"Сенсорные эталоны"
консультация (младшая группа)

Сизова Ирина Евгеньевна

Любого ребенка можно научить осознаному восприятию сенсорики. При этом важно, чтобы малыш запоминал и дифференцировал информацию о свойствах предметов и умел на практике применять эти знания. Помогут в этом специальные ориентиры, с которыми дети сравнивают то, что воспринимают. По-другому они называются сенсорными эталонами.

Таким термином называют образцы внешних признаков предметов. Их можно назвать своеробразной "шпаргалкой", в которую ребенок подглядывает, чтобы сравнить и сопоставить свои сенсорные ощущения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_etalony_-_svoystva_predmetov.docx72.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Воспитатель: Сизова И.Е.

Сенсорные эталоны

сенсорное развитие

Любого ребёнка можно научить осознанному восприятию сенсорики. При этом важно, чтобы малыш запоминал и дифференцировал информацию о свойствах предметов и умел на практике применять эти знания. Помогут в этом специальные ориентиры, с которыми дети сравнивают то, что воспринимают. По-другому они называются сенсорными эталонами.

Таким термином называют образцы внешних признаков предметов. Их можно назвать своеобразной «шпаргалкой», в которую ребёнок подглядывает, чтобы сравнить и сопоставить свои сенсорные ощущения.

Какие бывают сенсорные эталоны?

  • Эталон цвета
    Семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • Эталон формы
    Разнообразные геометрические фигуры.
  • Эталон величины
    Любая метрическая система: от определения величины предмета на глаз до сравнения одной вещи с другой.
  • Эталон слуха
    Звучание, которое измеряется в децибелах, слова родного языка (твёрдые и мягкие), музыкальные ноты и т. д.
  • Эталон вкуса
    Четыре основных вкуса (кислое, сладкое, солёное, горькое) и их сочетания.
  • Эталон обоняния
    Деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие и тяжёлые и т.п..

Формирование таких эталонов лежит в основе сенсорного воспитания. Работа с ними проходит в три основных этапа:

  1. 0-2 года.
    На этом этапе формируются предэталоны. Малыш воспринимает только отдельные свойства предметов, которые наиболее существенны (форма, звук).
  2. 2-5 лет.
    Дети знакомятся с общепринятыми эталонами и способами их использования.
  3. От 5 лет и старше.
    Ребёнок усваивает общепринятую систему эталонов (цвет, форма, звучание, величина и т.д.). В этот период свойства предмета приобретают основное значение независимо от конкретной вещи.

Сенсорные эталоны можно назвать самым важным инструментом, который дети могут использовать для систематизации и обобщения своего сенсорного опыта. 

В каком возрасте начинать

сенсорное развитие детей

Сенсорное развитие детей начинается с 2-3 месячного возраста. Как только ребёнок адаптируется к внешнему миру и начинает воспринимать окружающие предметы и явления, запускается процесс познания. Малыш с удовольствием и интересом разглядывает яркие игрушки, пытается рассмотреть предметы и людей. В столь раннем возрасте еще рано говорить о полноценном сенсорном воспитании. Скорее, в младенчестве происходит подготовительный этап для освоения движений. У ребёнка появляются нецеленаправленные движения руками. При контакте с предметами малыш пытается притянуть его или ощупать. В это же время ребёнок знакомится с объективными свойствами вещей: весом, звуками, расположением предмета в пространстве и т. д. Малыш невероятно любопытен и пытлив, ему интересно всё, и каждая мелкая деталь имеет значение.

Приблизительно к 6-8 месяцам ребёнок учится ползать. Как только он начинает перемещаться в пространстве, расширяется и зона его восприятия. Нет такого места в доме, куда бы малыш не заглянул. Этот период невероятно важен в жизни ребёнка, поэтому старайтесь не ограничивать малыша в его исследовательских порывах, а напротив, поддерживать стремление изучить всё вокруг (конечно, если это не электрическая розетка или острые и опасные предметы).

В первый год жизни малыша основной задачей родителей является создание для ребёнка разнообразия внешних впечатлений, которые будут развивать интерес к свойствам предметов. Основной вид воспитания в это время – сенсорное. Достаточное количество ощущений положительно сказывается на эмоциональном и даже физическом развитии, тогда как «сенсорный голод» ведёт к задержкам психики и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»

Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов через игры с пособием «Сенсорная юбка»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...