по тестам «10 карточек», «Запомни фразы», «Назови слова», «Что изменилось».

 Диагностика внимания: «Корректурная проба», «S-тест», «Цифровая таблица».

 Диагностика зрительно-моторной координации по тестам: «Домик», графический диктант и лабиринт.

Также хочу отметить, что с помощью специально подобранных дидактических игр, включённых в воспитательно-образовательный процесс, развивается математическое мышление дошкольников, поэтому результат работы можно отследить и при проведении мониторинга по математике. Безусловно, систематическая работа по развитию интеллектуальных способностей будет отражена в положительной динамике уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Сравнение результатов  первоначальной и итоговой диагностики, как правило, показывает, что при систематической работе показатели развития основных умственных процессов у детей улучшаются.

Углубленная и творческая работа по развитию интеллектуальных способностей  у дошкольников способствует:

  • Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа,   синтеза,  классификации, систематизации;
  • Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
  • Проявлению инициативы, любознательности, сообразительности;
  • Возникновению устойчивого интереса к развивающим играм;
  • Укреплению зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания;
  • Формированию самостоятельности;
  • Умению работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Формированию коммуникативных навыков.

 Кроме того, детям нравится заниматься логикой, они постоянно требуют всё новых и новых заковыристых заданий. Думаю, что полученные умения и навыки позволят им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Практическая часть

Сейчас предлагаю поиграть всем вместе. В эти игры можно играть и дома

«Помоги Неумейке»

Приготовьте: игрушечного зайца, а также 2−3 пары предметов, которые можно сравнить (мяч и апельсин).
Скажите ребёнку: «Сегодня с нами поиграет Неумейка. Его так прозвали потому, что он почти ничего не умеет. Например, он неправильно сравнивает вещи. Попробуем ему помочь?» Приготовьте мяч и апельсин и попросите зайца их сравнить. Скажите за Неумейку: «Мяч красный, а апельсин — сладкий!» Спросите ребёнка, есть ли тут ошибка и в чём она? Как сравнить предметы правильно? (Ошибка в том, что зайка сравнивает предметы по разным признакам, а надо — по одному).

«Подружи предметы»

Приготовьте: пары предметов, имеющие общий признак (карандаш и деревянный кубик, кольца от пирамидки, яблоко и груша).
Скажите ребенку: «Ты заметил, что обычно дружат люди, у которых есть что-то общее — например, они любят одинаковые книжки, игрушки, мультики. Подружиться могут не только люди, но и предметы. А для этого нужно найти между ними что-то общее. Давай попробуем?»
Положите перед малышом карандаш и кубик, спросите, что между ними общего (оба сделаны из дерева). Затем предложите подружить новую пару (кисточка и краски), затем новую. Теперь поменяйтесь ролями — пусть ребёнок подберет вам два предмета, а вы скажете, что между ними общего.

«Разложи по чемоданам»

Приготовьте: катушку с нитками, пуговицу, ножницы, кусочек ткани, 4 предмета детской посуды и 2 коробки.
Скажите ребёнку: «Повар и портной столкнулись на вокзале, их вещи рассыпались и перемешались. Помоги разложить их вещи по чемоданам».

Дайте ему возможность самому находить признак и делить предметы на группы.

«Озорной ветерок»

Приготовьте: 4 предмета, один из которых лишний (например, кукольная чашка, ложка, сковородка, книжка).
Скажите ребёнку: «Жил-был на свете озорной ветерок. Он очень любил всё путать и устраивать беспорядок. Залетит в гости к художнику и кинет на стол, где лежат кисточки и краски, кухонный половник. А художник только пожимает плечами: „Откуда он тут взялся, он же лишний!“ А сейчас озорной ветерок прилетел к тебе в гости и хочет поиграть: он будет приносить на стол один лишний предмет, а тебе нужно определить какой».

  4. Слово для выступления предоставляется Бурейшиной Т.М. с темой: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»

Добрый веер уважаемые родители и наши детки. Свое выступление хочу начать с таких известных слов   Д.С.Лихачёва.

«Краеведение учит людей любить не только своиродные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой,  повышать свой культурный уровень»

Краеведение – это: совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии дошкольника. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Правильная организация занятий краеведения в ДОУ позволяет достичь высоких результатов в развитии познавательных способностей детей. В нашем детском саду одной из основных составляющих является – создание краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, которые позволят повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного города. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Второе направление – это непосредственно образовательная деятельность с детьми. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по ознакомлению детей с родным городом: занятия, целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, интерактивные игры и т.д. Эта работа ведется в совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности, в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города, исторические фотографии ,предметы народно-прикладного искусства и т.д.). Показ презентации.

Как  гласит народная мудрость «Дерево без корней гибнет»

В нашем детском саду на знаменательные праздники приглашаем ветеранов на празднование Дня Победы. 

Процесс ознакомления с родным городом ведется систематически, разнообразно, комплексно и интересно.

 Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

 Практическая часть.

Игры  с родителями:

  1. Разрезные  картинки

Цель игры: формировать представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Оборудование: конверты-карточки с изображением предметов; разрезные картинки, соответствующие изображениям на карточках

Ход игры: перед родителями на столе лежат разрезные картинки . Воспитатель предлагает собрать картинку из отдельных частей . По окончании выполнения задания детям предлагается рассказать о полученном изображение.

«Собери ребус, четвертый лишний, объясни почему».

  1. «Четвертый  лишний»

Ход игры: Перед родителями на экране показываем 4 изображения.3 изображения связаны с городом, а 4-й лишний. Родители  объясняют свой выбор.

3. «Прочти ребус по первым буквам» .

   Игровые действия происходят следующим образом: воспитатель (ведущий) демонстрирует карточку с ребусом, и просит назвать картинку, выделить первый звук, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми словами. В итоге должно получиться слово «моя малая Родина»

   Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

    5. Слово предоставляется Гузеевой Л.И. с темой: «Мир вокруг меня»  – как провести опыты и эксперименты в домашних условиях.

Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в домашних условиях.

Задачи: Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем мастер-классе -  Мир вокруг меня»  – как провести опыты и эксперименты в домашних условиях.

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. 

Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.   Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?

 Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности:

Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.

 Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?

Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?

Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется высказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.                                    

Практическая часть:

Опыт с бумагой -  как пройти через лист  или сможешь ли ты пройти через лист бумаги, чтобы попасть в сказку.

 1 вариант  Сказка:

В некотором царстве в некотором государстве жили были : лимон, мандарин и апельсин

Жили они, дружно жили они весело и никогда не сорились. И в один день  здесь лимон рассердился на своих друзей  и говорит: почему это у мандарина этого два, у апельсина это одно, а у меня вообще нет, как вы думаете, на что обиделся лимон на своих друзей.

Вопрос: Из- за  чего обиделся лимон?

Поссорились и все разошлись в свои царства . Мандарин в мандариновое, апельсин в апельсиновое, лимон в лимонное. Долго они не общались, пока с лимоном не приключилась беда. Вдруг на царство лимона напали злые перцы. Окружили злые перцы лимона и посадили его в башню. Сидит лимон в башне грустит, тут- то он и вспомнил о своих друзьях. Они единственные на свете кто бы ему  помог, да только как им весточку послать. Нет даже малюсенького карандаша только лист белой бумаги. Думал, думал лимон, как послать весточку своим друзьям, да и придумал.

Как вы думаете, что придумал лимон?

И написал лимон лимонным соком, свернул самолетиком и выпустил из окна. Летит самолетик и прилетел в царство мандарина, мандарин увидел письмо взял его да поранился об бумагу, решил рану йодом обработать и пролил на самолетик. И увидел на листе бумаге.

А что же увидел мандарин?

Мы сейчас с вами  узнаем,

Опыт: возьмите раствор йода и нанесите на лист бумаги.

Что ребята у вас получается?

Почему лист бумаги, когда мы его обработали йодовым раствором стал синего цвета?

При изготовлении бумаги используют крахмал, крахмал при взаимодействии с йодом дает такую реакцию. Дети очень любят играть в детективов, сыщиков и этот опыт можно использовать.

Прочитал мандарин письмо своего друга, все обиды забыл и решил, что нужно спасать друга. Да одному ему не справится и решил он отправиться к апельсину. Долгий путь у него был, пришел он к речке, как же ему перебраться на другой берег, ни моста, ни лодки. Решил он переплыть прыгнул в воду, а плавает он как поплавок, к берегу его все время прибивает, не может он переплыть. Сел на бережок и думает, что же ему мешает.

Опыт: с мандарином: Давайте с вами попробуем, правда ли мандарин плавает как поплавок?

Возьмите мандарин опустите его в воду. Утонул? Почему? Где находится воздух? В кожуре находятся поры, которые заполнены воздухом и это не дает ему утонуть. Где это свойство воздуха используется?

Думал думал мандарин и придумал. Что можно сделать мандарину, чтобы перебраться на другой берег? Раздеться. Снял он свою кожуру и  плюхнулся в воду.

Опыт: Опустить очищенный мандарин в воду. Почему он утонул?

Мандарин пошел на дно а там за камешки , за водоросли и перебрался на другой берег. Приходит он в царство апельсина, а там веселье смех, день рождение отмечают. Рассказал мандарин апельсину про лимон, сели на крылечке и думают, как же друга из беды выручать. Думали они думали и придумали. День рождение же было. Решили они лететь на воздушных шарах.  Мандарин удачно приземлился, а апельсин кожурой задел свой  шар  и шар лопнул

 Как вы думаете почему? Дело в кожуре апельсина.

Опыт: раздать воздушные шарики, надуть их. Выдавить сок из кожуры, шар должен лопнуть.

Вывод:  в кожуре находятся эфирные масла, которые разъедают резину. Почему у мандарина шарик не лопнул?

Испугались злые перцы взрыва и убежали. А друзья стали жить дружно и весело и больше никогда не ссорились. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

2 вариант Опыты с детьми:

Опыт:  Как пройти через лист бумаги?

Материал: лист белой бумаги и ножницы.

Опыт: Достать монету не замочив руки

Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

Материал: монета, блюдце, свеча, вода подкрашенная.

Опыт:  Почему распустились кувшинки?

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Материл: вода, ножницы, трафареты кувшинок, карандаш, емкость

Опыт: Рисуем на молоке

Материал: блюдце, молоко, ватные палочки, красители, моющее средство

Опыт: Мыльные пузыри

Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Опыт: Почему вода не переливается?

Материал: картон, стакан с водой.

Накройте стакан с водой (необязательно полный) картоном. Затем, придерживая картон рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картон останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Опыт:  Танцующая фольга. 

Материал: фольга и пластиковая расческа.

Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.

  Чего нельзя делать:            

- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Уважаемые родители вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, Вашим детям очень понравится.

Закончить нашу встречу мне хочется словами известного психолога П. П.Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Спасибо за внимание!

Ведущая:  Уважаемые родители наша встреча  подошла к концу, мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МЫ ВМЕСТЕ!» «Презентация исследовательских проектов «Красная книга Красноярского края» старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями

цель: формирование навыков оформления и презентации детско-родительских познавательно-исследовательских проектов.Задачи:Создать условия для презентации детско-родительских познавательно-исследовательс...

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МЫ ВМЕСТЕ!» «Новый год стучится в двери» (мастерская Деда Мороза) старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель: развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями, проявления творчества в продуктивной деятел...

Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «У школьного порога». Тема: «Задачи семьи при подготовке ребенка к школе»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Ушкольного порога" тема заседания "Задачи семьи при подготовке ребенка к школе"...

Заседания детско – родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «Весело играем, красиво говорим»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "Весело играем, красиво говорим"....

Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Почемучки». Тема: «Влияние творчества на развитие детей»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Почемучки" тема заседания "Влияние творчества на развитие детей"...

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «В детский сад с улыбкой»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "В детский сад с улыбкой"...

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «У школьного порога». Тема: «Что такое готовность ребенка к школе - из чего она складывается?»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "У школьного порога" тема заседания "Что такое готовность ребенка к школе - из чего она складывается?"...