«Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста»
консультация

Барангулова Оксана Николаевна

Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка.

Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Ранний возраст- это когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки. Чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, развивать у детей интерес и любовь к музыке, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка.

Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности:

- эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;

- музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.

Виды детской музыкальной деятельности:

- слушание музыки;

- детская исполнительская деятельность (пение, музыкально - ритмичная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);

- детская музыкально-творческая деятельность.

Овладение ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка. Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми раннего возраста на основе подражания. Дети привыкают выполнять задания по показу и по словесным указаниям педагога. Разучивает стихи и песни, доступные детям по содержанию, ярко контрастные по характеру, в них имеются повторяющиеся слова, что позволяет стимулировать у детей звукоподражание взрослому. Первоначальная предпосылка музыкально ритмичных движений, ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движений. Прислушиваясь к звучанию различных музыкальных инструментов, дети учатся различать звуки по тембру и высоте (колокольчики, погремушки, бубен, барабан.) Развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста способствует наличие в группе музыкального уголка. Музыкальные проявления у детей третьего года жизни связаны с развитием восприятия окружающего мира, эмоционально-двигательной сферой, развитием речи. Под плясовую мелодию ребенок показывает ручки, ножки, учится топать, начинает осваивать ходьбу под музыку, выполняет несложные упражнения с предметами. Игровые действия также еще несовершенны – ребенок закрывает лицо руками, считая, что его не видно, прячется под зонтик от дождя. Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка. Педагог, включая песню, или читая стишок, предлагает детям поговорить, о ком или, о чем эта песня, стишок, показывает соответствующую игрушку, что помогает детям лучше запомнить произведение, вызывает эмоциональный отклик. Для активизации детей, пробуждения интереса к движению под музыку применяются разнообразные игровые приемы. Так, мишка, лошадка, или кукла смотрят, как двигаются дети, танцуют с ними, для них. Проведение праздников и развлечений, вызывает большой эмоциональный отклик у детей. Где они участвуют в танцах, подвижных играх, играх на музыкальных игрушках, выступают в роли сказочных персонажей.

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песен. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится, приседает под звуки музыки.

У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут с помощью взрослого спеть маленькую песенку; они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать, двигаться, играть.

Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности (третий год жизни, функция речи расширяется, она становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.

Приобщение детей к миру музыки является важным средством его полноценного развития, что в свою очередь благоприятно отразится не только на его способностях (музыкальных, интеллектуальных, творческих, но и поможет каждому ребенку стать в будущем гармоничной и счастливой личностью.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

 Музыка положительно влияет на развитие нервной системы детей. Дети любят петь и подпевать, они любят слушать музыку и получать от этого удовольствие, ведь с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость, грусть, тревогу, любовь. Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребенка. Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь детей является пение взрослыми, которое включается в различные моменты деятельности детей, колыбельные перед сном, потешки, приговорки во время купания и игры для развлечений; протяжные и лирические песни во время ручного труда, хороводные на прогулке, календарные на праздниках.

Музыкальное воспитание и приобщение к музыке.

Формирование активности в музыкальной деятельности это основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей от 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Дети наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них, очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_yasli.docx57.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста»

Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка.

Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Ранний возраст- это когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки. Чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, развивать у детей интерес и любовь к музыке, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка.

Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности:

- эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;

- музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.

Виды детской музыкальной деятельности:

- слушание музыки;

- детская исполнительская деятельность (пение, музыкально - ритмичная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);

- детская музыкально-творческая деятельность.

Овладение ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка. Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми раннего возраста на основе подражания. Дети привыкают выполнять задания по показу и по словесным указаниям педагога. Разучивает стихи и песни, доступные детям по содержанию, ярко контрастные по характеру, в них имеются повторяющиеся слова, что позволяет стимулировать у детей звукоподражание взрослому. Первоначальная предпосылка музыкально ритмичных движений, ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движений. Прислушиваясь к звучанию различных музыкальных инструментов, дети учатся различать звуки по тембру и высоте (колокольчики, погремушки, бубен, барабан.) Развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста способствует наличие в группе музыкального уголка. Музыкальные проявления у детей третьего года жизни связаны с развитием восприятия окружающего мира, эмоционально-двигательной сферой, развитием речи. Под плясовую мелодию ребенок показывает ручки, ножки, учится топать, начинает осваивать ходьбу под музыку, выполняет несложные упражнения с предметами. Игровые действия также еще несовершенны – ребенок закрывает лицо руками, считая, что его не видно, прячется под зонтик от дождя. Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка. Педагог, включая песню, или читая стишок, предлагает детям поговорить, о ком или, о чем эта песня, стишок, показывает соответствующую игрушку, что помогает детям лучше запомнить произведение, вызывает эмоциональный отклик. Для активизации детей, пробуждения интереса к движению под музыку применяются разнообразные игровые приемы. Так, мишка, лошадка, или кукла смотрят, как двигаются дети, танцуют с ними, для них. Проведение праздников и развлечений, вызывает большой эмоциональный отклик у детей. Где они участвуют в танцах, подвижных играх, играх на музыкальных игрушках, выступают в роли сказочных персонажей.

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песен. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится, приседает под звуки музыки.

У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут с помощью взрослого спеть маленькую песенку; они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать, двигаться, играть.

Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности (третий год жизни, функция речи расширяется, она становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.

Приобщение детей к миру музыки является важным средством его полноценного развития, что в свою очередь благоприятно отразится не только на его способностях (музыкальных, интеллектуальных, творческих, но и поможет каждому ребенку стать в будущем гармоничной и счастливой личностью.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

 Музыка положительно влияет на развитие нервной системы детей. Дети любят петь и подпевать, они любят слушать музыку и получать от этого удовольствие, ведь с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость, грусть, тревогу, любовь. Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребенка. Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь детей является пение взрослыми, которое включается в различные моменты деятельности детей, колыбельные перед сном, потешки, приговорки во время купания и игры для развлечений; протяжные и лирические песни во время ручного труда, хороводные на прогулке, календарные на праздниках.

Музыкальное воспитание и приобщение к музыке.

Формирование активности в музыкальной деятельности это основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей от 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Дети наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них, очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Консультация для родителей

«Музыкальное развитие

 детей раннего возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста

Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...

Консультация «Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста»

Консультация «Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста»...

Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...

Презентация "Использование музыкально-ритмических игр и артикуляционных распевок для музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста»

 Главная цель педагога- развивать способности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства.     ...

Адаптированная образовательная программа по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста КГКУЗ ККСДР №4

Адаптированная образовательная программа по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х месяцев...