Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»
методическая разработка (старшая группа)

Филатова Наталья Николаевна

В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskie_umeniya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков».

 

Актуальность

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Как показывает опыт, овладение графическими навыками в нашей группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста.

 Письмо — сложный координационный навык, требующий сложной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под — над, около – внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки:
-правильное обращение с письменными принадлежностями;
-координация движений руки при письме;
-соблюдение гигиенических правил письма;
Графические навыки:
-правильное изображение букв;
-соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.
Орфографические навыки:
-обозначение звуков соответствующими буквами;
-соблюдение орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказывается на овладении графическими навыками и, более того, на развитии обучения. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 Цель: Развитие мелкой моторики рук с целью развития графических навыков.

Задачи:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста движение руки при письме.
2. Формировать умение использовать карандаш (ручку) в качестве рабочего инструмента.
3. Формировать зрительное и слуховое внимание.
4. Формировать умение управлять мышцами кисти руки.

Работа по развитию мелкой моторики проводится в трех направлениях:
— развитие мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности;
— развитие мелкой моторики в режимных моментах;
— взаимосвязь с родителями.
Этапы работы:
1 этап – использование пальчиковой гимнастики с предметами и с сопровождением стихотворной речи.
В образовательной деятельности пальчиковая гимнастика применяется как организационный момент, вводная часть, физкультминутка, заключительная часть НОД.
— Упражнение «Самомассаж ладоней и пальцев»;
— Игровой массаж «Мошка»;
— Физкультминутка «Рыбки-шалунишки».
— Упражнение-рисовалка «Божья коровка»;
— Упражнение — речедвигательная гимнастика «Шла собака через мост»;
— Упражнение — игровой массаж «Веселые свинки», «Очень вкусно»;
— Упражнение «Помощники»;
— Упражнение «Солнышко для мамы»;
— Упражнение «Две лисички, два зайчонка»;
— Упражнение «В гостях у белочки»;
— Массаж пальцев «Рукавицы»;
— Пальчиковая игра «Кря! Кря! Кря!».

2 этап – использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
— работа с бумагой в конструировании, в конструировании по типу с оригами, — в аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации), конструирование из природного материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов);
— в лепке использование разнообразных материалов (пластилин, масса, тесто, глина), также использование дополнительных материалов (семена, фольга, бисер и т.п.);
— в рисовании применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (акварель, тушь, гелиевые ручки, уголь, перо, кисти разных размеров, трафареты).

3 этап – развитие мелкой моторики как часть образовательной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»: использую традиционную технологию — выкладывание из палочек цифр, геометрических фигур, отсчет раздаточного материала, так же и нетрадиционную технологию — написание цифр по крупе, выкладывание из ракушек, из мелких камушек, из семян растений, выкладывание из пуговиц, пластмассовых крышечек и др.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: использованную традиционную технологию — выкладывание букв из палочек, при работе со схемами моделями; так же нетрадиционную технологию — написание букв по крупе, выкладывание из ракушек.

4 этап – развитие мелкой моторики в режимных  моментах.
— разнообразные игры с мозаикой, лото, домино;
— использование здоровьесберегающих технологий (песочная терапия);
— разнообразные игры по развитию мелкой моторики: шнуровка, подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, букв, пуговиц, застегивание (расстегивание) пуговицы, складывать матрешек, мять руками поролоновые шарики, губки.

 


Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации  движений пальцев и подготовке ребенка к письму. 

Работа с родителями в нашей группе была построена на взаимопонимании и сотрудничестве.

 

Заключение:
Благодаря  проделанной работе по развитию мелкой моторики рук, навыки детей стали более совершенными. Я увидела качественный скачок в развитии детей. Разные формы взаимодействия с детьми, используемые мной, при целенаправленном применении определили успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированных движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеют огромное значение для правильного и своевременного развития движения рук. Результаты проведенной работы подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этой темы.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые формы взаимодействия с детьми, методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности.

 

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” – утверждал В.А. Сухомлинский. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

План по самообразованию «Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»...

Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...