Самообразование на тему: " Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр".
план-конспект занятия (младшая группа)

Бабикова Елена Владимировна

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия малыша обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка по ФГОС, является обеспечение эмоционального благополучия.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками:
• Ребенок спокоен;
• Жизнерадостен;
• Активен;
• Охотно включается в детскую деятельность и общение;
• Легок и инициативен в контактах со взрослыми;
• С удовольствием посещает детский сад.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:

 

  • обеспечивают быструю адаптацию;
  • вызывают эмоциональную разрядку;
  • способствуют развитию мимики и жестов;
  • улучшают воображение;
  • развивают способность концентрироваться;
  • развивают умение распознавать собственные чувства;
  • развивают склонность к эмпатии;
  • формируют умение соблюдать правила;
  • помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
  • ребенок - полноценная часть общества

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

№ 8 «ЗОРЯНОЧКА»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

_________ С.Ю. Месикова

«01» ноября 2023 г.

План по самообразованию:

«Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Срок реализации программы – 1 год.

Подготовила воспитатель:

Бабикова Е.В.

Ессентуки 2023 год.

«Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Дата начала работы над темой: 01 ноября 2023

Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2024

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизация методических материалов по использованию коммуникативных игр с детьми раннего возраста.

Задачи:

- расширить знания о воспитании детей раннего возраста.

- обогатить развивающую среду группы с целью обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством

коммуникативных игр (создание и приобретение новых игр)

- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Эмоции детей раннего возраста через коммуникативные игры», проведение бесед.

-развитие речи детей.

Актуальность: Эмоции ребенка раннего возраста во многом определяют его поведение, ребенок действует «здесь и сейчас», не задумываясь, под влиянием сиюминутных переживаний. Эмоции выполняют роль побуждающего мотива к определенному поведению («я один, мне грустно и я плачу»). Постепенно, ко второму году жизни, эмоции ребенка всё теснее связываются с предметной деятельностью (успешностью/не успешностью ее выполнения). Эмоции направлены на объект, с которым ребенок действует. К концу раннего возраста малыш получает удовлетворение от игры, возникают переживания, связанные и с сюжетом игры. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Работа в данном направлении поможет мне разобраться с общими особенностями детей раннего возраста, такими как:

-Трудно сосредоточиться

- Внимание вызывается внешне привлекательными предметами

- Поведение ситуативно

-Свойственны подражательность

- Лёгкая внушаемость;

- Зрительно-эмоциональная память

- Наглядно-действенное мышление.

Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.

Классификация коммуникативных игр раннего возраста (условная)

  • Игры с разными мелкими предметами, игрушками;
  • Игры чисто «словесные»;
  • Игры пальчиковые;
  • Игры малой подвижности;
  • Игры музыкальные и с музыкальными игрушками;
  • Игры хороводные (в кругу), игры в паре;
  • Игры телесные, с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики и т.д.
  • Игры досуговые (забавляющие и развлекающие) и т.д.

Этапы реализации:

1 этап

Установочный (сентябрь-май) Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме. Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации.

Содержание работы:

#1060;ГОС дошкольного образования "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

3. См. список литературы ФГОС дошкольного образования

Практические выходы

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды.

2 этап

Теоретический ( октябрь-май)

#1056;абота с детьми

Подбор и проведение коммуникативных игр, обеспечивающих комфортное пребывание ребенка в группе.

2.Работа с родителями

  • Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста (родительское собрание) – ноябрь.
  • Консультация для родителей на тему «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр» - май.

3.Самореализация

  • Работа с методической литературой.
  • Систематизация коммуникативных игр, в соответствии с возрастными возможностями.

3 этап

Практический

#1056;абота с детьми.

В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.

Игра «Ладошка».

Дай ладошку, моя крошка,

Я поглажу тебя по ладошке!

На ладошку, моя крошка,

Ты погладь меня по ладошке!

Игра «Дождик»

Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои открыли,

От дождя себя укрыли!

Игра «Бубен»

Бубен, бубен, позвени

И ребят повесели.

Малыши играют,

В бубен ударяют.

Сашенька (Олечка, Таня….) играет, в бубен ударяет.

Хлопай – раз, хлопай – два! Интересная игра.

Игра «Хома,хома,хомячок»

Хома, хома, хомячок,

Разожми свой кулачок!

Ну-ка, ну-ка, разожми,

Что найдёшь – себе возьми!

Игра «Хозяюшка»

Наша-то хозяюшка умная была,

Всем своим «зверюшкам» работу дала

-Чашечку собачка моет язычком,

Мышка поднимает крошки под столом,

Лапою котёнок по столу скребёт,

А колючий ёжик веником метёт.

Игра «Разные мамы»

Мама ежиха гладит ежат,

Какие хорошие детки лежат.

Мама зайчиха гладит зайчат,

Какие хорошие детки лежат.

2. Работа с родителями.

  • Анкетирование родителей.
  • Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
  • Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
  • Сбор фотоматериала.
  • Изготовление папки-передвижки «Наше настроение».

3. Самореализация

  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
  • Сообщение из опыта работы «Особенности коммуникативные игры как средство обеспечения эмоционального благополучия у детей раннего дошкольного возраста»

4 этап

Итоговый (май)

Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, интернета, картотек и т. д.

Методы и формы работы:

- Родители:

- консультации,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- коммуникативные и дидактические игры по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

- эмоциональное благополучие, осуществляемое в процессе общения.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

Предполагаемые итоги реализации:

- Воспитание желания играть друг с другом и со взрослым, сближение детей и взрослых.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Развитие доверительных, партнёрских отношений;

- Обучение взаимодействию друг с другом и с педагогом;

- Развитие внимания, быстроты реакции;

- Развитие музыкального слуха, чувства ритма, согласованности движений с текстом стихотворения;

- Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия), речи;

- Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;

-Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для коммуникативных игр и правильно подбирать их.

Перспективный план работы по теме самообразования:

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Ноябрь

1) Изучение методической , педагогической, психологической и другой литературы, опыта коллег по теме коммуникативных игр и эмоционального состояния.

2) Наблюдение за эмоциональным состоянием во время коммуникативных игр и общения детей.

3) Изготовление картотеки «Игры для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста».

4) Изучение игр развивающих эмоциональную сферу детей раннего возраста.

1) Ритуал приветствия «Солнышко» .

2) Коммуникативная игра «Позови ласково» .

3) Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».

4) Чтение стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

1) Анкетрование родителей «Коммуникация со сверстниками».

2) Папка передвижка «Развитие детей в коммуникативных играх».

3) Консультация для родителей на тему «Роль коммуникативных качеств детей раннего возраста».

4) Деловая игра «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Декабрь

1) Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды по эмоциональному состоянию детей.

2) Создание картотеки коммуникативных речевых игр «Уроки добра».

3) Просмотр обучающего вебинара "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей».

4) Посещение мастер-класса педагога Манн Т.И. на тему: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

1) Продуктивная деятельность «Что бывает у зимы?».

2) Разучивание игры мирилки «Давайте все мириться».

3) Чтение сказки «Про себя».

4) Беседа «Может ли ротик обидеть?

1) Круглый стол по теме: Коммуникативные игры «Сказки добра».

2) Консультация для родителей по теме: «Литературные произведения - «Давай мириться».

3) Совместная работа с ребенком по теме: «Коммуникация со сверстниками».

4) Мастер-класс «Без игры нет развития».

Январь

1) Изучение структуры и требования к проведению дидактических игр в раннем возрасте.

2) Подбор новых методов и приемов для развития эмоционального состояния детей.

3) Повышение уровня теоретических знаний по применению дидактических игр и пособий.

4) Просмотр обучающего вебинара «Проведение дидактических игр в раннем возрасте».

1) Дидактическая игра «Собери картинку».

2) Рассматривание иллюстраций - эмоции детей.

3) Словесная игра «Скажи ласково».

4) Чтение художественной литературы «В магазине игрушек» Ч. Янчарского.

1) Консультация «Учим ребенка общаться».

2) Привлечение родителей к обогащению РППС группы атрибутами дидактического направления.

3) Фотоотчет проведенных мероприятий с детьми.

4) Индивидуальные беседы по теме «Эмоционального развития детей».

Февраль

1) Изготовление картотеки потешек, закличек, мирилок и приговорок на коммуникативное развитие детей.

2) Выступление на МО групп раннего возраста по теме: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

3) Создание картотеки добрых слов.

4) Просмотр обучающего вебинара «Учимся вежливости, уроки доброты».

1) Продуктивная деятельность «Дерево дружбы».

2) Подвижные игры «Давай дружить».

3) Беседа «Как помириться».

4) Разучивание танца «Маленьких утят».

1) Консультация родителей «Дружба крепкая».

2) Рекомендации по разучиванию мирилок дома с детьми.

3) Деловая игра «Азбука общения с ребенком».

4) Рекомендации по теме «Создание эмоционального благополучия ребенка».

Март

1) Изготовление папки передвижки «Правила дружбы».

2) Просмотр обучающего вебинара «Коммуникативные игры – танцы, как средство развития детей раннего возраста».

3) Изготовления картотеки песен и движений на тему «Давайте жить дружно».

4) Создание карточек добрых и плохих поступков.

1) Конструирование «Построй сказочный город для друзей из кубиков».

2) Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

3) Игры-стишки с движениями (малоподвижные игры мирилки).

4) Чтение сказок про добро и зло.

1) Индивидуальная консультация по возникшим вопросам коммуникативного взаимодействия.

2) Практикум «Ромашка добра».

3) Семейный конкурс «Давай дружить».

4) Фотовыставка «дружба глазами детей».

Апрель

1) Повысить уровень знаний по содержанию, организации и проведении занятий для эмоционального благополучия детей раннего возраста.

2) Публикация статьи на сайте ДОУ «О взаимодействии коммуникативных игр и эмоционального благополучия».

3) Просмотр обучающего вебинара ««Эмоциональное благополучие ребенка как основа его успешности».

4) Создание картотеки простых мирилок.

1) Продуктивная деятельность «Дерево дружбы».

2) Музыкальная коммуникативная игра «Тихо-громко».

3) Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».

4) Беседа по теме: «Доброжелательное отношение».

1) Круглый стол по теме: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста».

2) Консультация для родителей «Минута нежности».

3) Демонстрация работ «Мои эмоции».

4) Тренинг для родителей «Мой ребенок вызывает у меня отрицательные переживания».

Май

1) Оформление опыта работы – его обобщение и распространение на тему «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

2) Консультация для воспитателей на тему «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

3) Диагностика эмоционального состояния детей на конец года.

4) Оценка результатов, выводы.

1) Рассматривание картинок по действиям и какие эмоции они вызывают.

2) Коммуникативная игра «Звукоподражание».

3) Дидактическая игра на распознавание эмоций «Кого куда».

4) Просмотр мультфильма «Мешок яблок».

1) Памятка для поддержания и распознавания эмоций.

2) Памятка с простыми мирилками.

3) Консультация «Как важно проводить время с ребенком».

4) Круглый стол для подведения итогов эффективности проделанной совместной работы.

Список литературы

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
  9. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
  10. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
  11. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
  12. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (ранний возраст) // Дошк. воспитание.#8470;#1057;.23-26.
  13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003
  14. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
  15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей . -М.,Просвещение, 1981

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

Картотека содержит набор подвижных и пальчиковых игр, которые рекомендуются проводить в период адаптации....

ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742891","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742893","...

Педагогическая программа по направлению "Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр" уникативных игр

   Так как в современное время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...

План самообразования 2022-2023Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и ...

Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр

Общение является одним из условий психического развития ребенка.Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности:учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д.В процессе коммуникативн...