Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Ягодка». Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность
методическая разработка (младшая группа)

Манвелян Ануш Рафиковна

Нетрадиционное  родительское собрание. Младший дошкольный  возраст.

Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой  через игровую  деятельность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение   детский сад «Колобок» х. Денисов (МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов)

Нетрадиционное  родительское собрание  в младшей группе «Ягодка».

Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой  через игровую  деятельность

Выступление педагога- психолога Манвелян  Ануш рафиковны для родителей с элементами тренинга «Формирование речи дошкольников, связь речи и мышления».

17.03.2023г.

Добрый день. Для начала я Вам предложу решить некоторые ребусы. (Презентация см. приложение)

• Баба с возу – кобыле легче

• В одно ухо вошло,в другое вышло

• Горе луковое

Мышление как ступеньки – формируется одно на основе другого.

Эти загадки вы решили с помощью наглядно-образного мышления, ведь вы опирались лишь на картинку и свои знания. У дошкольников – это основной вид мышления. Но для дальнейшей успешной жизни у уже школьников должно сформироваться словестно-логическое мышление. Чтобы уметь решать задачи в уме и т. д.

Психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин) считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык как средство общения людей - особый вид интеллектуальной деятельности.

Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем.

Поэтому речь не рефлекторная реакция она — интеллектуальная операция. Нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, а, формулируя ее, мы ее формируем. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

Замечали как дети, когда что-нибудь делают – проговаривают это? Вот они речью, помогают себе соврешить действие и только потом эта речь уходит во внутренний план.

Что же происходит в дошкольном возрасте?

• Растет словарный состав речи   (зависит от условий жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.)

• ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно.

• словотворчество – это один из «этапов» формирования речи («запугивать» означает застегивать на пуговицы, а «подорожник»- тот, кто подметает дорожки)

• в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия

• - освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

• изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во- первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников»

Представляю вашему вниманию родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Развитие речи младших дошкольников"....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"

Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему:  «Развитие речи младших дошкольников»

Мастер - класс для родителей, проводимый  с целью показать,  как можно развивать   речь ребёнка играя....