Сенсорное развитие.
консультация (младшая группа)

Сизова Ирина Евгеньевна

Идеи раннего развития набирают все большую популярность. Чем раньше начнутся разнообразные занятия с малышом, тем быстрее он будет развиваться и тем больших успехов добьется в будущем -- такого мнения придерживаются и специалисты, и родители. Базой для реализации врожденного потенциала и талантов однозначно можно назвать развивающую среду. 

Не имея специального педагогического образования, можно легко перепутать сенсорное развитие раннего возраста с ранним обучением. Попытки научить двух-трехгодовалого ребенка счету или алфавиту никак с этим не связаны! Под таким развитием подразумевается, как комплекс занятий по разным направлениям, так и их структура, содержание материала, которые должны соответствовать возрастным особенностям малыша. Занимаясь с ребенком, уделите внимание именно развитию сенсорного восприятия.

Понимание, что такое сенсорика, позволит не пропустить наиболее благоприятный период для развития и поможет правильно организовать дома самостоятельные занятия.

Сенсорное восприятие -- это "фундамент", на котором строится представление о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Иными словами, от того, насколько хорошо ребенок видит, слышит и чувствует на ощупь окружающее пространство, зависит успех его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx212.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Подготовила: воспитатель Сизова И.Е.

Сенсорное развитие – что это и как развивается

Идеи раннего развития набирают всё большую популярность. Чем раньше начнутся разнообразные занятия с малышом, тем быстрее он будет развиваться и тем больших успехов добьется в будущем – такого мнения придерживаются и специалисты, и родители. Базой для реализации врождённого потенциала и талантов однозначно можно назвать развивающую среду.

Не имея специального педагогического образования, можно легко перепутать сенсорное развитие раннего возраста с ранним обучением. Попытки научить двух-трёхгодовалого ребёнка счёту или алфавиту никак с этим не связаны! Под таким развитием подразумевается, как комплекс занятий по разным направлениям, так и их структура, содержание материала, которые должны соответствовать возрастным особенностям малыша. Занимаясь с ребёнком, уделите внимание именно развитию сенсорного восприятия.

Понимание, что такое сенсорика, позволит не пропустить наиболее благоприятный период для развития и поможет правильно организовать дома самостоятельные занятия. 

Сенсорное восприятие – это «фундамент», на котором строится представление о свойствах предметов и явлениях окружающего мира.  Иными словами, от того, насколько хорошо ребёнок видит, слышит и чувствует на ощупь окружающее пространство, зависит успех его развития.

Основные задачи сенсорики таковы:

  • дать больше сенсорных впечатлений;
  • научить действиям для анализа и уточнения сенсорной информации;
  • помочь осознанно воспринимать сенсорные ощущения и использовать в жизни информацию о свойствах предметов и явлений;
  • развивать чувство эстетики.

Ряд научных исследований, проведённых с разновозрастными детьми, доказывает, что развитие сенсорного восприятия напрямую влияет на формирование интеллекта, помогает без лишнего стресса адаптироваться к разным обстоятельствам и лучше владеть телом, а также даёт больше уверенности для взаимодействия с окружающим миром. 

В этом случае органы чувств являются основными источниками информации о том, что окружает детей. Отметим, что сенсорные ощущения делятся на два типа:

  • чистые, поступившие из одного источника восприятия. Например, изображение воспринимается только зрением, а звуки – через слух.
  • смешанные, для восприятия которых используются несколько источников одновременно. Так просмотр мультфильма задействует и зрение, и слух.

Знакомьте ребёнка со всем многообразием сенсорных ощущений, однако помните, что они не одинаковы по своей значимости. Основной объём информации человек обрабатывает с помощью зрения. Глазами мы воспринимаем внешние признаки предметов и явлений, расстояние, на котором они расположены друг от друга, их местонахождение в пространстве. Благодаря зрению можно прочитать текст, посмотреть фильм, видеть артикуляцию говорящего, его мимику и жесты.

Не менее важным является и слух. Звуки информируют нас об их источнике и направлении, дают возможность слышать речь и общаться с другими людьми, слушать музыку. Потеряв возможность слышать или видеть, человек становится инвалидом без возможности вести полноценную жизнь.

Осязание, обоняние и вкус не относятся к доминантным ощущениям. Они снабжают сведениями об окружающем мире, дополняя информацию, полученную с помощью слуха и зрения. Утеря одного из этих трёх органов чувств не мешает жизни, хотя значительно ухудшает её качество.

Сенсорное развитие и речь

Появление речи и её развитие – сложный процесс, который зависит от множества факторов. Для запуска говорения необходимо, чтобы определённые органы и системы организма достигли уровня зрелости (головной мозг, слух, речедвигательный аппарат). К не менее важному условию относится речевое окружение или речевая развивающая среда, в которой находится ребёнок. Именно там лучше всего проявляется потребность использовать речь как основной инструмент для общения с окружающими.

Большую роль в формировании речи играет восприятие и язык. В раннем возрасте эта связь особенно тесная, но к 6-7 летнему возрасту она становится менее выраженной. У самых маленьких мир, наполненный множеством самых разных предметов, вызывает наибольший интерес. Ребёнок впитывает как губка первые представления из окружающей среды, а слово как раз помогает закрепить сенсорные ощущения.

От развития сенсорики напрямую зависит, насколько хорошо будет формироваться речь. Поэтому важно уделять большое внимание полноценной сенсорной среде, стимулирующей говорение. Что это значит? Прежде всего, необходимо создать больше самых разных сенсорных впечатлений и обучать малыша целенаправленным действиям с предметами (осматривать, ощупывать, пробовать «на зуб», слушать, какие предмет издает звуки, стучать им и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...