Опыт организации просветительской работы для родителей(законных представителей), воспитывающих детей раннего, младенческого и дошкольного возраста.
статья

Цыба Светлана Леонидовна

        Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_rabote_prosveshcheniya.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации просветительской работы для родителей(законных представителей), воспитывающих детей раннего, младенческого и дошкольного возраста.

Старший воспитатель Цыба С.Л.

Заведующий Овчинникова А.С.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида№21 «Золотой ключик» г.Канск

        Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Поэтому вопросами педагогического просвещения родителей необходимо  заниматься в ДОУ и продолжать  в  школеИзменить ситуацию педагогической безграмотности  позволяет планомерная и содержательная работа нашего  учреждения, направленная на педагогическое просвещение родителей. Родители должны понимать, что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и развитие их детей, а детский сад  является посредником и помощником для них.

В условиях реализации ФГОС ДОУ  целью нашего дошкольного учреждения является стремление помочь родителям приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей. Перед нами,  обозначаются   задачи:    «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою   сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка,  учитывать дифференцированный подход к каждой семье,  учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а  также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей,  создать единое пространство  для  развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса, поэтому  основной  целью  нашего  детского образовательного учреждения является просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей и  выработки общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить потребности родителей;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо- поддержки. содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных, мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);

-формирование ответственной и позитивной родительской позиции;

-содействие развитию навыков родительского самообразования;

-выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

-пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи.

Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована на основе следующих принципов:

  • ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и интересы;
  • учет социальных, образовательных, временных ресурсов семьи;
  • учет личного опыта родителей.

        Реализуя  данные принципы, мы  применяем современные технологии, формы и методы по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников, которые позволяют нам  решать широкий спектр задач родительского просвещения, вовлекать их в образовательную деятельность и содействовать формированию ответственного и позитивного родительства.

Актуальным для нас является  использование всевозможных наглядно – информационных форм общения и просвещения  родителей воспитанников. Для того чтобы заинтересовать родителей к получению новых психолого-педагогических знаний в вопросам воспитания детей дошкольного возраста,  мы используем  инновационные формы работы с семьей, которые основываются на применение современных информационно- коммуникационных технологиях. 

     Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Для дифференциации просветительской работы педагоги проводят анкетирование родителей, составляют характеристики категорий семей. По результатам анкетирования   родителей воспитанников нашего детского сада мы выявили проблему в психолого- педагогических знаниях родителей наших воспитанников, но она актуальна  и для современного российского общества в целом. Планируя годовой план работы дошкольного учреждения, мы запланировали мероприятия, которые  помогут семьям получить  психолого- педагогические знания в вопросах воспитания и развития своих детей. Это систематическая и регулярная  работа по просвещению родителей. Целью просвещения семей является создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующее:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление плана совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода социального педагога и воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Таковыми являются:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. После изучения семей идет составление «Социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Анкетирование воспитателей;

3. Тестирование родителей;

4. Индивидуальные беседы с родителями;

5. Индивидуальные беседы с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

Одной из традиционных  форм просвещения родителей в  нашем ДОУ являются родительские собрания. На наш взгляд - это одна из наиболее популярных форм взаимодействия детского сада  и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. Групповые родительские собрания –это  целесообразная и действенная форма ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Выбор цели родительского собрания зависит от этапа сотрудничества, образовательных потребностей родителей,  годового плана работы детского сада, а потом уже формируются задачи:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательной деятельности, с примерными образовательными программами, их целями и задачами;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей об особенностях развития ребенка определенного возраста, об условиях успешного взаимодействия с детьми;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (праздники, конкурсы, экскурсии, проекты, фестивали, походы и т.п.);
  • сплочение родительского коллектива;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания;
  • подведение итогов совместной деятельности педагогов, детей и родителей;
  • собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.

       Для реализации поставленных задач мы в своей работе  используем вариативные виды родительских собраний. Одной из самых распространенных форм родительского собрания   является информационно – просветительское, как система психолого-педагогического просвещения  проводимого в разнообразных формах:

  • классическое – донесение информации до родителей, вопросы родителей – ответы педагогов;
  • собрания-конференции – где родители делятся своим опытом воспитания детей. Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения;
  • собрания-консилиумы- обсуждение актуальных тем со специалистами;
  • круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов, групповая дискуссия – формы работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу, относятся к интерактивной форме взаимодействия с родителями;
  • мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье;
  • творческое собрание – где дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения,  прикладные умения и т.д.;
  • собрания в форме ролевых игр по различным темам  и проблемам воспитания и обучения - эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности. Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых;

      Проводя разнообразные формы родительских собраний как групповых, так и общих мы наблюдаем  заинтересованность родителей и  их активное участие.  На каждом родительском собрании мы видим присутствие все большее количество не только одного родителя, но и обоих родителей. Форма проведения родительских собраний согласовывается с родителями заранее, потому на каждом собрании родители являются активными участниками, делятся своими знаниями  и опытом с другими родителями.  Для проведения информационно- просветительской деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении на  собраниях  вниманию родителей предоставляется  презентация дошкольного учреждения. Это современная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ, высокотехнологичный способ донести информацию до родительской общественности и прекрасная возможность показать, чем живет и «дышит» дошкольное учреждение. Форма  презентации используется для того, чтобы показать  систему работы детского сада и систему дошкольного образования в целом. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.              Кроме того  мы создали официальную группу детского сада в социальной сети ВКонтакте - это форма дистанционной информационной поддержки, где  мы стараемся  использовать разнообразный контент, интересный и полезный, публикуя различные новости из жизни ДОУ, информацию для родителей, памятки, консультации, веб анкеты и опросы. Также популярностью пользуются практические материалы по работе с детьми:  изготовление поделок, аудиосказки, уроки рисования. Для родителей, имеющих детей с ОВЗ, публикуются  различные игры для развития речи, упражнения на развитие общей и мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика.   Существование официальной группы в социальных сетях на наш взгляд для современного родителя очень перспективная форма взаимодействия с семьями, она позволяет донести разнообразную, нужную и полезную информацию одновременно для большого количества родителей.

Мы активно развиваем и другие формы информационно- просветительной работы с семьями в режиме дистанционного информирования посредством информационно- коммуникационных технологий, имеется сайт дошкольного учреждения и страница ВКОНТАКТЕ, педагоги проводят консультации  в режиме онлайн, посредством  Skype,WhatsApp, Viber. Использование этих мессенджеров позволяют нам быстро (сейчас идет работа по переходу на общение с родителями в Сферум) обмениваться информацией с родителями, передавать текстовые сообщения, изображения, видео, с их помощью педагоги отправляют фото- видео фрагменты непосредственно образовательной деятельности в родительские чаты. Родительские чаты, созданные в таких программах, как WhatsApp или Viber, облегчают и ускоряют обмен информацией между педагогами и родителями. Тематика отчетных видеороликов и фотофильмов выбирается в соответствии с календарно- тематическим планированием  нашего дошкольного учреждения, а также мероприятий годового плана. В течении недели педагоги ведут фото и видео съёмку фрагментов НОД, режимных моментов во всех возрастных группах, интересных событий детского сада ( тематических праздников, утренников). Видеопоздравлений детьми родителей и педагогов к календарным праздникам (День дошкольного работника, День пожилого человека, День Матери, 23 февраля, 8 марта, 9 мая).  Вся информация монтируется в фото- видеоролик продолжительностью 5-7 минут, который загружается на сайт, в КОНТАКТ, в родительские чаты.

В течение учебного года в целях широкой просветительской деятельности информация для родителей размещается своевременно и периодично на стендах, на сайте образовательного учреждения. Традиционно в дошкольном учреждении используются активные формы работы взаимодействия педагогов и родителей: анкетирование; памятки, буклеты, информационные листы; акции «Засветись!», «Пристегнись», «Столовая для пернатых», «Посади дерево», «Неделя добра», фотовыставки: «Как мы летом отдыхали!», «Как папа в армии служил», «Я и мамочка», «Выпускники»; выставки рисунков, поделок из природного материала «Осенние дары»; «Мастерская Деда Мороза», «Золотые руки мамы»; персональные выставки творчества родителей; консультации, беседы; участие в творческих конкурсах разного уровня; детско-взрослые проекты, общие и групповые родительские собрания.

Педагоги активно используют в своей работе проведение совместных с родителями мероприятий, в которых родители становятся участниками спортивных конкурсов, соревнований, помощниками в благоустройстве групп и территории дошкольного учреждения. Хорошо себя зарекомендовала такая форма работы как –«Экскурсии выходного дня». В выходные дни педагоги совместно с родителями и воспитанниками посещают Канский краеведческий музей, Выставочный зал, Канский драматический театр, Мемориал, а после готовят вместе с детьми презентацию –сообщение о проведенных выходных днях.

На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. В нашем ДОУ используется форма работы с родителями «Гость в группе». Уже начиная со средней группы  мы приглашаем родителей и сотрудников детского сада в группы. Они рассказывают о своих увлечениях, хобби, профессиях, проводят мастер –класс. Родители все больше стали рассказывать о своей профессии, что им нравится и как они ее выбрали, почему именно эта профессия нужна в современном мире. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Сейчас очень сложно выйти на предприятие или офис, показать как проходит технологический процесс, чем занят рабочий или служащий. Когда приходят родители, то они показывают презентацию своей деятельности, приносят иллюстрации плакаты, предметы труда и рекламу своей работы. Видя все это ребенок может представить, с чем приходится работать взрослым  и что получится в итоге.

По вопросам развития и образования детей, в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» с целью привлечения граждан к получению услуги службы консультативной помощи родителям (законным представителям)  на сайте МБДОУ№21 функционирует «Консультационный пункт для родителей». Деятельность консультационного центра также обеспечивается «Положением о консультационном пункта». В деятельности консультационного пункта принимают участие администрация и педагоги МБДОУ.  Осуществляется оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста (от 0 до3 лет, с 3 до7 лет, дети ОВЗ); оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения. Для получения обратной связи с родителями (законными представителями)  функционирует обратная связь на сайте образовательного учреждения(форум), анкетирование. Цель консультационного пункта: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет. Консультацию можно получить у специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог). Получить консультацию можно заранее, договорившись о месте и времени по телефону дошкольного учреждения.

Также с целью развития воспитательного потенциала семьи, включающего психо-эмоциональное состояние родителей и характер детско-родительских отношений, организована деятельность детско-родительского клуба «Растем вместе». Совместные с детьми развивающие комплексные занятия проводятся 1 раз в месяц воспитателями ДОУ с родителями детей младшего дошкольного возраста.

В МБДОУ №21 апробирована форма взаимодействия с семьей «Школа для родителей будущих первоклассников». Занятия проводятся 1 раз в квартал воспитателями и специалистами ДОУ.  Целью организованной работы является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье. Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности. Родители помимо теоретических знаний получают практические навыки.

В ДОУ регулярно проходят Дни открытых дверей. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить поведение и умения ребенка с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

Результатом опыта работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.

Мы считаем, что время диктует свои условия, которые педагог должен чётко понимать и выстраивать свою работу учитывая социальные, психологические, личностные проблемы современных семей; их занятость, новую форму восприятия информации, ограниченность времени для традиционных форм взаимодействия.

       Актуальной становится проблема педагогического взаимодействия семьи и педагогов в условиях дошкольной организации.  Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просветительская работа с родителями(законными представителями) в воспитании детей на тему: физическая готовность ребенка к школе

успешное обучение и развитие в школе возможно, если ребенок физически готов. Она характеризуется состоянием детского здоровья, определенным уровнем физиологической зрелости организма, необходимой степ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС...

«Опыт работы с семьей по развитию мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем....

Работа по самообразованию Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Актуальность:Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выраж...

Педагогический опыт работы на тему: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством культурных практик»

Опыт работы по теме «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игровых культурных практик» формировался в условиях дошкольного образ...