Педагогический опыт работы на тему: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством культурных практик»
методическая разработка (младшая группа)

Иванова Анжелика Викторовна

Опыт работы по теме «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игровых культурных практик» формировался в условиях дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида д/с №16 городского округа  Вичуга, в группе раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

         

Пояснительная записка

к педагогическому опыту работы

на тему:

«Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством культурных практик»

Иванова Анжелика Викторовна

воспитатель

Муниципальное бюджетное

 дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида д/с №16

городского округа  Вичуга

Пояснительная записка

       Условия возникновения  и становления педагогического опыта.

Слайд 2.  Опыт работы по теме «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игровых культурных практик» формировался в условиях дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида д/с №16 городского округа  Вичуга, в группе раннего возраста. В дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия, отвечающие санитарно-гигиеническим, современным эстетическим требованиям, способствующим гармоничному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, с каждым годом становится всё больше детей с высокой степенью эмоциональной возбудимости, с признаками тревожности и гипервозбудимости, что приводит к трудностям в процессе в социализации и адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Слайд 3.  Актуальность.

Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС п. 1.6.) [1].

В соответствии с этим определена актуальность опыта на двух уровнях:

- на социально-педагогическом уровне актуальность отражается в потребности формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;

- на научно-методическом уровне актуальность определяется тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность идеи эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Причины, которые привели к постановке проблемы.

Выявленные уровни актуальности и анализ создавшейся ситуации, позволили определить проблему: несоответствие используемых форм и методов организации образовательного процесса детей раннего и младшего дошкольного возраста задаче создания условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе  их эмоционального благополучия.

Данная проблема определила тему опыта:

Слайд 4. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста  посредством игровых культурных практик».

Слайд 5.  Теоретической основой опыта являются:

- общие положения личностно-деятельностного подхода в педагогике и психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская);

Теоретическими идеями опыта являются взгляды ученых в области педагогики и психологии. Вопросу эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посвящены ряд исследований, проводившихся в последнее десятилетие (Н.В. Белинова, А.Ю. Вершинина, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина и другие). Такие исследователи, как Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина считают, что «Эмоциональное благополучие определяется как устойчивое эмоционально положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных» [2].

«Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, особенностями образовательной среды др.)» - утверждает Урунтаева Г.А. [3].

Для отечественной педагогики и образования понятие «культурные практики в образовательном процессе» является  новым.  Но о нём уже активно говорят  на разных образовательных уровнях (Т.Б. Алексеева, Н.Б. Крылова, С.В. Масловская, А.В. Шипова и др.). Н.Б.Крылова дает определение культурным практикам: «Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми». [4]

Слайд 6. Целью педагогической деятельности в данном направлении является  создание условий для обеспечения эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игровых культурных практик.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: 

1.Изучить теоретический и практический материал по проблеме эмоционального благополучия.

2.Обновить развивающую предметно-пространственную среду в группе  в соответствии с ФГОС ДО.

3.Использовать игровые культурные практики для социально – эмоционального развития дошкольников.

4.Способствовать успешной адаптации детей в коллективе, развитию коммуникативных навыков.  

5.Формировать у детей положительные эмоциональные отношения со взрослыми и сверстниками.

6.Создать единое благоприятное образовательно-воспитательное пространство ДОУ и семьи, повысить информационную культуру родителей.

Слайд 7. Нами определены принципы, позволяющие эффективно строить работу: принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; принцип дифференцированного подхода (учитываются индивидуальные особенности ребёнка и его интересы); принцип сотрудничества детей и взрослого; принцип психологического комфорта каждого ребёнка.

Для эмоционального развития детей используем современные образовательные и развивающие технологии: здоровьесберегающие, проектной деятельности; личностно-ориентированные  (И.С. Якиманская);

игровые (Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова); информационно-коммуникативные технологии (Н.В. Коновалова); исследовательской деятельности (Н.Н. Совгир, О.В. Дыбина, Л.В. Рыжова, А.И. Савенков);

предметно-развивающей среды.

Технология педагогического опыта.

Слайд 8. Одним из самых значимых факторов, влияющих на эмоциональное благополучие ребёнка, является грамотно организованная деятельность воспитателя. 

Слайд 9.  ФГОС ДО нацеливает на создание условий  для овладения детьми различными видами  культурных практик, которые в наибольшей степени будут способствовать созданию благоприятной эмоциональной обстановки и общего эмоционального благополучия в детском саду. (ФГОС ДО, п.2.11.2 –а) [1].

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта были разработаны: план проведения игровых культурных практик; картотека игр с песком, водой; картотека театрализованных игр; разработаны конспекты проведения игровых досугов; разработано положение о родительском клубе «Дружная семейка»; план клубных встреч; консультация для родителей и воспитателей «Песок-помощник в развитии детей», «Общаемся играя».

Слайд 10.  Для организации и проведения игровых культурных практик  оформлена развивающая предметно-пространственная среда на основе системы принципов деятельностного обучения: психологической комфортности, деятельности,  целостности, вариативности, творчества, непрерывности.

Созданы  игровые центры: «Развивайка», «Художественно-творческий центр», «Центр двигательной активности «Здоровячки». Оформлен уголок психологической разгрузки. «Уголок уединения» это специально отведенное место группы, где дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки, напоминающие о близких и родных людях. «Весёлая карусель»,  на которой крепятся  подвесные фигурки: солнышко, бабочки и птички, а зимой -  снежинки, сосульки, помогает  снять эмоциональное напряжение малышам, отвлечься от расставания с мамой.  «Центр воды и песка» помогает создать радостное настроение,  снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка. Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей; «Сердитая дорожка» - резиновая шипованная дорожка, на которой дети могут потоптаться. Всё это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата.

     Слайд 11.    В совместной деятельности с детьми используются игровые культурные практики.

Слайд 12.    Игровые культурные практики организуются во второй половине дня и носят преимущественно подгрупповой характер. 

Все использованные  практики были распределены на два взаимосвязанных модуля: совместные игры педагога и детей, игровые ситуации. Наиболее интересными и эффективными оказались следующие игры:

Слайд 13. Игры с водой: «Ловись рыбка», «Плыви кораблик», «Печём пирожки», «Поймай пузырь на ладошку» - развивают различные рецепторы, успокаивают, дарят положительные эмоции.

Игры с крупами и песком: «Бассейн для пальчиков», «Найди сюрприз», «Узоры на песке», «Выкладывание  узоров из красной фасоли» - позволяют расслабить мышцы рук, развивают тактильные ощущения, уменьшают внутреннюю тревогу.

Слайд 14. Игры с предметами: игры с кубиками, пирамидками, колечками , шнуровницами, кнопочницами, с пособием «Бизиборд» и др.-  устанавливают контакты с ребенком, повышают жизненный тонус, позволяют создавать проблемные ситуации. 

Слайд 15. Игровые ситуации на развитие эмоций: «Солнце и дождик», «Звонкий бубен», «Мишка косолапый», «Грустный, весёлый» - помогают адаптироваться к условиям детского сада, развивают эмоции.

Слайд 16. Игровые досуги, сюрпризные моменты  «Минутки радости»: «Весёлая Матрёшка», «Колобок - румяный бок», «Праздник мыльных пузырей», «Мой весёлый звонкий мяч» и др. - снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Слайд 17. В младшей группе к данным игровым практикам добавились новые: Хэппенинг ( рисование, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции), игры с шумовыми инструментами, театрализованные игры. 

Для повышения психолого- педагогической грамотности родителей, развития компетентности в вопросах воспитания, организован родительский клуб «Дружная семейка». Создана группа в социальной сети «Капелька», где родители знакомятся с играми, с дидактическим материалом, потешками. Полученные знания родители используют в семейном воспитании.

Слайд 18. Взаимодействие в рамках опыта.

Для решения поставленных задач в тесном контакте друг с другом работают:  воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский работник, старший воспитатель, заведующий ДОУ. Каждый из педагогов решая свои задачи, определенные образовательной программой  и положениями о ДОУ, принимает  участие в развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов, укреплении здоровья, обеспечения эмоционального благосостояния детей как в адаптационный период, так и на следующем этапе жизни в детском саду.

Диапазон опыта представлен системой педагогических мероприятий, направленных на обеспечение эмоционального благополучия через применение игровых культурных практик в ходе совместной деятельности педагога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Новизна опыта состоит в создании системы применения игровых культурных практик, нацеленных на обеспечение эмоционального  благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В рамках опыта разработаны:  план проведения игровых культурных практик (Приложение 1); картотека игр с песком, водой (приложение 2,3); картотека театрализованных игр (Приложение 6); разработаны конспекты проведения игровых досугов (Приложение 4,5); положение о родительском клубе «Дружная семейка»; план клубных встреч (Приложение 7);

план проведения игровых культурных практик для детей раннего и младшего дошкольного возраста; конспекты игровых досугов; картотека игр с песком, водой; картотека театрализованных игр. 

Слайд 19. Анализируя опыт работы, пришла к выводу, что данная система работы способствует успешному прохождению адаптационного периода, укреплению психического здоровья детей, созданию условий для обеспечения эмоционального благополучия малышей.  

Повысилась компетентность родителей в вопросах физического и психического развития и здоровья детей. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ. 65 % родителей удалось заинтересовать проблемами своевременного эмоционального развития детей и создания условий для эмоционального благополучия.

Данный опыт был представлен на личном сайте

Литература и интернет-источники.

1. ФГОС ДОО (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 31)

2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997.- 216с.

3. Урунтаева Г.А. «Детская психология». Москва. 1996 г.

4. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.

5.Т.Н.Доронова. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. /Обруч. Москва 2010/.  

6.М.Ю.Картушина. Развлечения для самых маленьких. / Творческий центр. Москва 2010/ . Кошелева А. Д. и др.

7. Н.В.Нищева . Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. С. 318-320/ Е.О.Севостьянова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС...

Тема: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова»

Опыт работы  раскрывает особенности работы педагога по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова через различные виды детской деятельности....

Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...

Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий

В  данных  методических  рекомендациях  представлены   различные  варианты  педагогических  и  коррекционных  технологий, котрые  можно испо...

Самообразование на тему: " Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр".

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического...